город Омск |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А75-8544/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.
судей Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1374/2012) Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2011 года по делу N А75-8544/2011 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании 1 079 350 рублей 27 копеек,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Александрова П.Ю. (доверенность N 26/12 от 01.01.2012, действительна по 31.12.2012);
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", ответчик) о взыскании 1 079 350 руб. 27 коп. в счет возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2011 по делу N А75-8544/2011 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскан вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 593 049 руб. 60 коп. С ООО "РН-Юганскнефтегаз" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 13 062 руб. 63 коп.
Не соглашаясь с решением суда, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ответчика 1 079 350 руб. 27 коп. причиненного лесам вреда.
По мнению подателя жалобы, истцом неверно произведен расчет суммы ущерба в результате уничтожения и порчи почвы. При расчете необоснованно снижена ставка платы за 1 куб.м. сосны в Тюменском лесотаксационном районе со 120 руб. 96 коп. до 86 руб. 40 коп.
В соответствии со справкой, выданной Филиалом ФГУП "РОСЛЕСИНГФОРГ" "ЗАПСИБЛЕСПРОЕКТ" (предприятие, уполномоченное Федеральным агентством лесного хозяйства на проведение лесоустроительных и таксационных работ), запас сосновых насаждений составляет 46 % общего запаса насаждений, что дает основание считать сосну преобладающей породой для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", для расчета ущерба причиненного лесному фонду необходимо применять ставку платы за единицу объема древесины - 120 руб. 96 коп.
Кроме того, при расчете ущерба судом не учтен тот факт, что ставки платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,30 (статья 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").
Расчет должен был быть произведен следующим образом: 858 кв.м * 120,96 руб. * 1,30 * 4 * 2 = 1 079 350,27 руб., где: 858 кв.м. - площадь; 120,96 руб. - наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы (сосна), установленная постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310; 1,30 - коэффициент с которым необходимо применять ставку платы за единицу объема древесины, установленный Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; 4 - коэффициент кратности согласно пункту 5 приложения 4 постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273; 2 - коэффициент категории защитности лесов, п. 9 приложения 3 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (категория защитности подтверждена выпиской из государственного лесного реестра - орехово-промысловая зона).
ООО "РН-Юганскнефтегаз" в письменном отзыве просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву, просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считатет решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2011 по делу N А75-8544/2011 подлежащим изменению.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения нефтегазодобывающими организациями требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Ханты - Мансийского района, проведенной 15.08.2011 Ханты - Мансийской межрайонной прокуратурой с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз", в выделе 33 квартала 599 Нялинского урочища, Ханты - Мансийского участкового лесничества Территориального отдела - Самаровское лесничество в районе куста N 28 Приразломного месторождения ООО "РН-Юганскнефтегаз" обнаружено нефтяное загрязнение почвы на площади 0,0858 га (858 кв.м.). Также в районе куста 35 Приразломного месторождения в квартале N 633 выдел 42 Нялинского урочища Ханты - Мансийского участкового лесничества Территориального отдела - Самаровское лесничество, в районе куста 35 Приразломного месторождения ООО "РН - Юганскнефтегаз" обнаружено нефтяное загрязнение почвы площадью 0,0488 га (488 м.кв.)
Результаты проверки зафиксировано в акте обследования участков лесного фонда Приразломного месторождения ООО "РН - Юганскнефтегаз" от 15.08.2011 (том 1, л.д. 24-25).
Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Ханты-Мансийский отдел) составлен протокол о лесонарушении от 25.08.2011 (том 1, л.д. 12-15), согласно которому лесонарушение произошло 15.07.2011 согласно телефонограмме N 6 управления охраны окружающей среды ООО "РН-Юганскнефтегаз" исх. 02/04-03-41 от 18.07.2011 (том 1, л.д. 26), направленной начальнику Ханты-Мансийского отдела Природнадзора Югры.
В деле имеется акт технического расследования инцидента от 18.07.2011 (том 1, л.д.27-28), составленный должностными лицами ООО "РН - Юганскнефтегаз". В нем установлено: индицент обнаружен 15.07.2011 при обходе трубопровода; этот нефтепровод к.28-т.3 159*5мм введен в эксплуатацию в 1992 года, с этого момента по нему транспортируется газово-нефтяная эмульсия, последнее испытание трубопровода проведено в 2008 году; причиной инцидента является коррозия трубопровода.
В протоколе о лесонарушении от 25.08.2011 указан размер ущерба за порчу почв на площади 858 кв.м. в сумме 1 079 350 руб. 27 коп., который в претензионном письме исх. N 566 от 26.08.2011 (том 1, л.д. 20-22) обществу "РН-Юганскнефтегаз" предложено в добровольном порядке возместить до 26.09.2011.
Поскольку в указанный срок сумма ущерба не возмещена, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что иск подлежит частичному удовлетворению, с ответчика следует взыскать 770 964 руб.48 коп. в счет возмещения причиненного лесному фонду вреда.
В соответствии со статьёй 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
Исключение составляют случаи, когда вред причинён предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 ГК РФ). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятие или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Следовательно, нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на котором хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 99 ЛК РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причинённый этими лицами вред.
По смыслу указанной нормы лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причинённый этим лицом вред лесам.
Обращение истца в арбитражный суд с настоящим иском обусловлено установленной законом обязанностью ответчика возместить причинённый им вред в результате нефтяного загрязнения почвы.
Факт причинения ответчиком ущерба окружающей среде в выделе 33 квартала 599 Нялинского урочища, Ханты - Мансийского участкового лесничества Территориального отдела - Самаровское лесничество в районе куста N 28 Приразломного месторождения в результате загрязнения почв нефтепродуктами, вина ООО "РН-Юганскнефтегаз" в этом подтверждаются материалами дела, а также не оспариваются самим ответчиком.
