г. Киров |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А17-3771/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Тетервака А.В.
судей Поляковой С.Г., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании представителя истца Семянова И.М., доверенность N 388 от 02.08.2012 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2011 по делу N А17-3771/2011, принятое судом в составе судьи Торговой Т.Е.,
по иску открытого акционерного общества "СУ-7 РиТМ" (ИНН: 7709021370, ОГРН 1027700034526)
к Военному комиссариату Ивановской области (ИНН: 3714001943, ОГРН 1023701627718)
о взыскании компенсации расходов, связанных с прохождением работником организации военных сборов,
установил:
открытое акционерное общество "СУ-7 РиТМ" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Военному комиссариату Ивановской области (далее - Военный комиссариат, ответчик, заявитель).
Предметом иска явилось требование истца о взыскании с ответчика компенсации расходов, связанных с прохождением работником организации военных сборов в сумме 82 507 рублей.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статью 6 Федерального Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (ред. от 17.12.2010) "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Ответчик исковые требования не признал.
Решением от 23.12.2011 Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с названным решением, Военный комиссариат обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает, что представленные справки по заработной плате Бирюкова А.О. за июль-август 2009 года имеют противоречия. В адрес ответчика от истца не поступали сведения о размере фактических расходов, которые являются основанием для выплаты компенсации. Лимиты бюджетных обязательств на расходы, связанные с подготовкой к осеннему призыву Бирюкова А.О. в 2009 году ответчику не были предусмотрены из-за отсутствия сведений о трудовой деятельности Бирюкова А.О. в Обществе.
Дневная тарифная ставка не соответствует сведениям, представленным в приложении к справке о заработной плате за каждый месяц работы в отдельности. Кроме того, в период с октября 2008 года по июнь 2009 года дневная тарифная ставка каждый месяц различна. Ответчик на основании этого считает, что в связи с имеющимися противоречиями, представленные в материалы дела справки о заработной плате Бирюкова А.О. не достоверны и доказательствами по делу не являются.
В Приказе военного комиссара Комсомольского района N 28 от 29.06.2009 Бирюков А.О. передан в Тейковскую автошколу РОСТО для подготовки к осеннему призыву 2009 года и обучения специальности-водителя автомобиля 29.06.2009. В именном списке граждан, отобранных военным-комиссариатом Комсомольского района Ивановской области в группу по подготовке по военно-учетной специальности водитель автотранспортных средств, категории "В, С" для укомплектования Тейковской автошколы РОСТО, Бирюков А.О. передан руководителю образовательного учреждения начальнику Тейковской автошколы РОСТО А. Орлову 29.06.2009. Начало подготовки 01.07.2009.
В Приказе же Общества от 06.07.2009 N 181 Бирюков А.О. направлен в военный комиссариат Комсомольского района Ивановской области на подготовку по военно-учетной специальности с 06.07.2009 по 29.09.2009.
Согласно представленным истцом табелям учета рабочего времени Бирюков А.О. посещал Тейковскую автошколу РОСТО с 06.07.2009 по 31.08.2009, всего 49 дней (370 часов).
По запросу военного комиссариата Ивановской области от 28.11.2011 в Тейковскую автомобильную школу были получены табеля учёта рабочего времени за июль-август 2009 года, из которых можно сделать вывод, что Бирюков Л.О. посещал Тейковскую автошколу с 01.07.2009 по 22.08.2009, всего 46 дней (352 часа). Представленные в материалы дела табеля учета рабочего времени Бирюкова А.О. не достоверны, противоречивы и доказательствами по делу не являются.
Кроме того, из материалов дела следует, что Бирюков А.О осуществлял свою трудовую деятельность в должности звукооператора 0,5 штатной единицы с 01.09.2009 по 30.11.2009. Продолжительность рабочего времени составляла 4 часа в день, 20 часов в неделю. В связи с этим, заявитель полагает, что Бирюков А.О. свою трудовую деятельность не осуществлял в Обществе.
Также считает необоснованным вывод суда о том, что ответчик располагал информацией, что Бирюков А.О. работает в Обществе.
По мнению заявителя, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств ответчика о прекращении дела в связи с неподведомственностью и истребовании у истца документов, подтверждающих трудовые отношения Бирюкова А.О. и Общества.
Общество в своем отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласно, просит оставить решение без изменения.
Военный комиссариат Ивановской области заявил ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с болезнью работников юридической службы.
Истец высказался против отложения рассмотрения дела.
Суд, с учётом мнения истца, отклонил данное ходатайство.
В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что в период с 14.10.2008 по 11.11.2009 Бирюков Артур Олегович находился в трудовых отношениях с Обществом, что подтверждено срочным трудовым договором N 123/08 от 14.10.2008, Приказом о приеме на работу от 14.10.2008, Приказами о продлении срока срочного трудового договора, табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда, командировочными удостоверениями, авансовыми отчетами работника.
03.07.2009 Бирюков Артур Олегович был призван Военным комиссариатом Комсомольского района Ивановской области для прохождения военных сборов, что подтверждено извещением Военного комиссара Комсомольского района в адрес генерального директора Общества.
Из представленного в материалы дела табеля учета рабочего времени, подписанного сотрудниками Тейковской автошколы, направленными в Общество, следует, что в период с 06.07.2009 по 29.09.2009 Бирюков А.О. проходил военные сборы в АТШ г. Тейково.
