город Омск |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А46-13544/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-620/2012) индивидуального предпринимателя Свешниковой Елены Ивановны на решение Арбитражного суда Омской области от 06.12.2011 по делу N А46-13544/2011 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска
к индивидуальному предпринимателю Свешниковой Елене Ивановне (ИНН 550200951464, ОГРН 304550132000151)
о взыскании финансовых санкций в сумме 3 864 руб. за непредставление в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Свешниковой Елены Ивановны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска - Кочетова Т.В. по доверенности N 023253 от 30.12.2011 сроком действия по 31.12.2012, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту - заявитель, ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Свешниковой Елене Ивановне (далее по тексту - заинтересованное лицо, ИП Свешникова Е.И., предприниматель) о взыскании финансовых санкций в сумме 3 864 руб. за непредставление в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением от 06.12.2011 по делу N А46-13544/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска в полном объеме, взыскал с ИП Свешниковой Е.И. в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 3 864 руб. за непредставление в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Свешникова Е.И. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование требований апелляционной жалобы предприниматель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств непредставления заинтересованным лицом в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.
Податель жалобы считает, что своевременное направление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждается имеющимися в материалах дела копиями почтовых уведомлений о вручении, при этом документы, представленные предпринимателем после установленного законом срока являются корректирующими ранее представленных документов.
По мнению подателя жалобы, ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, не может регулироваться нормативными актами о налогах и сборах, следовательно, к спорным правоотношениям подлежит применению срок давности, установленный пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В судебном заседании представитель ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Свешникова Е.И., надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об его отложения не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Специалистами ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска проведена документальная проверка ИП Свешниковой Е.И., в ходе которой было установлено нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", выразившееся в непредставлении предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
По результатам проверки был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 18.04.2011 N 189, в котором зафиксирован факт непредставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год в установленные сроки (л.д. 8-9).
На основании указанного акта орган Пенсионного фонда вынес решение от 19.05.2011 N 189 о привлечении ИП Свешниковой Е.И. к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 3 864 руб. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год.
ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска в адрес предпринимателя было направлено требование об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.06.2011 N 189, которым предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке в срок до 04.07.2011 (л.д. 14-15).
Поскольку добровольно штраф уплачен не был, ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявленным требованием.
06.12.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ИП Свешникова Е.И. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователи обязаны представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы), следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
Срок представления индивидуальных сведений, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 01.08. 2010; за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011 года.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год по установленной форме ИП Свешниковой Е.И. в орган Пенсионного фонда не были представлены в срок до 01.02.2011, что подтверждается актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.04.2011 N 189, решением от 19.05.2011 N 189.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, нарушение предпринимателем сроков представления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, влечет наступление ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Доводы ИП Свешниковой Е.И. о своевременном предоставлении в орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, не находят своего документального подтверждения, в связи с чем подлежат отклонению, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска по почте был получен от ИП Свешниковой Е.И. Расчет за 2010 год по форме РСВ-1 14.01.2011 и повторно 01.02.2011, о чем орган Пенсионного фонда уведомил предпринимателя, дополнительно сообщив о необходимости предоставления отчетности по персонифицированному учету за 2010 год (л.д. 72).
При этом предоставление предпринимателем 14.01.2011 и 01.02.2011 одного лишь Расчета за 2010 год по форме РСВ-1 не является исполнением заинтересованным лицом обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по представлению индивидуальных сведений за отчетный период в установленный срок.
Отчетность по персонифицированному учету за 2010 год по формам АДВ-6-1, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, РСВ-1 была представлена предпринимателем лишь 15.02.2011, что подтверждается уведомлением о выявленных ошибках при приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц (л.д. 68).
Таким образом, повторное представление предпринимателем в орган Пенсионного фонда скорректированного Расчета за 2010 год по форме РСВ-1 при изначальном непредставлении в срок до 01.02.2011 отчетности по персонифицированному учету за 2010 год по формам АДВ-6-1, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, не свидетельствует об исполнении ИП Свешниковой Е.И. обязанности, возложенной на нее Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в установленный данным законом срок.
Учитывая изложенное, ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По результатам проверки к предпринимателю обоснованно применена финансовая санкция в виде штрафа в размере 3 864 руб., что соответствует 10 процентам причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При рассмотрении материалов проверки и внесении решения от 19.05.2011 N 189 руководителем органа Пенсионного фонда обстоятельства, смягчающие либо исключающие ответственность предпринимателя за совершение правонарушения установлены не были.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, требования органа Пенсионного фонда о взыскании с ИП Свешниковой Е.И. штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год в размере 3 864 руб. является законным и обоснованным.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным Законом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ответственность за непредставление сведений по персонифицированному учету установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению срок давности, установленный пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение подателя жалобы о том, что ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, не может регулироваться нормативными актами о налогах и сборах, является ошибочным, в связи с чем подлежит отклонению.
Вопреки позиции предпринимателя, привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, что следует из системного анализа положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 7 статьи 9 и статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя, то есть на ИП Свешникову Е.И.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.12.2011 по делу N А46-13544/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным Законом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ответственность за непредставление сведений по персонифицированному учету установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению срок давности, установленный пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Вопреки позиции предпринимателя, привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, что следует из системного анализа положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 7 статьи 9 и статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А46-13544/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска
Ответчик: ИП Свешникова Елена Ивановна
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области