г. Челябинск |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А07-1230/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Синтез-Каучук" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 марта 2012 года по делу N А07-1230/2012 (судья Боброва С.А.).
В судебном заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Синтез-Каучук" - Салихова А.З. (доверенность N д-178/11 от 02.09.2011, паспорт).
Стерлитамакская транспортная прокуратура (далее - заявитель, прокуратура) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Синтез-Каучук" (далее - заинтересованное лицо, общество, ОАО "Синтез-Каучук") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 01 марта 2012 года (резолютивная часть объявлена 01 марта 2012 года) заявленные требования удовлетворены - общество привлечено к названной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт с отказом в удовлетворении заявления прокуратуры.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что судом не учтен факт того, что погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов не является отдельным видом деятельности ОАО "Синтез-Каучук", а представляет собой неотъемлемую часть (элемент) производственно технологического процесса, составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Обществу в установленном порядке выданы лицензии Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов N ВП-00-012341 (ЖКНСХ) от 19.01.2011 и на эксплуатацию химически опасных производственных объектов N ЭХ-00-012377 (ЖНХ) от 28.01.2011, включающие в себя разрешение на такой вид деятельности, как транспортировку опасных грузов (воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых веществ). Соответственно, общество имеет лицензию, которая включает в себя погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам.
Прокуратурой отзыв на апелляционную жалобу общества не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения ОАО "Синтез-Каучук" в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, Стерлитамакской транспортной прокуратурой на основании указания Приволжской транспортной прокуратуры в период с 18.01.2012 по 20.01.2012 проведена проверка исполнения ОАО "Синтез-Каучук" законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
По результатам проверки составлена справка от 20.01.2012 (т. 1, л.д. 19-21). В ходе проверки установлено отсутствие у ОАО "Синтез-Каучук" лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Рассмотрев материалы проверки, 23.01.2012 в прокуратуре вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "Синтез-Каучук" дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 16-18).
На основании статей 23.1, 25.11 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Синтез-Каучук" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленный требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Синтез-Каучук" состава вмененного административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 205 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В силу пункта 27 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Под опасным грузом понимается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Согласно Приложению N 4 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.1996 и Министерством путей сообщения Российской Федерации от 25.11.1996, фракция изопетановая, фракция нормального пентана, фракция пентан-гексановая, ЖОУ, фракция гексановая, относятся к опасным грузам 3 класса опасности.
Судом установлено, что ОАО "Синтез-Каучук" осуществляло на основании договора от 07 мая 2009 года N 23/СК-384/2009 на железнодорожных путях необщего пользования, расположенных по адресу: город Стерлитамак, ул. Техническая, вблизи д. 14, погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами - фракцией изопетановой, фракцией нормального пентана, фракцией пентан-гексановой, ЖОУ, фракцией гексановой. 24.12.2011 в адрес ОАО "Синтез-Каучук" поступило и выгружено 4 цистерны фракции нормального пентана весом 48,41,41 и 46 тонн; 02.01.20120 - 4 цистерны изопентановой фракции весом 52, 52, 42 и 52 тонны; 04.01.2012 - 2 цистерны фракции пентан-гексановвой весом 43 и 46 тонн.
Довод общества о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является отдельным видом деятельности общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, то есть является составной частью осуществляемой обществом деятельности, на которую у него имеется лицензия, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Согласно лицензиям ОАО "Синтез-Каучук" осуществляет эксплуатацию химически опасных и взрывопожароопасных производственных объектов (т. 1, л.д. 143-146).
Исходя из устава общества, конечной целью осуществления деятельности является получение прибыли (т. 1, л.д. 102-120).
Свою позицию заинтересованное лицо основывает на том, что в лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов указано на транспортировку токсичных и высокотоксичных веществ, а в приложении к лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов указано на транспортирование воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых веществ.
Между тем, в соответствии с приложением N 1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50 (далее - Правила безопасности), перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортируемое средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку с одного вида транспортного средства на другой, транзитное хранение и его выгрузку.
Таким образом, поскольку с точки зрения Правил безопасности общество является грузополучателем (грузоотправителем), следовательно, оно осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Указанная деятельность возможна только при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности безотносительно к тому, имеет ли лицо, осуществляющее такую деятельность, иную лицензию на иной вид деятельности и осуществляет ли такое лицо погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.
В связи с этим, довод о том, что ОАО "Синтез-Каучук" осуществляет деятельность, которая представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, является ошибочным.
Наличие у общества лицензии на эксплуатацию химически опасных и взрывопожароопасных производственных объектов не освобождает общество от получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность относительно опасных грузов на железнодорожном транспорте, поскольку, как следует из Закона N 99-ФЗ, лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности.
Лицензия на эксплуатацию химически опасных и взрывопожароопасных производственных объектов не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношение к железнодорожным путям.
В силу пункта 3.2.2 Правил безопасности грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Кодекса одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В этой связи вина юридического лица в силу требований названных норм КоАП РФ и статьи 205 АПК РФ должна быть установлена и доказана судом, что и сделано в оспоренном судебном акте.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "Синтез-Каучук" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прокуратурой и судом порядок привлечения общества к названной административной ответственности, в том числе срок давности, не нарушен, наказание назначено в пределах санкции инкриминированного правонарушения, в минимальном размере.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, подателем апелляционной жалобы на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 марта 2012 года по делу N А07-1230/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Синтез-Каучук" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Свою позицию заинтересованное лицо основывает на том, что в лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов указано на транспортировку токсичных и высокотоксичных веществ, а в приложении к лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов указано на транспортирование воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых веществ.
Между тем, в соответствии с приложением N 1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50 (далее - Правила безопасности), перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортируемое средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку с одного вида транспортного средства на другой, транзитное хранение и его выгрузку.
...
Наличие у общества лицензии на эксплуатацию химически опасных и взрывопожароопасных производственных объектов не освобождает общество от получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность относительно опасных грузов на железнодорожном транспорте, поскольку, как следует из Закона N 99-ФЗ, лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности.
...
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
...
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В этой связи вина юридического лица в силу требований названных норм КоАП РФ и статьи 205 АПК РФ должна быть установлена и доказана судом, что и сделано в оспоренном судебном акте.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "Синтез-Каучук" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А07-1230/2012
Истец: Стерлитамакская транспортная прокуратура
Ответчик: ОАО "Синтез-Каучук"