г. Саратов |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А06-6454/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от 09 декабря 2011 года
по делу N А06-6454/2011 (судья Гущина Т.С.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лидер", с. Кулаковка, Приволжский р-н, Астраханская область, (ОГРН 1093019000854, ИНН 3009016561)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области, (ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822)
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, (ОГРН 1048000717825), общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор", г. Астрахань, (ОГРН 1027600787994, ИНН 7605016030)
о признании недействительным решения N 1150 от 29.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации,
без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Лидер", Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (почтовые уведомления N 94212, N 94215 приобщены к материалам дела), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (ходатайство, входящий N25047/2012 от 29.03.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя приобщено к материалам дела), общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (ходатайство, входящий N21944 от 11.03.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя, приобщено к материалам дела),
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 1150 от 29.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 09.12.2011 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу представлены письменные отзывы Управлением Федеральной налоговой службы по Астраханской области, обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор", обществом с ограниченной ответственностью "Лидер".
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Лидер", Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области, общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, при проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено несвоевременное представление декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2010 года. Срок представления декларации - не позднее 20.01.2011, дата фактического представления - 27.01.2011.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, оформленной актом камеральной налоговой проверки N 620 от 06.05.2011, и возражений N 51 от 31.05.2011 Инспекцией вынесено решение N 1150 от 29.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации по ЕНВД за 4 квартал 2010, в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей.
Заявитель, не согласившись с решением Инспекции, в порядке установленном налоговым законодательством, обжаловал его в вышестоящий орган.
Решением Управления ФНС России по Астраханской области N 316-Н от 15.08.2011 жалоба ООО "Лидер" на решение МИФНС России N 1 по Астраханской области N 1150 от 29.06.2011 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением МИФНС России N 1 по Астраханской области N1150 от 29.06.2011 о привлечении к ответственности в связи с несвоевременным представлением налоговой декларации по ЕНВД за 4 квартал 2010 г., и полагая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый акт ненормативного характера, по мнению заявителя, нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности путем необоснованного привлечения к налоговой ответственности и возложения обязанности уплатить штраф.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению инспекции, основанием к отмене судебного акта, является неправильное применение судом первой инстанции положений ст. 119 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные ООО "Лидер" требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены нормы законодательства о налогах и сборах, в том числе по представлению налоговой декларации по ЕНВД за 4 квартал 2010 года.
Так, согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Непредставление декларации в установленные сроки является основанием для привлечения к ответственности по статье 119 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ). При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (абзац 3 пункта 4 статьи 80 НК РФ в редакции, действовавшей до 02.08.2010).
В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы. Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Соответственно налоговая декларация по ЕНВД за 4 квартал 2010 года должна быть представлена не позднее 20.01.2011. Дата фактического представления - 27.01.2011.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 N 3437) утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, согласно пункту 4 раздела II которого датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению налоговой декларации, если направил ее по телекоммуникационным каналам связи в пределах срока для представления налоговой декларации по соответствующему налогу, что подтверждено подтверждением специализированного оператора связи.
При этом такие обстоятельства как передача декларации по телекоммуникационным каналам связи с техническими ошибками, получение налоговым органом нечитаемой информации в случае, если доказано, что налоговая декларация направлена в установленный срок, не свидетельствуют о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что 20.01.2011 ООО "Лидер" по телекоммуникационным каналам связи направило в адрес межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2010 года.
В материалы дела представлен договор N 309005047 от 15.01.2010 на подключение и оказание услуг по передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, заключенный между ООО "Лидер" и ООО "Компания "Тензор".
Согласно письму ООО "Компания "Тензор" от 22.06.2011 N 256 налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности была отправлена налогоплательщиком, ООО "Лидер", и зарегистрирована на сервере оператора 20.01.2011 в 12:18:17 (файл NO_ENVD_3019_3019/-3009016561300901001_20110120_А106902F-6AB5-4FC7-916D-A 1762B75C47C.xml).
Однако при отправке предоставленного ООО "Лидер" отчета произошла техническая ошибка.
ООО "Компания "Тензор" в письме от 15.07.2011 N 696, подтвердило своевременное направление обществом налоговой декларации по ЕНВД 20.01.2011 и наличие технической ошибки, возникшей при передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, наличии у заявителя подтверждения специализированного оператора связи о своевременной отправке налоговой отчетности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налогоплательщиком представлены надлежащие доказательства направления налоговой декларации по ЕНВД за 4 квартал 2010 года 20.01.2011 по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ.
Данное обстоятельство подтверждено ООО Компания "Тензор" в отзыве на апелляционную жалобу.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность (статья 106 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, чем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статьей 119 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Названной нормой установлена ответственность за виновное непредставление налоговой декларации в установленные законодательством срока, а не за несоблюдение электронного документооборота, представление в налоговый орган нечитаемой информации.
Суд первой инстанции не установил в действиях налогоплательщика, направившего 20.01.2011 г. в инспекцию декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2010 года, вины в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Кроме того, событие налогового правонарушения, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ отсутствует.
Доводы налогового органа со ссылкой на пункт 2.9 раздела 2 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@, и пункт 135 Административного регламента, утвержденного Минфином России от 18.01.2008 N 9-н, согласно которым декларация (расчет) за налоговый (отчетный) период будет считаться представленной в полном объеме при получении налогоплательщиком от налоговой инспекции квитанции о приеме и извещения о вводе, обоснованно не приняты судом первой инстанции. Исходя из положений пункта 4 статьи 80 НК РФ для установления в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, значение имеет определение момента отправки налоговой декларации, а не момент ее принятия налоговым органом. По указанной причине, отсутствие у налогоплательщика квитанции о приеме налоговой декларации, протокола входного контроля не свидетельствует о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ООО "Лидер" неправомерно привлечено к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
Так, доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции уже дал оценку, которая основана на фактических обстоятельствах дела, что отражено в судебном акте. Выводы суда первой инстанции не опровергнуты в ходе производства в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо новых обстоятельств, которым суд первой инстанции не дал оценки. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, налоговым органом не представлено и на наличие таковых инспекция не ссылается.
Решение арбитражного суда первой инстанции принято по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, и соответствует ст. 201 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда Астраханской области по настоящему делу не имеется. Апелляционная жалоба инспекции подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 09 декабря 2011 года по делу N А06-6454/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции не установил в действиях налогоплательщика, направившего 20.01.2011 г. в инспекцию декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2010 года, вины в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Кроме того, событие налогового правонарушения, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ отсутствует.
Доводы налогового органа со ссылкой на пункт 2.9 раздела 2 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС РФ от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@, и пункт 135 Административного регламента, утвержденного Минфином России от 18.01.2008 N 9-н, согласно которым декларация (расчет) за налоговый (отчетный) период будет считаться представленной в полном объеме при получении налогоплательщиком от налоговой инспекции квитанции о приеме и извещения о вводе, обоснованно не приняты судом первой инстанции. Исходя из положений пункта 4 статьи 80 НК РФ для установления в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, значение имеет определение момента отправки налоговой декларации, а не момент ее принятия налоговым органом. По указанной причине, отсутствие у налогоплательщика квитанции о приеме налоговой декларации, протокола входного контроля не свидетельствует о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ООО "Лидер" неправомерно привлечено к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
...
Решение арбитражного суда первой инстанции принято по правилам, установленным главой 20 АПК РФ, и соответствует ст. 201 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А06-6454/2011
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Астраханской области
Третье лицо: ООО "Компания"Тензор", УФНС России по Астраханской области, ООО "Компания "Тензор"