г. Москва |
|
09 апреля 2012 г. |
Дело N А40-3557/11-102-31 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирнова О.В.,
судей: Кузнецовой И.И., Мартыновой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Трушковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орглот" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 января 2012 года по делу N А40-3557/11-102-31, принятое судьей Козловским В.Э. по иску Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (105064, Москва, ул. Казакова, д. 18, ОГРН 1087746830709) к Обществу с ограниченной ответственностью "Орглот" (109316, Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3, ОГРН 5067847316004), с участием в деле третьего лица: ФГУП "Спорт-Инжиниринг" о взыскании 1973470794 руб. задолженности по контракту, а также встречное исковое заявление о признании недействительным частей сделки.
при участии в судебном заседании:
от истца: Заречнев К.Э. по доверенности N 7 от 05.03.2012, Байрамов В.М. по доверенности N 35 от15.08.2011.
от ответчика: Кондрашов В.М. по доверенности N 11 от 25.01.2012, Латунов П.М. по доверенности N 09 от 25.01.2012 г..
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Министерство спорта, туризма и молодежной политики обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском ООО "Орглот" о взыскании 1973470794 руб. 00 коп. целевых отчислений по государственному контракту N 285 от 22.11.2006.
В свою очередь, 14.04.2011 ООО "Орглот" обратилось с иском к Министерству спорта, туризма и молодежной политики о признании недействительными (ничтожными) пунктов 3.5, 3.6 (3.6.1, 3.6.2), 3.7, 5.2.2, пункта 5.2.3 в части "а также перечислять средства, направляемые в счет целевых отчислений в соответствии в пункте 3.4 контракта", пунктов 10.1.5, 11.4, 12.1.2 и Приложения 1 Государственного контракта N 285 от 22.11.2006. на подготовку условий, технико-экономического обоснования и проведение Всероссийской государственной лотереи в режиме реального времени, заключенного между Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и ООО "Орглот". Данному иску был присвоен номер дела N 40-39237/11-79-273.
Определением от 13.05.2011 суд первой инстанции объединил дела N 40-39237/11-79-273 и N 40-3557/11-79-273 в одно производство в качестве первоначального и встречного исков..
Решением от 16.12.2011 суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства спорта, туризма и молодежной политики в полном объёме, а в удовлетворении требований ООО "Орглот" отказал, считая их необоснованными.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, требования иска Министерства спорта, туризма и молодежной политики оставить без удовлетворения как основанные на ничтожных положениях договора, а соответствующий иск ООО "Орглот" удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель истца возражал против её удовлетворения, считая изложенные в жалобе доводы необоснованными.
Представитель третьего лица для участия в судебном заседании не явился, извещён о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно материалам дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2005 года N 1374-р принято решение о проведении в режиме реального времени Всероссийской государственной лотереи, право на участие в которой связано с внесением платы. Право выступить организатором проведения Всероссийской государственной лотереи предоставлено Федеральному агентству по физической культуре и спорту.
При этом, 22 ноября 2006 года Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Организатор) и ООО "Орглот" (Оператор) заключили по результатам проведения открытого конкурса (протокол оценки и сопоставления заявок от 17.11.2006 N 857-0) Государственный контракт N 285 от 22 ноября 2006 года на подготовку условий, технико-экономического обоснования и проведения Всероссийской государственной лотереи (далее - ВГЛ) в режиме реального времени, право на участие в которой связано с внесением платы (далее - Контракт).
Согласно пункту 3.4 Контракта Оператор формирует Призовой фонд ВГЛ и перечисляет Целевые отчисления независимо от поступления Выручки от Распространителей.
Пунктом 3.5. Контракта установлено, что Средства, направляемые в счет целевых отчислений - разница между запланированными ФЦП целевыми отчислениями (строка 4 Приложения 1) и целевыми отчислениями, предлагаемыми Оператором как процент от Выручки (строка 5 Приложения 1).
Из содержания пункта 3.6. Контракта следует, что Средства, направляемые в счет целевых отчислений в объеме, предусмотренном Приложением 1 к Контракту перечисляются в бюджет в следующем порядке.
В соответствии с пунктом 3.6.1. Контракта, до запуска ВГЛ (даты продажи первого билета) Оператор обязуется за счет собственных средств обеспечить до 25 декабря соответствующего года перечисление в федеральный бюджет денежных средств в объеме, запланированном ФЦП, в качестве поступлений от проведения ВГЛ на соответствующий год (строка 4 Приложения 1).
Пунктом 3.6.2. Контракта установлено, что в случае, если суммарный годовой объем целевых отчислений от проведения ВГЛ за соответствующий год действия ВГЛ составил менее запланированного в ФЦП уровня, Оператор обязуется за счет собственных средств обеспечить перечисление в федеральный бюджет суммы разницы между запланированным ФЦП объемом целевых отчислений и фактическим объемом целевых отчислений, полученных от проведения ВГЛ в данном году. Указанное перечисление средств в счет целевых отчислений от ВГЛ осуществляется в срок до 25 декабря отчетного года.".
Согласно Приложению 1 к Контракту, запланированные ФЦП целевые отчисления в 2009 году составляют 2140 млн. руб.
При этом, перечисление в федеральный бюджет целевых отчислений по итогам 2009 года на сумму 166529206 руб. 00 коп. в предусмотренном контракте размере, составляющем 15% от фактически полученной выручки в размере 1109528000 руб. 00 коп., подтверждается Актом от 30.04.2010 проведения контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования федерального имущества, целевого использования средств федерального бюджета и средств из иных источников в области физической культуры и спорта в 2007-2009 годах и за истекший период 2010 года" в обществе с ограниченной ответственностью "Орглот", составленным Счетной Палатой Российской Федерации.
Факт перечисления ответчиком целевых отчислений в размере 166529206 руб. 00 коп., составляющих 15% от фактически полученной выручки в размере 1109528000 руб. 00 коп., лицами участвующими в деле не оспаривается.
Доказательств перечисления в федеральный бюджет остальной части предусмотренных контрактом целевых отчислений на сумму 1973470794 руб. 00 коп. в материалы дела не представлено.
Согласно положениям статьи 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости удовлетворения иска в части взыскания суммы целевых отчислений от оставшейся части запланированной на 2009 год, но фактически не полученной выручки, что нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 13 статьи 2 и части 2 статьи 11 Федерального закона "О лотереях", целевые отчисления от лотереи - это ежеквартально отчисляемая часть выручки от проведения лотереи. Часть 5 ст. 13 указанного закона определяет целевые отчисления как объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда и выплачиваемого оператору вознаграждения.
В силу части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Применительно к деятельности коммерческой организации, которой является истец, в соответствии с пунктом 1 статьи 2, статьёй 423 Гражданского кодекса Российской Федерации возмездный договор предполагает получение одной стороной за исполнение своих обязанностей от другой стороны соразмерного им встречного предоставления, а также извлечения прибыли.
Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" арбитражный суд, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 3.1. государственного контракта установлено, что Цена Контракта в денежном выражении зависит от размера выручки. Из содержания пунктов 3.2 и 3.3 государственного контракта следует, что размер призового фонта ВГЛ составляет 50% выручки, а размер целевых отчислений, составляет 15% от выручки.
С учётом изложенного и положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционный суд полагает, что действительная согласованная воля сторон не могла быть направлена на перечисление целевых отчислений в бюджет независимо от фактически полученной выручки. Если такая цель и ставилась истцом как государственным органом, то она не могла равным образом ставиться ответчиком как коммерческой организацией, целью которой является извлечение прибыли, а не безвозмездная передача своих денежных средств в размере 15% от запланированной, но фактически не полученной выручки. При этом, соответствующие положения государственного контракта и его пункта 3.6.2., в частности, на которых основаны заявленные истцом требования, противоречат положениям пункта 4 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается дарение между коммерческими предприятиями.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения по агентскому договору и договору оказания услуг, которые, по мнению сторон, применимы к указанному государственному контракту также не предусматривают безвозмездное перечисление агентом или исполнителем своих собственных денежных средств в адрес заказчика в целях достижения предполагаемых, а не фактических результатов исполнения сделки по размеру целевых отчислений.
С учётом изложенного, отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований Министерства спорта, туризма и молодежной политики по настоящему делу.
При таких обстоятельствах соответствующие требования апелляционной жалобы об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований первоначального иска подлежат удовлетворению с отнесение на истца расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 января 2012 года по делу N А40-3557/11-102-31 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Орглот" из средств федерального бюджета 2000 (Две тысячи) руб. 00 коп. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Смирнов |
Судьи |
И.И. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.1. государственного контракта установлено, что Цена Контракта в денежном выражении зависит от размера выручки. Из содержания пунктов 3.2 и 3.3 государственного контракта следует, что размер призового фонта ВГЛ составляет 50% выручки, а размер целевых отчислений, составляет 15% от выручки.
С учётом изложенного и положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционный суд полагает, что действительная согласованная воля сторон не могла быть направлена на перечисление целевых отчислений в бюджет независимо от фактически полученной выручки. Если такая цель и ставилась истцом как государственным органом, то она не могла равным образом ставиться ответчиком как коммерческой организацией, целью которой является извлечение прибыли, а не безвозмездная передача своих денежных средств в размере 15% от запланированной, но фактически не полученной выручки. При этом, соответствующие положения государственного контракта и его пункта 3.6.2., в частности, на которых основаны заявленные истцом требования, противоречат положениям пункта 4 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается дарение между коммерческими предприятиями.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения по агентскому договору и договору оказания услуг, которые, по мнению сторон, применимы к указанному государственному контракту также не предусматривают безвозмездное перечисление агентом или исполнителем своих собственных денежных средств в адрес заказчика в целях достижения предполагаемых, а не фактических результатов исполнения сделки по размеру целевых отчислений."
Номер дела в первой инстанции: А40-3557/2011
Истец: Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство спорта,туризма и молодежной политики РФ, ООО "Орглот"
Ответчик: Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, ООО "Орглот"
Третье лицо: ФГУП "Спорт-инжиниринг"
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11362/13
28.01.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11362/13
28.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11362/13
26.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11362/13
23.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5467/12
09.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5467/12