г. Пермь |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А71-6671/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Васевой Е. Е., Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е. О.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Порт Камбарка" (ОГРН 1021800717839, ИНН 1810000040): не явились,
от заинтересованного лица администрации Муниципального образования "Тарасовское" (ОГРН 1061838000421, ИНН 1818006491): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица администрации Муниципального образования "Тарасовское"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2012 года
по делу N А71-6671/2011,
принятое судьей Кудрявцевым М. Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Порт Камбарка"
к администрации Муниципального образования "Тарасовское"
о признании незаконным бездействия администрации,
установил:
открытое акционерное общество "Порт Камбарка" (далее - заявитель, порт, ОАО "Порт Камбарка") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Тарасовское" (далее - заинтересованное лицо, администрация) по непредставлению ответа на письмо ОАО "Порт Камбарка" от 24.05.2011 о предоставлении на условиях долгосрочной аренды земельного участка для организации паромной и ледовой переправ общей площадью 15 000 кв.м., расположенного в массиве "Комсомольский" вверх по течению реки Кама от земельного участка, фактически занимаемого портом и обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 января 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 11 января 2012 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что на заявление порта дан ответ от 27.05.2011 о том, что предоставление земельных участков в аренду будет производиться после принятия решения Арбитражным апелляционным судом, межевания данных участков и публикации в газете "Красное Прикамье". Администрация поясняет, что испрашиваемый для организации ледовой и паромной переправ земельный участок общей площадью 15 000 кв. м. на кадастровом учете не состоит, входит в состав границ земельного участка с кадастровым номером 18:18:025001:1112 общей площадью 65 782 кв. м., принадлежащего МО "Тарасовское" на праве муниципальной собственности. Кроме того, отмечает, что судом не приняты во внимание приобщенные к материалам дела публикации в районной газете "Красное Прикамье", свидетельствующие о неоднократной подаче администрацией в 2010-2011 г.г. объявлений о предоставлении земельных участков и объекта Пирс, находящихся в муниципальной собственности как на продажу, так и в аренду, которые игнорировались заявителем, хотя ранее им же испрашивались.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
В обоснование доводов указывает, что его обращение о предоставлении на условиях долгосрочной аренды земельного участка проигнорировано, ни схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, ни мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемого участка в аренду от администрации не получены.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, до начала рассмотрения настоящего дела ОАО "Порт Камбарка" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.05.2011 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением (л.д. 13) о предоставлении на условиях долгосрочной аренды сроком на 49 лет земельного участка для организации паромной и ледовой переправ, общей площадью 15 000 кв.м. (длиной 150 м и шириной 100 м), расположенного в массиве "Комсомольский" вверх по течению реки Кама от верхней границы земельного участка, используемого портом на основании соглашения о пользовании земельным участком (л.д. 12, 22). Заявление зарегистрировано администрацией 26.05.2011 вход. N 168/1.
Полагая, что обращение ОАО "Порт Камбарка" администрацией проигнорировано, поскольку заявителем не получены ни схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, ни мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемого участка в аренду, т.е. бездействием администрации нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, порт обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заинтересованного лица законных оснований для не совершения действий по рассмотрению заявления порта, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Решением Совета депутатов МО "Тарасовское" от 25.09.2009 N 52 в соответствии с требованиями ЗК РФ принято Положение о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Тарасовское" (далее - Положение, л.д. 49-54).
В соответствие с п. 3.1. Положения граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или аренду, для целей, не связанных со строительством, подают соответствующее заявление на имя Главы Администрации.
В соответствии с п. 3.3. Положения при отсутствии сформированного земельного участка, уполномоченный специалист, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления выдает заявителю, утвержденную Главой Администрации, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После утверждения схемы земельного участка, уполномоченный специалист готовит публикацию в газете "Красное Прикамье" о наличии свободного земельного участка с указанием местоположения и разрешенного использования.
Заявитель за свой счет обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка.
Из содержания пунктов 3.4., 3.5. Положения следует, что в случае если в течение одного месяца со дня опубликования объявления поступила только одна заявка на приобретение земельного участка в собственность или в аренду Администрация готовит проект постановления о предоставлении земельного участка в аренду единственному лицу, подавшему заявку. В случае поступления 2-х и более заявок Администрация организует проведение торгов на право заключения договора на предоставление в аренду земельного участка.
Таким образом, порядок действий администрации при получении заявления заинтересованного лица на предоставление в аренду земельного участка четко определен вышеуказанными нормативными актами.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок является свободным, находится в муниципальной собственности МО "Тарасовское", отнесен к категории "земель поселений", доказательств того, что существуют какие-либо препятствия для предоставления земельного участка в аренду для вышеуказанных целей (генеральный план, градостроительный регламент и т.д.), администрацией не предоставлено.
Обязанность по рассмотрению заявления порта, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории администрацией не исполнена, законных оснований для не совершения соответствующих действий заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При этом, представленный в материалы дела ответ исх. N 90 от 27.05.2011 (л.д. 23) не может быть принят в качестве рассмотрения администрацией обращения заявителя, поскольку порядок действий администрации, регламентированный нормативными актами, не соблюден.
То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит, входит в состав границ земельного участка с кадастровым номером 18:18:025001:1112, не является препятствием для его предоставления в аренду, поскольку межевание, включая выделение и разделение, ранее сформированного земельного участка, и постановка его на кадастровый учет должны производится заинтересованным лицом.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации по не рассмотрению заявления порта о предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного, в целях устранения нарушения прав заявителя бездействием администрации, на заинтересованное лицо судом первой инстанции законно возложены обязанности по совершению соответствующих действий.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание приобщенные к материалам дела публикации в районной газете "Красное Прикамье", свидетельствующие о неоднократной подаче администрацией в 2010-2011 г.г. объявлений о предоставлении земельных участков и объекта Пирс, находящихся в муниципальной собственности, как на продажу, так и в аренду, которые игнорировались заявителем, хотя ранее им испрашивались, подлежат отклонению, поскольку не имеют правового значения для данного дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы администрации, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Иных, влекущих отмену обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба администрации не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 января 2012 года по делу N А71-6671/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Муниципального образования "Тарасовское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Решением Совета депутатов МО "Тарасовское" от 25.09.2009 N 52 в соответствии с требованиями ЗК РФ принято Положение о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Тарасовское" (далее - Положение, л.д. 49-54)."
Номер дела в первой инстанции: А71-6671/2011
Истец: ОАО "Порт Камбарка"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Тарасовское"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2177/12