г. Хабаровск |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А73-14527/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Озерпах": представитель не явился;
от Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу: Пахтий АлександрЮрьевич, представитель по доверенности от 21.11.2011 N 07-06/4764; Кожушкова Татьяна Викторовна, представитель по доверенности от 22.01.2012 N 07-07/155;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Озерпах" на решение от 01.02.2012 по делу N А73-14527/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Озерпах"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу
об оспаривании постановления от 12.10.2011 N 9/08-414
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Озерпах" (далее - ООО "ЖКХ Озерпах", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ДФО, административный орган) от 12.10.2011 N 9/08-414, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направили.
Департамент Росприроднадзора по ДФО в представленном отзыве, его представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей административного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Департаментом Росприроднадзора по ДФО, министерством природных ресурсов Хабаровского края и администрацией Николаевского муниципального района в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 09.03.2011, Администрацией Николаевского муниципального района письмом от 26.08.2011 N 1.1-32/2294 направлены в Департамент Росприроднадзора по ДФО сведения о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду по Николаевскому муниципальному району по состоянию на 01.08.2011 для принятия мер административного воздействия.
Из содержания указанного письма, поступившего в Департамент 05.09.2011, следует, что ООО "ЖКХ Озерпах" имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2011 года в размере 408623,00 руб.
Из документов, истребованных от Администрации Николаевского муниципального района, административным органом установлено, что согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года, ООО "ЖКХ Озерпах" оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, а также путем размещения отходов производства и потребления. Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2011 г. ООО "ЖКХ Озерпах" не производился, в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2011 года общество не внесло.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, Департамент уведомлением от 14.09.2011 N 1, направленным по месту нахождения Общества, известил ООО "ЖКХ Озерпах" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (23.09.2011 в 10-00 час. по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Ленина, д. 3, оф. 20). Уведомление получено обществом, согласно почтовой карточке о вручении, 16.09.2011.
23.09.2011 административным органом в отношении ООО "ЖКХ Озерпах", с участием генерального директора общества Гетьман О.В., составлен протокол N 9/09-414 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Определением от 23.09.2011 N 9/09-414 у общества истребованы расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду; платежные документы, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год.
23.09.2011 Департаментом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (05.10.2011 в 12-00 час. по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Ленина, д. 3, оф. 20).
В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов, рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 12.10.2011 в 12 час. 00 мин., о чем вынесено определение от 05.10.2011 N 9/09-414.
Определением от 05.10.2011 N 9/11-414 у общества повторно истребованы расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду; платежные документы, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год, а так же копия Устава ООО "ЖКХ Озерпах".
05.10.2011 административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "ЖКХ "Озерпах" на 12.10.2011 в 12-00 час. по адресу: г.Николаевск-на-Амуре, ул. Ленина, д.3, оф.20. Согласно отметке в почтовом извещении, определение получено обществом 07.10.2011.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 12.10.2011 Департаментом Росприроднадзора по ДФО, в отсутствие законного представителя общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 9/08-414, которым ООО "ЖКХ Озерпах" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением общество, обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 г.. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г.. N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок), пунктом 1 которого определено, что настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 9 Порядка установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 г.. N 49 "Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" руководителям управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональных управлений по технологическому и атомному надзору Федеральной службы предписано установить и довести до сведения природопользователей рекомендованные Федеральной службой сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Хабаровского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 30.01.2006 г.. N 10-а "О сроках перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области" установлены конкретные сроки предоставления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области и сроки перечисления природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г.. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 1). При этом отчетным периодом признан календарный квартал (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г.. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 г.. N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Судом по материалам дела установлено, что в ходе своей хозяйственной деятельности ООО "ЖКХ Озерпах" осуществляет выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, а так же осуществляет размещение отходов производства и потребления, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года и за 1, 2 кварталы 2011 года, а также справками о расходе топлива, использованного стационарным источником. Кроме того, данный факт подтверждается Разделом 4 "Размещение отходов производства и потребления" Расчета суммы платы по объекту негативного воздействия за 1, 2 кварталы 2011 года, заверенным генеральным директором ООО "ЖКХ Озерпах" О.В. Гетьман.
Следовательно, ООО "ЖКХ Озерпах" при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, обязано соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе обязано отчислять плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки. Вместе с тем, на момент проведения проверки административным органом установлено, что Общество не вносило плату за 1, 2 кварталы 2011 года в порядке и сроки, установленные законом. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.
Факт правонарушения, выразившийся в невнесении ООО "ЖКХ Озерпах" в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО "ЖКХ Озерпах" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41. КоАП РФ.
У общества имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Также заявителем не представлено доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных нормоположений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Довод общества о нарушении сроков составления административным органом постановления судом апелляционной отклоняется, поскольку и протокол и постановление изготовлены в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5. КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению, соответствуют требованиям КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.02.2012 по делу N А73-14527/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
...
Факт правонарушения, выразившийся в невнесении ООО "ЖКХ Озерпах" в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО "ЖКХ Озерпах" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41. КоАП РФ.
...
Довод общества о нарушении сроков составления административным органом постановления судом апелляционной отклоняется, поскольку и протокол и постановление изготовлены в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5. КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению, соответствуют требованиям КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А73-14527/2011
Истец: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство Озерпах"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу