г. Тюмень |
|
25 июля 2012 г. |
Дело N А46-13544/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Мартыновой С.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Свешниковой Елены Ивановны на решение от 06.12.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 11.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-13544/2011 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (644029, г. Омск, проспект Мира, 29) к индивидуальному предпринимателю Свешниковой Елене Ивановне (г. Омск) о взыскании финансовых санкций.
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Свешниковой Елене Ивановне (далее - Предприниматель) о взыскании финансовых санкций в сумме 3 864 руб. за непредставление в установленный срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением от 06.12.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Фондом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение. Подробно доводы изложены в жалобе.
Судами по результатам рассмотрения материалов дела установлено следующее.
14.01.2011 (а также повторно 01.02.2011) Фондом получен от Предпринимателя Расчет (формы РСВ-1) за 2010 год. Отчетность по персонифицированному учету за отчетный налоговый период в отношении работников представлена не была.
15.02.2011 Предприниматель лично представил отчетность по персонифицированному учету в отношении работников-застрахованных лиц, о чем был выдан на руки протокол о выявленных в индивидуальных сведениях ошибках и предложено устранить их в двухнедельный срок. В этот же день Предприниматель повторно по почте отправил в Фонд отчетность, в которой в результате проверки были обнаружены ошибки (л.д. 68-70 том 1).
Правильная отчетность по персонифицированному учету в отношении работников Предпринимателем была представлена 08.08.2011 (л.д. 71 том 1).
По результатам проведения документальной проверки Предпринимателя Фондом установлено нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), выразившееся в несвоевременном представлении Предпринимателем в отношении работников сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
По результатам проверки был составлен акт от 18.04.2011 N 189 и вынесено решение от 19.05.2011 N 189 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 3 864 руб. за нарушение срока представления в отношении работников сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год.
В адрес Предпринимателя направлено требование N 189 от 10.06.2011 об уплате финансовой санкции в срок до 04.07.2011, которое Предпринимателем не было исполнено.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций с Предпринимателя.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу, что с учетом установленных по делу обстоятельств требования Фонда о взыскании с Предпринимателя штрафа являются законными и обоснованными, поскольку:
- срок представления индивидуальных сведений, предусмотренных частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, установлен один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 01.08. 2010; за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011;
- представление Предпринимателем 14.01.2011 и 01.02.2011 одного лишь Расчета за 2010 год по форме РСВ-1 не является исполнением заинтересованным лицом обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по представлению индивидуальных сведений за отчетный период в установленный срок;
- отчетность по персонифицированному учету за 2010 год (по формам АДВ-6-1, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, РСВ-1) была представлена Предпринимателем только 15.02.2011, что подтверждается уведомлением о выявленных ошибках при приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц (л.д. 68 том 1), в связи с чем повторное представление Предпринимателем в Фонд скорректированного Расчета за 2010 год при изначальном непредставлении в срок до 01.02.2011 отчетности по персонифицированному учету за 2010 год не свидетельствует об исполнении Предпринимателем обязанности, возложенной на него Законом N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведения.
Таким образом, у Предпринимателя была обязанность предоставить в Фонд сведения о работающих у него застрахованных лицах за календарный 2010 год в срок до 15.02.2011.
Учитывая, что указанная выше норма права действовала в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ, судами необоснованно применены положения указанной статьи в старой редакции.
В то же время неверный вывод судов первой и апелляционной инстанций не привел в рассматриваемом случае к принятию неправильных судебных актов в силу следующего.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год Предпринимателем в Фонд были представлены 15.02.2011.
Однако Фонд уведомлением указал Предпринимателю о выявленных в индивидуальных сведениях ошибках и предложил устранить их в двухнедельный срок (л.д. 68 том 1). Как следует из материалов дела, правильная отчетность по персонифицированному учету в отношении работников-застрахованных лиц Предпринимателем была представлена 08.08.2011.
Доказательств обратного (то есть, своевременного представления полных и достоверных сведений) Предпринимателем не представлено.
Таким образом, материалами дела установлено нарушение Предпринимателем срока представления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, которое влечет наступление ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы жалобы о своевременном представлении сведений (15.02.2011), поскольку в рассматриваемом случае состав правонарушения, предусмотренный статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует не только непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, но и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Учитывая, что в Фонд своевременно были представлены неполные сведения, кассационная инстанция соглашается с выводами судов о подтверждении материалами дела наличия в действиях Предпринимателя состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Обоснованность начисления по результатам проверки Предпринимателю финансовой санкции в виде штрафа в размере 3 864 руб., что соответствует 10 процентам причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, судами проверена. Выражая общее несогласие с суммой взыскиваемой санкции, Предприниматель не представил мотивированных возражений относительно выводов судов, признавших правильность расчета штрафной санкции, произведенного Фондом.
Действительно, размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные (недостоверные) сведения (пункт 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
Но, с учетом установленных Фондом нарушений в отношении представления сведений по конкретным работникам (перечисленных в материалах проверки), представленного Фондом и проверенного судами расчета штрафа на основании сведений самого Предпринимателя, непредставлением Предпринимателем доказательств наличия у него других работников-застрахованных лиц, в отношении представления сведений по которым Фондом не было установлено нарушений, ссылка Предпринимателя на пункт 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 является необоснованной.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе, о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению срок давности, установленный пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, не может регулироваться нормативными актами о налогах и сборах), были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую оценку и правомерно отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.12.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13544/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обоснованность начисления по результатам проверки Предпринимателю финансовой санкции в виде штрафа в размере 3 864 руб., что соответствует 10 процентам причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, судами проверена. Выражая общее несогласие с суммой взыскиваемой санкции, Предприниматель не представил мотивированных возражений относительно выводов судов, признавших правильность расчета штрафной санкции, произведенного Фондом.
Действительно, размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные (недостоверные) сведения (пункт 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
Но, с учетом установленных Фондом нарушений в отношении представления сведений по конкретным работникам (перечисленных в материалах проверки), представленного Фондом и проверенного судами расчета штрафа на основании сведений самого Предпринимателя, непредставлением Предпринимателем доказательств наличия у него других работников-застрахованных лиц, в отношении представления сведений по которым Фондом не было установлено нарушений, ссылка Предпринимателя на пункт 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 является необоснованной.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе, о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению срок давности, установленный пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, не может регулироваться нормативными актами о налогах и сборах), были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую оценку и правомерно отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2012 г. N Ф04-3301/12 по делу N А46-13544/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1735/13
13.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1735/13
25.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3301/12
11.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-620/12
06.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13544/11