г. Владивосток |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А51-18710/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончаровой
судей Н.В. Алфёровой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от администрации г.Владивостока: Горовой С.В. по доверенностям от 17.10.2011 N 1-3/3732, удостоверение N 4026 от 10.10.2011;
Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Горовой С.В. по доверенности от 21.10.2011 N 27/1-1-2544 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2012, удостоверение N 4026 от 10.10.2011;
ИП Кожевникова Ю.Г. - не явилась, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г.Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-1775/2012, 05АП-1776/2012
на решение от 30.01.2012
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-18710/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Кожевниковой Юлии Григорьевны (ИНН 254010083762, ОГРН 309254002700013) к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812) о признании незаконным решения от 19.10.2011 N 12550Д.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кожевникова Юлия Григорьевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) от 19.10.2011 N 12550Д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка примерной площадью 500 кв.м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Тунгусская, 44, для целей не связанных со строительством - размещение и эксплуатация объекта общественного питания (кафе), обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА, управление) в 7-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать заявителю схему расположения спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2012 суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение Администрации г. Владивостока от 19.10.2011 N 12550Д об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 500 кв.м., расположенного в районе ул. Тунгусская, 44 в г. Владивостоке, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории как не соответствующее Земельному кодексу РФ, а также обязав Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Кожевниковой Юлии Григорьевне схему расположения земельного участка примерной площадью 500 кв.м, расположенного в районе ул. Тунгусская, 44 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - размещение и эксплуатация объекта общественного питания, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрации г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока обратились в суд с апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции от 30.01.2012. Заявители апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование жалоб указывают, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Топографической съемкой и схемой расположения земельного участка подтверждается размещение на испрашиваемом земельном участке металлических гаражей, примыкающих друг к другу и расположенных сплошным рядом. Следовательно, формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, приведет к наложению его границ на уже имеющиеся на земельном участке объекты, и, соответственно, к невозможности использования данных гаражей. Кроме того, кафе имеет признаки объекта капитального строения, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, для целей не связанных со строительством.
В судебном заседании 03.04.2012 представитель администрации г. Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме. Решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
ИП Кожевникова Ю.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя предпринимателя.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 17.08.2011 ИП Кожевникова Ю.Г. обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка примерной площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Тунгусская, 44 для целей, не связанных со строительством - для размещения и эксплуатации объекта общественного питания (кафе).
15.09.2011 года в администрацию поступило обращение Департамента (исх. N 29/06/02-13/16622) об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории с приложением заявления предпринимателя.
Письмом от 19.10.2011 N 12550Д администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. В обоснование отказа указав, на то, что при изучении представленной топографической съемки установлено, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, так как в границы формируемого земельного участка включены металлические гаражи, а также, что для целей размещения и эксплуатации кафе земельный участок в порядке статьи 34 ЗК РФ предоставлен быть не может.
Полагая, что указанный отказ администрации незаконный и необоснованный, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие на земельном участке отдельно стоящих гаражей не препятствует утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка.
Кроме того, администрация г. Владивостока не доказала, что планируемый к размещению на спорном земельном участке объект является объектом капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции считает, выводы суда о недоказанности намерения предпринимателя возвести на испрашиваемом земельном участке объект капитального строительства ошибочным, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 ГК РФ.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, а рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Порядок предоставления земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством урегулирован статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, Администрации для рассмотрения заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду необходимо располагать сведениями о том, как именно заявитель фактически будет использовать испрашиваемый земельный участок.
Из обращения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 21.09.2011 N 12550Д следует, что ИП Кожевникова Ю.Г. обратилась за предоставлением земельного участка примерной площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Тунгусской, 44 для целей не связанных со строительством (размещение и эксплуатация объекта общественного питания (кафе).
Из анализа положений статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования, в связи с чем процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
Таким образом, установление обстоятельства того, предполагает ли размещение кафе строительство, является основным и определяющим обстоятельством в настоящем споре.
Согласно п. 4.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 N 475-ст) под кафе понимается предприятие общественного питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.
Согласно п. 5.6 указанного стандарта предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающим необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь.
Физические характеристики, функциональное назначение, предполагаемое использование спорного объекта, для размещения и эксплуатации которого испрашивается земельный участок, не позволяют суду апелляционной инстанции отнести его к числу временных построек.
Подключение объекта к коммунальным и тепловым системам, по мнению суда апелляционной инстанции, заключается в проведении строительных работ.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что кафе является капитальным сооружением и его создание как объекта общественного питания предполагает его строительство (возведение, сборку), а также работы по подведению инженерных коммуникаций, следовательно, предоставление земельного участка для размещения такого объекта в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, невозможно.
В связи с изложенным, испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован в порядке, установленном ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Поскольку предпринимателем не соблюден установленный законом порядок предоставления земельного участка для строительства, отказ администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, соответствует Земельному кодексу РФ.
Оспариваемым отказом права предпринимателя не нарушены, поскольку последний не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка в порядке ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Учитывая законность оспариваемого отказа, по изложенным выше основаниям, факт нахождения на испрашиваемом земельном участке металлических гаражей, не имеет правового значения.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, заявленные предпринимателем требования не подлежали удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2012 по делу N А51-18710/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подключение объекта к коммунальным и тепловым системам, по мнению суда апелляционной инстанции, заключается в проведении строительных работ.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что кафе является капитальным сооружением и его создание как объекта общественного питания предполагает его строительство (возведение, сборку), а также работы по подведению инженерных коммуникаций, следовательно, предоставление земельного участка для размещения такого объекта в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, невозможно.
В связи с изложенным, испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован в порядке, установленном ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Поскольку предпринимателем не соблюден установленный законом порядок предоставления земельного участка для строительства, отказ администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, соответствует Земельному кодексу РФ.
Оспариваемым отказом права предпринимателя не нарушены, поскольку последний не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка в порядке ст. 30 Земельного кодекса РФ.
...
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А51-18710/2011
Истец: Кожевникова Юлия Григорьевна
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока