г. Саратов |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А57-20801/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Царук М.А.,
при участии в судебном заседании представителя администрации: Квитки Ю.А., действующей на основании доверенности от 25 января 2012 года N 111,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агростар-М" (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 09 февраля 2012 года по делу N А57-20801/2011 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агростар-М", ОГРН 1086440001152, ИНН 6440019571 (г. Саратов)
к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, ОГРН 1026401184556, ИНН 6409001660 (с. Воскресенское Саратовской области)
о признании незаконным действия и обязании предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Агростар-М" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным действие администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 200 га с кадастровым номером 64:09:110201:148, расположенного по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки и обязании администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области предоставить в аренду сроком на 49 лет Обществу с ограниченной ответственностью "Агростар-М" земельный участок площадью 200 га с кадастровым номером 64:09:110201:148, расположенный по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки.
До рассмотрения дела по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным действие администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 200 га с кадастровым номером 64:09:110201:148, расположенного по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки, изложенном в письме Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 26.07.11 N 798 и обязать администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области предоставить в аренду сроком на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью "Агростар-М" земельный участок площадью 200 га с кадастровым номером 64:09:110201:148, расположенный по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09 февраля 2012 года в удовлетворении заявленные обществом требований отказано.
ООО "Агростар-М", не согласившись с решением арбитражного суда по настоящему делу, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрация Воскресенского муниципального района Саратовской области представила отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебное заседание податель апелляционной жалобы не явился. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17 февраля 2011 года "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ); для лица, вступившего в дело позднее, - определение об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определение о привлечении в качестве третьего лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый о его правах и обязанностях судебный акт (статья 42 АПК РФ), - определение о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17 февраля 2011 года "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Агростар-М" было извещено о принятии заявления к производству суда первой инстанции, представитель организации участвовал в предварительном судебном заседании 06 декабря 2011 года и судебных заседаниях 10, 31 января и 08 февраля 2012 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы ООО "Агростар-М" к производству Двенадцатого арбитражного апелляционного суда размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 14 марта 2012 года. При таких обстоятельствах, заявитель апелляционной жалобы признается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения его апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителя администрации, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2010 года ООО "Агростар-М" обратилось в администрацию Воскресенского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки. Постановлением главы администрации ВМО от 26.03.200 г. N 31 данному земельному участку присвоен почтовый адрес: 413051 Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки.
В газете "Наша жизнь" от 06.04.2010 г. N 27 (53159) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка.
09 июня 2010 года Общество направило в адрес главы администрации Воскресенского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о выдаче утвержденной схемы расположения вышеуказанного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2010 года по делу N А57-9526/10 признано незаконным бездействие администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по выдаче ООО "Агростар-М" утвержденной схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: 413051 Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и суд обязал администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области в месячный срок с момента вступления решения суда по делу в законную силу утвердить и выдать ООО "Агростар-М" схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: 413051 Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании решения суда администрация предоставила Обществу утвержденную схему земельного участка, расположенного по адресу: 413051 Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки.
Письмом от 26 июля 2011 года N 798 Администрация сообщила Обществу о том, что обеспечив реализацию (исполнение) решения Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2010 года по делу N А57-9526/10, администрация Воскресенского муниципального района направила в его адрес утвержденную схему земельного участка, расположенного по адресу: 413051 Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское муниципальное образование, 1,3 км северо-восточнее села Березняки. Оснований формировать и выставлять на торги данный земельный участок в настоящее время у администрации ВМР нет. Публикация от 06 апреля 2010 года через год не рассматривается.
Не согласившись с действием администрации, выразившемся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, изложенном в письме от 26.07.2011 г. N 798, и полагая, что оно нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Агростар-М"" требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области при изложении в письме от 26.07.2011 г. N 798 сведений не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Указанный земельный участок является земельным участком сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в уполномоченный орган обратилось только ООО "Агростар-М". Иных заявлений о предоставлении указанного земельного участка в аренду в уполномоченный орган не поступало, в связи с чем у Администрации отсутствовали правовые основания для выставления земельного участка на торги.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что земельный участок, не поставленный на кадастровый учет, не может являться объектом земельных правоотношений.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Администрацией вновь было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка после постановки его на кадастровый учет, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Заявитель оспаривает действия администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, изложенном в письме от 26.07.11 г. N 798, иных требований в суде первой инстанции Обществом не заявлялось.
Также суд соглашается с выводами суда, что Администрация не отказывала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку из содержания письма от 26 июля 2011 года не следует такого отказа, иные действия (бездействия) Администрации, выразившиеся в не рассмотрении его заявления, не оспаривались в рамках данного дела, следовательно, права и интересы заявителя не нарушены.
Поскольку материалами дела не подтверждается, что оспариваемое действие Администрации не соответствует требованиям закона и нарушает какие-либо права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении требования.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 09 февраля 2012 года по делу N А57-20801/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агростар-М" (г. Саратов) - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агростар-М" (г. Саратов) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
...
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
...
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А57-20801/2011
Истец: ООО "Агростар-М"
Ответчик: Администрация Воскресенского муниципального района Саратовской области