г. Ессентуки |
|
9 апреля 2012 г. |
Дело N А61-2393/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.01.2012 по делу N А61-2393/2011 (судья Акимцева С.А.), по заявлению ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе (ОГРН 1051500500754, г. Владикавказ, ул. Леонова, 6, 1)
к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова" (ОГРН 1021500579704, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46)
о взыскании 2136569 руб. финансовых санкций
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова" - Бурнацева З.М. (доверенность от 02.08.2011)
от ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе - не явились,
УСТАНОВИЛ:
ГУ Управление Пенсионного фонда России в г. Владикавказе (далее - заявитель, управление, Пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова" (далее - Университет) о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений для осуществления учета в сумме 2136569 рублей.
Решением суда от 13.01.2012 в удовлетворении требований управления отказано.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Управление указывает на то, что суд неправильно истолковал нормы закона. Статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не содержит положений, позволяющих суду освободить страхователя от ответственности. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н на территориальные органы Фонда не возложено обязанности по принятию решения о корректировке индивидуальных сведений.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Университета не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, не явилось, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 26.07.2010 Университет представил в Пенсионный фонд по электронным каналам электронной связи сведения индивидуального (персонифицированного) учета - индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на каждое застрахованное лицо - за расчетный период 1 полугодие 2010 года.
Пенсионный фонд при проверке данных, отраженных в отчете, выявил нарушения в его заполнении и направил Университету 31.07.2010 протокол проверки файлов, в котором указал ошибки в нескольких именах и фамилиях застрахованных лиц (л.д.141-147).
Университет, исправив опечатки, 03.08.2010 второй раз подал в Пенсионный фонд сведения на застрахованных лиц, которые согласно протоколу проверки файлов от 04.08.2010 не были приняты в связи с наличием такого же рода ошибок, а также отсутствовала цифра, указывающая на соотношение страховой и накопительной частей (л.д.136-140).
Университет 15.09.2010 направил отчет, который протоколом проверки файлов Пенсионного фонда от 16.09.2010 не был принят в связи с обнаружением такого же рода ошибок, как и в отчете от 03.08.2010 (л.д.131 -136).
Далее Университет еще дважды 29.09.09.2010 и 11.02.2011 представлял в Пенсионный фонд сведения, однако безошибочный входной контроль прошли индивидуальные сведения, направленные в Пенсионный фонд 21.02.2011.
Отчеты от 29.09.2010 и от 11.02.2011 не были приняты согласно протоколам Пенсионного фонда от 04.10.2010 и от 19.02.2011 в связи с ошибочным подсчетом Университетом цифры соотношения по накопительной и по страховой частям.
По факту представления Университетом недостоверных сведений в Пенсионный фонд, последним был составлен акт от 30.03.2011 N 306 и вынесено решение от 15.04.2011 N 1 о привлечении Университета к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, которым Университет привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 2136569 рублей.
Поскольку выставленное 17.05.2011 требование N 1 об уплате штрафа в установленный срок (до 07.06.2011) Университетом не было исполнено, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 11, 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего за отчетным годом, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о работающих у них застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование установлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 1 августа 2010; за второй отчетный период 2010 (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Пунктом 3 статьи 17 указанного Закона предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Факт получения Пенсионным фондом индивидуальных сведений от Университета в определенный Законом срок установлен судом и не оспаривается Пенсионным фондом.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция N 192п).
В акте от 30.03.2011 N 306 и решение от 15.04.2011 N 1 указано, что Университет представил неполные и недостоверные сведения. В акте отражено, что факт нарушения Университетом требований закона удостоверяется РСВ-1, СЗВ 6-2 за 1 полугодие 2010 года.
Пунктом 2.1 акта предложено привлечь Университет к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 10%, причитающихся за отчетный год 2010 (1 пол.отчетный период) платежей в ПФР в размере 2136569 рублей.
Пенсионный фонд в нарушение требований к составлению акта проверки, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", не отразил в акте проверки от 12.05.2011 каких - либо сведений и расчетов, касающихся вменяемого Университету нарушения.
Решением от 15.04.2011 N 1 Пенсионным фондом, в лице начальника Бораева А.А., в присутствии законных представителей Университета, было принято решение о привлечении Университета к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, которое также не соответствует вышеуказанным требованиям Приказа N 957 н, в связи с тем, что в нем отсутствуют сведения о документально подтвержденных фактах нарушений Университетом законодательства Российской Федерации о страховых взносах, об обстоятельствах совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения в объеме, установленном проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, о доводах, приводимых лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и о результатах проверки этих доводов.
Ни акт проверки, ни решение не содержат указаний на количество недостоверных сведений, представленных Университетом, а также отсутствуют данные в отношении каких конкретных застрахованных лиц были представлены недостоверные сведения. Отсутствие в акте и решении сведений об указанных обстоятельствах является основанием для выводов о недействительности решения от 15.04.2011 и отсутствия оснований для привлечения к ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Из положений Закона N 27-ФЗ следует, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, не предусмотрена ответственность, так как недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что выводы Пенсионного фонда о том, что ошибки, выявленные Пенсионным фондом в отчете Университета от 26.07.2010, касающиеся неточностей в указании некоторых имен и фамилий, являются недостоверными сведениями, так как могли повлечь за собой нарушение прав застрахованных лиц, находящихся на пенсии или которым она только начисляется, не могут быть приняты во внимание, так как фондом не представлено доказательств фактического нанесения ущерба каким-либо конкретным лицам, а также в связи с тем, что данный факт не указывает на нанесение Университетом ущерба бюджету Пенсионного фонда.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения решения Университет не имел задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда.
В случае наличии в сведениях ошибок, они подлежат исправлению в порядке, установленном пунктом 34 Инструкции N 987н.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Из пояснений представителя Пенсионного фонда, данных в суде первой инстанции, следует, что штраф управлением был рассчитан со всей суммы платежей, причитающихся уплате за первое полугодие 2010 года.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что действия управления являются ошибочными, так как сумму штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, по которым представлены неполные сведения, что соответствует пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", а не от всей суммы страховых взносов, начисленных Университету за первое полугодие 2010 года (п.16 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
Из материалов дела и пояснении представителя Пенсионного фонда следует, что при вынесении в отношении Университета решения Пенсионным фондом не было принято во внимание, что правонарушение совершено впервые; сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за первое полугодие 2010 года, Университетом были своевременно представлены; Университетом незамедлительно предпринимались меры по исправлению недочетов; у Университета отсутствует задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на момент совершения правонарушения; Университет является образовательным учреждением, и взыскание штрафа в размере 2136569 рублей приведет к тяжелым финансовым последствиям.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Университета состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 1 полугодие 2010 года представлены ответчиком 29.07.2010, то есть в установленный законом срок.
С учетом вышеизложенного суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления Пенсионного фонда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.01.2012 по делу N А61-2393/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что действия управления являются ошибочными, так как сумму штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, по которым представлены неполные сведения, что соответствует пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", а не от всей суммы страховых взносов, начисленных Университету за первое полугодие 2010 года (п.16 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
Из материалов дела и пояснении представителя Пенсионного фонда следует, что при вынесении в отношении Университета решения Пенсионным фондом не было принято во внимание, что правонарушение совершено впервые; сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за первое полугодие 2010 года, Университетом были своевременно представлены; Университетом незамедлительно предпринимались меры по исправлению недочетов; у Университета отсутствует задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на момент совершения правонарушения; Университет является образовательным учреждением, и взыскание штрафа в размере 2136569 рублей приведет к тяжелым финансовым последствиям.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Университета состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 1 полугодие 2010 года представлены ответчиком 29.07.2010, то есть в установленный законом срок."
Номер дела в первой инстанции: А61-2393/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе, УПФР по г. Владикавказ
Ответчик: ГОУ Северо-Осетинский государственный университет
Третье лицо: ГОУ Высшего Профессионального Образования "Северо-Осетинский Государственный Университет им. К. Хетагурова"
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-631/12