г. Вологда |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А52-2600/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Псковской области Приймук А.В. по доверенности от 16.04.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 января 2012 года по делу N А52-2600/2011 (судья Циттель С.Г.),
установил
Межрайонный отдел вневедомственной охраны при ОВД по городу Острову и Островскому району (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Псковской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.05.2011 N 08-54/0421.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с отдела по решению от 17.05.2011 N 08-54/0421 задолженности в общей сумме 1 591 828 руб. 62 коп., в том числе налога на прибыль в размере 1 217 238 руб., пеней - 333 792 руб. 62 коп., штрафа - 40 798 руб.
Определением суда первой инстанции от 19 сентября 2011 года оба дела объедены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 18 января 2012 года требования отдела удовлетворены, признано недействительным решение инспекции от 17.05.2011 N 08-54/0421. В удовлетворении требования инспекции о взыскании с отдела 1 591 828 руб. 62 коп. отказано.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную квалификацию осуществляемой отделом деятельности по охране имущества юридических и физических лиц как не относящейся к коммерческой, приносящей доход, а выручку от этой деятельности - не подлежащей обложению налогом на прибыль организаций.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами в ней изложенными, решение суда считает законным и обоснованным. Ходатайством просит о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Отдел надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу инспекции подлежащей удовлетворению, решение суда - отмене.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка отдела по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, результаты которой отражены в акте проверки от 19.04.2011 N 08-54/0352.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о занижении в проверяемом периоде объекта налогообложения налогом на прибыль на сумму дохода полученного от оказания платных услуг по охране имущества юридических и физических лиц в сумме 5 241 814 руб., в том числе за 2007 год - 2 205 016 руб., за 2008 год - 2 016 857 руб., за 2009 год - 1 019 941 руб., что повлекло неполную уплату в бюджет налога на прибыль в сумме 1 217 238 руб.
В налоговый орган 12.05.2011 поступили от отдела возражения на акт проверки от 19.04.2011 N 08-54/0352.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, возражений налогоплательщика инспекцией 17.05.2011 принято решение N 08-54/ 0421 о привлечении отдела к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2009 год в размере 40 798 руб., отделу начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 333 792 руб. 62 коп. и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 1 217 238 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Отдел, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области, которое решением от 27.06.2011 N 2.8-08/4595 решение инспекции оставило без изменения, жалобу - без удовлетворения.
На основании решения инспекцией, в порядке статьей 69, 70 НК РФ, отделу направлено требование по состоянию на 04.07.2011 N 3573 об уплате налога, пени, штрафа, сроком исполнения до 22.07.2011.
В связи с неисполнением отделом в установленный срок требования об уплате налога, пени, штрафа, инспекция на основании пункта 2 статьи 45 НК РФ обратилась с заявлением о взыскании недоимки по налогу на прибыль, пеням и штрафу в судебном порядке.
Отдел, не согласившись с решением инспекции, обратился в Арбитражный суд Псковской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные отделом требования и отказал инспекции в удовлетворении заявленных ею требований, прейдя к выводу о том, что отдел, входящий в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляя государственные функции по охране имущества юридических и физических лиц, по обеспечению общественной безопасности, действовал в рамках полномочий, возложенных на него Законом Российской Федерации "О милиции", поэтому его деятельность не может рассматриваться в качестве коммерческой приносящий доход, следовательно, не подлежит обложению налогом на прибыль по правилам главы 25 НК РФ.
Апелляционная инстанция не согласна с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
На основании пунктов 1, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение N 589), вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. Вневедомственная охрана в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" внесены изменения, согласно которым из статьи 35 исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих от договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" в Положение N 589 внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 указанного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 % от средств, поступающих по договорам от собственников. Данным пунктом также было установлено, что средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Положением N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, начиная с 2006 года, установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Следовательно, до перечисления указанных средств в бюджет необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль согласно статье 247 НК РФ являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном этим Кодексом.
В силу статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 321.1 НК РФ).