За период нахождения в Тейковской автошколе Общество начислило и выплатило Бирюкову А.О. среднюю заработную плату: за июль 2009 года - в размере 39 692 рублей, за август 2009 года - в размере 42 815 рублей, что подтверждается справками о заработной плате работника за июль, август 2009 года, табелями учёта рабочего времени работника, расчётными листками работника за июль, август 2009 года, платёжным поручением о перечислении заработной платы от 15.09.2009 N 003464 на сумму 42 815 рублей, от 14.08.2009 N 003068 на сумму 39 692 рублей.
Письмами N 2461/03 и N 2463/03 от 29.12.2009 Общество обратилось в Военный комиссариат со справкой о произведенных выплатах за июль-август 2009 года призванному на военную подготовку работнику Бирюкову А.О., с просьбой компенсировать свои расходы по выплате за период сборов средней заработной платы с указанием реквизитов для перечисления.
К данным письмам истцом были приложены копии следующих документов: извещение из комиссариата о направлении на подготовку военно-учетной специальности, приказ о направлении Бирюкова А.О. на подготовку, табель учета рабочего времени, расчет среднего заработка, расчетный листок Бирюкова А.О., платежные поручения на фактическое перечисление Бирюкову А.О. суммы средней заработной платы. Получение данных писем ответчиком не оспаривается.
Данные письма оставлены ответчиком без внимания, соответствующая компенсация не выплачена, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что граждане на время на время исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В соответствии с пунктом 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах РФ, в редакции Приказа Министра обороны РФ от 17.05.2007 N 185, о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане.
Основным документом, свидетельствующим о призыве сотрудника на военные сборы, является повестка из военкомата. Бланк повестки приведен в Приложении 1 к Положению о проведении военных сборов. Документ включает три части: расписку в получении, саму повестку и извещение для работодателя. Достаточным основанием для освобождения сотрудника от работы с сохранением должности и средней заработной платы является последний раздел бланка повестки - извещение, предназначенное для информирования работодателя. В извещении указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане, то есть, период, на который придется освободить работника от исполнения им трудовых обязанностей. В него входит время пребывания сотрудника на территории воинской части, а также в пути до места сбора и обратно.
В силу подпункта 2 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
Пункт 3 Правил компенсации расходов предусматривает, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Правилами компенсации расходов не предусмотрено ограничение для указанных выше выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года. Следовательно, истец вправе требовать возмещения понесенных им расходов.
В пункте 5 Правил компенсации расходов указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.
Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
Таким образом, законом четко не установлен перечень документов, подтверждающих фактические расходы.
Как следует из материалов дела, Обществом, в соответствии с пунктом 5 Правил компенсации расходов предъявлены ответчику документы для оплаты фактических расходов, связанных с прохождением военных сборов работника истца. Доказательства выплаты указанной суммы ответчиком истцу не представлены.
Из показаний допрошенного в ходе рассмотрения дела свидетеля Бирюкова А.О. следует, что он с 2008 года работал в Обществе слесарем; в Общество поступило извещение о направлении его на подготовку военно-учетной специальности в Тейковскую автошколу; за период подготовки Общество начислило и выплатило ему среднюю заработную плату; из Общества он уволился 11.11.2009 в связи с призывом в армию.
Проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Бирюков А.О. являлся работником Общества, ответчик располагал информацией о месте работы данного лица и расходы Общества, связанные с прохождением работником организации военных сборов, подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено вышеназванными правовыми нормами.
Надлежащих доказательств, подтверждающих отсутствие трудовых отношений у Общества с Бирюковым А.О., ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате.
Согласно пункту 2.3.2 "Положения об оплате труда и премирования работников ОАО "СУ-7 РиТМ", а также о порядке предоставления работодателем материальной помощи и займов работникам" от 30.12.2009 работникам Общества установлен суммированный учет рабочего времени.
Общество произвело расчет среднего часового заработка работника за соответствующий период в соответствии с пунктом 13 данного положения. Данному расчету дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Фактические расходы Общества подтверждены представленными в дело документами.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования на данные цели на 2009 год не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для невозмещения указанных расходов и прекращения соответствующего обязательства.
Доводы заявителя о том, что период начисления заработной платы не совпадает с периодом обучения Бирюкова А.О. в Тейковской автошколе, отклоняется апелляционным судом.
Согласно представленным Тейковской автошколой в 2011 году табелям период обучения составил с 01.07.2009 по 23.08.2009.
Табель учета рабочего времени, который был направлен в соответствии с Федеральным Законом "О воинской обязанности и военной службе" Тейковской автошколой истцу в 2009 году, подписанный тремя должностными лицами и скрепленный печатью, подтверждает период обучения с 06.07.2009 по 29.08.2009.
Ходатайство о фальсификации представленных истцом документов ответчиком не было заявлено.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 23 декабря 2011 года по делу N А17-3771/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
...
Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года. Следовательно, истец вправе требовать возмещения понесенных им расходов.
...
В соответствии с пунктом 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате.
...
Табель учета рабочего времени, который был направлен в соответствии с Федеральным Законом "О воинской обязанности и военной службе" Тейковской автошколой истцу в 2009 году, подписанный тремя должностными лицами и скрепленный печатью, подтверждает период обучения с 06.07.2009 по 29.08.2009."
Номер дела в первой инстанции: А17-3771/2011
Истец: ОАО "СУ-7 РиТМ"
Ответчик: Военный комиссариат Ивановской области
Третье лицо: Адвокатское бюро "Коренной и партнеры", представитель истца - Адвокатское бюро "Коренной и партнеры"