Общество не заявляет возражений относительно отсутствия у него обязанности по возмещению причиненного вреда. В письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает на ошибки, допущенные истцом при определении размера ущерба.
В пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного закона).
Исходя из положений статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, определение размера вреда окружающей среде осуществляется, в том числе, в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Приложением N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причинённого лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
Пунктом 5 названного приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 уничтожение или порча почв отнесены к лесонарушениям.
Истцом расчет ущерба произведен на основании Постановления правительства РФ от 08.05.2007 N 273, а также Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310) следующим образом:
858 кв.м. * 120,96 руб. * 1,3 * 4 (кратность) * 2 (кратность) = 1 079 350,27 руб., где
858 кв.м. - площадь поврежденных почв;
120,96 руб. - наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы (сосна) согласно Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310;
1,3 - коэффициент, установленный Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ;
4 - коэффициент кратности - наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации за каждый кв. м. снятой, уничтоженной или испорченной почвы (ставка взята на основании пункта 5 приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273).
2 - коэффициент категории защитности лесов (защитные полосы вдоль автодорог), пункт 9 приложения 3 Постановления правительства РФ от 08.05.2007 N 273.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, верно указал на необходимость применения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 ставки, установленной в отношении деловой древесины средней крупности, в размере 86,40 руб., являющейся наибольшей ставкой платы за единицу объема древесины, преобладающей основной лесообразующей породы в эксплуатируемых лесах, в которых установлено лесонарушение.
Довод истца о неправомерном снижении судом первой инстанции ставки платы за 1 куб. м. сосны со 120,96 руб. до 86.40 руб. подлежит отклонению.
При исчислении стоимости древесины разделение её на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности (пункт 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства).
Отклоняет Суд доводы истца о неприменении к спорным отношениям положений вышеназванной Методики. Постановлением Правительства РФ N 273 утверждена Методика исчисления вреда, а Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, которые установлены в зависимости от разделения древесины на деловую и дровяную. При этом Методикой определен порядок исчисления вреда, который подлежит применению при выборе соответствующей ставки. Поскольку истцом применена ставка в отношении крупной древесины, в то время как подлежит применению ставка в отношении древесины средней крупности, суд первой инстанции правомерно признал расчет ущерба в соответствующей части неправильным.
При расчёте суммы ущерба за преобладающую основную лесообразующую породу взята сосна на основании справки филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" от 20.10.2009 N 06/2764 (том 2 л. 11), в которой указано, что согласно данным государственного лесного реестра и материалов лесоустройства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре запас сосновых насаждений составляет 46 % общего запаса насаждений, что дает основание считать сосну преобладающей породой для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Произведённый судом первой инстанции расчёт ущерба, исходя из наибольшей ставки платы за 1 куб.м. средней деловой древесины породы сосна в Тюменском лесотаксовом районе (86,40 руб.) является верным, соответствующим положениям действующего законодательства.
Изложенная правовая позиция подтверждается в судебной практике - постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2011 по делу N А75-10034/2010, от 03.10.2011 по делу N А75-11356/2010.
Вместе с тем, при расчете судом первой инстанции не учтен коэффициент 1.3, установленный Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ, в результате чего неверно определен размер ущерба, подлежащего возмещению ответчиком.
Данный коэффициент (1,3) представляет собой ставку платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2011 году (ставка взята на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310).
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,30.
Таким образом, размер ущерба следовало определить следующим образом:
858 кв.м. * 86,40 руб. * 1,3 * 4 (кратность) * 2 (кратность) = 770 964,48 руб.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.12.2011 по делу N А75-8544/2011 подлежит изменению.
В связи с удовлетворением иска в части взыскания с ответчика 770 964,48 руб. в счет возмещения вреда, с ООО "РН-Юганскнефтегаз" в доход федерального бюджета подлежит взыскать государственную пошлину в размере 16 995 руб. 36 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2011 года по делу N А75-8544/2011 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" в пользу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийсколго автономного округа - Югры 770 964 руб.48 коп. в счет возмещения вреда.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 16 995 руб. 36 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отклоняет Суд доводы истца о неприменении к спорным отношениям положений вышеназванной Методики. Постановлением Правительства РФ N 273 утверждена Методика исчисления вреда, а Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, которые установлены в зависимости от разделения древесины на деловую и дровяную. При этом Методикой определен порядок исчисления вреда, который подлежит применению при выборе соответствующей ставки. Поскольку истцом применена ставка в отношении крупной древесины, в то время как подлежит применению ставка в отношении древесины средней крупности, суд первой инстанции правомерно признал расчет ущерба в соответствующей части неправильным.
...
Произведённый судом первой инстанции расчёт ущерба, исходя из наибольшей ставки платы за 1 куб.м. средней деловой древесины породы сосна в Тюменском лесотаксовом районе (86,40 руб.) является верным, соответствующим положениям действующего законодательства.
Изложенная правовая позиция подтверждается в судебной практике - постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2011 по делу N А75-10034/2010, от 03.10.2011 по делу N А75-11356/2010.
Вместе с тем, при расчете судом первой инстанции не учтен коэффициент 1.3, установленный Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ, в результате чего неверно определен размер ущерба, подлежащего возмещению ответчиком.
Данный коэффициент (1,3) представляет собой ставку платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные в 2011 году (ставка взята на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310).
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,30."
Номер дела в первой инстанции: А75-8544/2011
Истец: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийсколго автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры
Ответчик: ООО "РН-Юганскнефтегаз"