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В силу приведенных законоположений участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при оказании ими платных услуг по охране имущества граждан и юридических лиц, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них дохода от иных источников.
Следует отметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), квалифицируя средства, получаемые в виде платы за оказание услуг, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абзац третий пункта 3 статьи 41 БК РФ в редакции, действовавшей в проверенном периоде).
Изложенное также свидетельствует об обязанности бюджетного учреждения произвести уплату налога на прибыль с соответствующих доходов.
Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен в статье 251 НК РФ, и к таким доходам не отнесены доходы от оказания услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату.
Как следует из материалов дела, отдел в проверенном периоде оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе. Доходы, полученные от указанной деятельности, не включались в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Доходы составили в 2007 году - 8 933 574 руб., в 2008 году - 10 457 702 руб., в 2009 году - 11 351 093 руб. Расходы составили в 2007 году - 6 728 558 руб., в 2008 году - 84 440 845 руб., в 2009 году - 10 331 152 руб.
Отделом в главных книгах и регистрах бухгалтерского учета велся раздельный учет выручки от оказанных платных услуг и расходов по ним, согласно утвержденным сметам расходов. Фактов, превышения расходов в сравнении с утвержденными расходами по смете налоговой инспекцией не установлено.
Спор по сумме полученного дохода, сумме произведенных расходов, отражения их в учете, между сторонами отсутствует, о чем сторонами заключено в суде первой инстанции соглашение в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л. 25-33).
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что полученные отделом денежные средства по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставление иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Такой же подход отражен в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N ВАС-16855/11, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2012 по делу N А42-1795/2011.
Следовательно, выводы налогового органа в оспариваемом решении о необходимости исчислять и уплачивать налог на прибыль с дохода, полученного отделом в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением безопасности, являются правомерными.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований отдела о признании недействительным решения инспекции и отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с отдела задолженности в общей сумме 1 591 828 руб. 62 коп., в том числе налога на прибыль в размере 1 217 238 руб., пеней - 333 792 руб. 62 коп., штрафа - 40 798 руб.
С учетом изложенного жалоба инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 18 января 2012 года по делу N А52-2600/2011 отменить.
В удовлетворении требования Межрайонного отдела вневедомственной охраны при ОВД по городу Острову и Островскому району о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Псковской области от 17.05.2011 N 08-54/0421 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" принятого в отношении Межрайонного отдела вневедомственной охраны при ОВД по городу Острову и Островскому району отказать.
Взыскать с Межрайонного отдела вневедомственной охраны при ОВД по городу Острову и Островскому району (ОГРН 1026002143133, Псковская область, город Остров, улица Калинина, дом 28) в доход соответствующего бюджета 1 591 828 руб. 62 коп., в том числе налог на прибыль в сумме 1 217 238 руб., пени - 333 792 руб. 62 коп., штраф - 40 798 руб.
Взыскать с Межрайонного отдела вневедомственной охраны при ОВД по городу Острову и Островскому району (ОГРН 1026002143133, Псковская область, город Остров, улица Калинина, дом 28) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 28 918 руб. 28 коп.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), квалифицируя средства, получаемые в виде платы за оказание услуг, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абзац третий пункта 3 статьи 41 БК РФ в редакции, действовавшей в проверенном периоде).
Изложенное также свидетельствует об обязанности бюджетного учреждения произвести уплату налога на прибыль с соответствующих доходов.
Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен в статье 251 НК РФ, и к таким доходам не отнесены доходы от оказания услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату.
...
Спор по сумме полученного дохода, сумме произведенных расходов, отражения их в учете, между сторонами отсутствует, о чем сторонами заключено в суде первой инстанции соглашение в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л. 25-33).
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что полученные отделом денежные средства по договорам на охрану имущества юридических и физических лиц и предоставление иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А52-2600/2011
Истец: Межрайонная инспекция ФНС России N5 по Псковской области, МОВО при ОВД по г. Острову и Островскому району
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Псковской области, МОВО при ОВД по г. Острову и Островскому району