• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2012 г. N 08АП-347/12

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Указанный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае чрезмерный размер штрафа может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П).

...

В пункте 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П разъяснено, что правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

...

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

...

Закон "Об исполнительном производстве" не связывает размер исполнительского сбора с суммой, указанной в исполнительном листе, а ставит его в зависимость "от подлежащей взысканию суммы", которая объявлена взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

Между тем, указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, поскольку должником в качестве оснований при обращении с соответствующим заявлением, отвечающим нормам Закона "об исполнительном производстве" или Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведены."



Номер дела в первой инстанции: А81-477/2011


Истец: ОАО энергетики и электрификации "Тюменьэнерго"

Ответчик: ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск"

Третье лицо: отдел судебных приставов по г. Ноябрьску УФССП по ЯНАО, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отдел судебных приставов по г. Ноябрьску Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу