г. Пермь |
|
04 апреля 2012 г. |
Дело N А50-23001/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Усцова Л.А.,
судей Зелениной Т.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхутдиновой Г.А.,
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Южаковой Риммы Валентиновны: Сунцева П.В. по доверенности от 01.11.2011, паспорт,
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений Администрации города Перми : представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Южаковой Риммы Валентиновны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 февраля 2012 года
по делу N А50-23001/2011,
принятое судьей Заляевой Л.С.
по заявлению индивидуального предпринимателя Южаковой Риммы Валентиновны (ОГРНИП 304590625800057, ИНН 590600203846)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
о признании незаконными решения и распоряжения о предоставлении земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Южакова Римма Валентиновна (далее - ИП Южакова Р.В.) обратилась в арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к Департаменту земельных отношений города Перми (далее - Департамент) о признании незаконными решений Департамента от 15.08.2011 N И21-09-14545 "О рассмотрении обращения" и распоряжения от 09.12.2011 N 2141 начальника Департамента "О предоставлении ИП Южакой Р.В. земельных участков в Орджоникидзевском районе" в части сокращения срока аренды земельных участков по адресу: г. Пермь, ул. Липовая, 13, площадью 40 кв.м. и 80 кв.м., кадастровые номера 59:01:3812830:4, 59:01:3812830:5 с 4 лет 11 месяцев от заявленного до 11 месяцев.; возложении на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду указанных земельных участков для размещения торговых павильонов сроком на 4 года 11 месяцев, издания соответствующего распоряжения Департаментом, заключения с предпринимателем Южаковой Р.В. договоров аренды в течение 5 (пяти) дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением арбитражного суда от 06.02.2012 в удовлетворении заявления ИП Южаковой Р.В. отказано.
Не согласившись с решением, ИП Южакова Р.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что решение принято судом с нарушением норм материального права, обстоятельства дела установлены неверно. Поясняет в жалобе, что оспаривает решение и распоряжение Департамента в части сокращения срока предоставления земельного участка в аренду под объекты мелкорозничной торговли, включенные в дислокацию на 2011 год, в связи с тем, что на момент получения оспариваемых актов срок аренды уже фактически истек. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, нарушают права ИП Южаковой Р.В. как субъекта малого предпринимательства. Полагает, что судом, по сути, заявленные требования не рассмотрены. Выводы суда со ссылкой на п. 4.5 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27, по мнению заявителя, отношения к заявленным требованиям не имеют.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения не находит.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 198 АПК РФ, ст. 34 ЗК РФ, п. 1.6.1 "Порядка предоставления... земельных участков,... государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в ст. 34 ЗК РФ. Данной нормой предусмотрена также обязанность органа местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее Порядок).
Согласно п. 1.2 "Порядка" указанный нормативный акт определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на землю в ведении муниципального образования город Пермь и в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
В п. 1.6.1 "Порядка" от 23.10.2007 N 260 определены условия, при которых невозможно предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством. Данным документом установлены также правила рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (п. 2.7 "Порядка" от 23.10.2007 N 260).
В соответствии с п. 1.6.1 "Порядка", невозможно предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, в том числе, если испрашиваемый земельный участок отсутствует в дислокациях (схемах), утвержденных нормативно-правовыми актами города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 07.09.2009 N 586 "Об утверждении типовых форм заключений функциональных и территориальных органов администрации города Перми о возможности (невозможности) предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" утвержден Перечень органов администрации города Перми, которые уполномочены давать заключения в этой сфере.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, Департамент осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и участками, собственность на которые не разграничена.
Решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 217 утвержден Порядок размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Перми (с 01.11.2011 данный документ утратил силу).
Пунктами 2.1, 3.6 Порядка N 217 предусмотрено, что размещение объектов мелкорозничной сети осуществляется в соответствии с дислокацией, которая представляет собой документ, определяющий места размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Перми и содержащий сведения о типе объекта, его адресных ориентирах, специализации, периоде размещения, принадлежности земельного участка.
Объекты нестационарной мелкорозничной сети размещаются на территории города на основании договора на размещение сроком до одного года, заключаемого с территориальными органами администрации города Перми по результатам конкурсов (п. 4.1 Порядка).
Таким образом, приведенные положения позволяют прийти к выводу о том, что основанием для размещения нестационарного объекта мелкорозничной сети являются включение такого объекта в Дислокацию и заключение соответствующего договора с победителем конкурса.
При несоблюдении указанных условий объект мелкорозничной сети размещаться не может.
Из материалов дела видно и заявителем не оспаривается, что нестационарные объекты мелкорозничной сети (два павильона) были включены в дислокацию размещения стационарных объектов мелкорозничной сети на территории Орджоникидзевского района города Перми на 2010, 2011 годы.
Как выше было указано, договор аренды земельного участка в таком случае заключается сроком до одного года в соответствии с п. 3.7 Порядка N 217, действовавшим на момент включения объектов в дислокацию.
Таким образом, указанный предпринимателем в заявке желаемый срок договоров аренды - 4 года 11 месяцев не соответствовал требованиям действующей в тот период времени редакции Порядка N 217.
Оспариваемые предпринимателем ненормативные акты соответствовали требованиям п. 3.7 Порядка N 217 размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 217 (утратил силу с 01.11.2011).
Факт размещения в оспариваемый период на земельных участках (кадастровые номера 59:01:3812830:4, 59:01:3812830:5) по адресу: г. Пермь, ул. Липовая, 13, площадью 40 кв.м. и 80 кв.м. торговых объектов, предпринимателем не оспаривается (ст. 65 АПК РФ).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Арбитражным судом Пермского края нормы материального права применены верно, обстоятельства дела установлены правильно.
Нарушений норм процессуального закона, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение отмене не подлежит, госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2012 по делу N А50-23001/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Южаковой Римме Валентиновне из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. госпошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе по чеку-ордеру N 29 от 029.02.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 198 АПК РФ, ст. 34 ЗК РФ, п. 1.6.1 "Порядка предоставления... земельных участков,... государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
...
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в ст. 34 ЗК РФ. Данной нормой предусмотрена также обязанность органа местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений."
Номер дела в первой инстанции: А50-23001/2011
Истец: ИП Южакова Римма Валентиновна
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент земельных отношений Администрации города Перми