г. Самара |
|
05 апреля 2012 г. |
Дело N А65-5901/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Баталина Л.В., доверенность от 26.03.2012 г., Ямаева Ф.А., доверенность от 20.0.2012 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
Управления Росреестра по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Кабинета Министров Республики Татарстан - извещен, не явился,
от ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля" - извещен, не явился,
от Исполнительного комитета м.о. г. Казани - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Кабинета министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2011 г. по делу N А65-5901/2011 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский завод медицинской аппаратуры" (ИНН 1656000729, ОГРН 1021603060270), г. Казань,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
открытое акционерное общество "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанский завод медицинской аппаратуры" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, о возложении на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (далее ответчик) обязанности внести в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011 г. изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, расположенного по адресу Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 11, указав её равной рыночной стоимости в размере 241 432 305, 1 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2011 г. по делу N А65-5901/2011 заявленное требование удовлетворено частично. На Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 11, указав её равной рыночной стоимости в размере 241 432 305, 1 руб. В остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо - Кабинет министров Республики Татарстан просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считает, что судом неправильно применен закон.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю согласно свидетельства о государственной регистрации права 16-АА 262154 от 31.01.2003 г. (т.1 л.д.95) принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:50: 28 01 01: 0016, общей площадью 83 810 кв.м., находящийся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д.11.
Согласно кадастрового плана земельного участка от 15.12.2006 г., участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: производственные здания и сооружения завода (т.1 л.д. 9).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016 определена в размере 740 061 576, 3 руб.
Как указывает заявитель, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., значительно превысила его рыночную стоимость, что повлекло соответствующее увеличение подлежащих уплате сумм земельного налога.
В то же время, заявителем по своей инициативе проведена рыночная оценка стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Согласно отчету N 57/15и от 07.11.2011 г. независимого оценщика - ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч", по состоянию на 01.01.2011 г. рыночная стоимость земельного участка составила 241 432 305, 1 руб.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", послужило основанием для предъявления заявителем требования о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с п.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи в редакции, действующей на момент утверждения Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в т.ч. и земельного участка заявителя, установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 - ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167 -ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221- ФЗ), в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости, при этом, ч. 4 названной статьи установлено, что основанием к обязанию учета изменений объекта недвижимости, является решение суда.
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 16:50:28 01 01:0016, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Судом установлено, на основании исследования и оценки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, выполненной ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч", что рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г., составила 241 432 305, 1 руб.
Оценивая данный отчет на предмет его соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что он отвечает всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N N 254, 255, 256 от 20.07.2007 г., что подтверждается заключением по экспертизе N 37/ВН-11 от 07.11.2011 г. отчета N57/15-и, выполненным оценщиком-экспертом Регионального отделения РОО "Общество оценщиков Татарстана" Вагизовой Н.Е.
Ответчик не оспорил данные о рыночной стоимости земельного участка заявителя, содержащиеся в отчете ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" и не выразил с ними несогласия, а поэтому в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается другая сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств.
При таких обстоятельствах, требование обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:0016, расположенного по адресу Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д.11, указав её равной рыночной стоимости в размере 241 432 305, 1 руб., является правомерным.
В то же время, требование об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости с 01.01.2011 г. не подлежит удовлетворению.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является прерогативой органа кадастрового учета, а не суда.
В то же время, по смыслу п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в кадастр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Это означает, что новые учетные записи вносятся в ГКН по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено, о чем обоснованно указывает ответчик, а поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2011 г. по делу N А65-5901/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая данный отчет на предмет его соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что он отвечает всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N N 254, 255, 256 от 20.07.2007 г., что подтверждается заключением по экспертизе N 37/ВН-11 от 07.11.2011 г. отчета N57/15-и, выполненным оценщиком-экспертом Регионального отделения РОО "Общество оценщиков Татарстана" Вагизовой Н.Е.
Ответчик не оспорил данные о рыночной стоимости земельного участка заявителя, содержащиеся в отчете ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" и не выразил с ними несогласия, а поэтому в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается другая сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств.
...
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является прерогативой органа кадастрового учета, а не суда.
В то же время, по смыслу п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в кадастр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Это означает, что новые учетные записи вносятся в ГКН по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено, о чем обоснованно указывает ответчик, а поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования в этой части."
Номер дела в первой инстанции: А65-5901/2011
Истец: ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань, Региональное отделение Российского общества оценщиков "Общество оценщиков Татарстана"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5370/12
05.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2381/12
18.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-218/12
18.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5901/11