город Омск |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А46-16048/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1646/2012)
закрытого акционерного общества "Новоазовское" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2012
по делу N А46-16048/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Новоазовское" (ОГРН 1025501515302)
к Территориальному отделу надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
о признании незаконным и отмене постановления N 73 от 10.11.2011,
В судебном заседании участвуют представители:
от закрытого акционерного общества "Новоазовское" - Логиновский А.И., предъявлен паспорт, по доверенности от 10.01.2012 сроком действия 1 год;
от Территориального отдела надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Новоазовское" (далее по тексту - Общество, ЗАО "Новоазовское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - Отдел надзорной деятельности, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления N 73 от 10.11.2011 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.02.2012 по делу N А46-16048/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения ЗАО "Новоазовское" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Новоазовское" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2012 по делу N А46-16048/2011 Арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии неуполномоченного представителя Общества, а также дело об административном правонарушении рассмотрено в присуствиии неуполномоченного представителя Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
30.09.2011 Главный государственный инспектор Азовского района по пожарному надзору Компанец И.Г. издал распоряжение N 110 о проведении в отношении Закрытого акционерного общества "Новоазовское" проверки, предметом которой является контроль за исполнением ранее выданного предписания N 112/51 от 19.11.2010 со сроком устранения выявленных нарушений до 01.10.2011.
По результатам проверки составлен акт от 19.10.2011 N 110, из которого следует, что при проведении проверки 10.10.2011 и 19.10.2011 на прилегающих территориях в помещениях зданий, эксплуатирующихся ЗАО "Новоазовское", конторы (здание общежития), распложенного в с. Березовка, ул. Школьная, д. 4, столовой, расположенной в с. Березовка ул. Школьная, д. 8, второго отделения с. Сегизбай, тракторной бригады первого отделения с. Березовка, животноводческой бригады N 1 первого отделения с. Березовка, животноводческой бригады N 3 первого отделения с. Березовка, автомобильного парка с. Березовка, стройотдела с. Березовка, склада ТМЦ с. Березовка, ЦРМ с. Березовка, зернотока с. Березовка, свинофермы с Березовка, топливозаправочного пункта (нефтебазы) с. Березовка, ул. Школьная, 28, выявлены нарушения требований пунктов 3, 21, 34, 36, 96, 514, 759 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ", утвержденные приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, а именно:
- помещения здания конторы (общежития) номер объекта 46 не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 9 таблицы 1 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы (общежития) номер объекта 46 не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с пунктом 15 таблицы 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03;
- в помещениях здания столовой номер объекта 69 автоматическая установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией находится в неисправном (не рабочем) состоянии п. 34 ППБ 01-03;
- отсутствует договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализации в помещениях здания столовой номер объекта 69 со специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию п. 96 ППБ 01-03;
- на имеющиеся огнетушители, расположенные в помещениях здания столовой номер объекта N 69, не заведены паспорта по установленной форме. Приложение 3 пункт 16 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы 2 отделения с. Сегизбай (номер объекта 45) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 9 таблицы 1 НПБ 110-03, пункт 3 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы 2 отделения с. Сегизбай (номер объекта 45) не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания конторы 2 отделения с. Сегизбай (номер объекта 45), в соответствии с требованиями нормативных документов, п.7.1 СНиП 21-01-97*, пункты 3, 36 ППБ 01-03;
- здание конторы 2 отделения с. Сегизбай (номер объекта 45) не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, предусмотренным для целей пожаротушения п. 2.11. СНиП 2.04.02-84. Строительные нормы и правила "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", п. 3 ППБ 01-03;
- территория 2 отделения с. Сегизбай своевременно не очищена от горючих отходов, опавших листьев, сухой травы и т.п. п. 21 ППБ 01-03;
- здания гараж для тракторов К-700 номер объекта N 58-9, теплая стоянка тракторов (номер объекта 58), контора 1 отделения (номер объекта 47), расположенные на территории тракторной бригады первого отделения не обеспечены наружными источниками противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в соответствии с требованиями п.2.11 СНиП 2.04.02-84. Строительные нормы и правила "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы 1 отделения (номер объекта 47), расположенные на территории тракторной бригады первого отделения, не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 9 табл. 1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы 1 отделения (номер объекта 47), расположенные на территории тракторной бригады первого отделения, не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания конторы 1 отделения (номер объекта 47), расположенного на территории тракторной бригады первого отделения, в соответствии с требованиями нормативных документов, п.7.1 СНиП 21-01-97*, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85. Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункты 3, 36 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
- помещения здания склада ТМЦ, расположенного на территории тракторной бригады первого отделения, не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 4.2 табл. N 3 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания токарного цеха, расположенные на территории тракторной бригады первого отделения, не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 8.2 табл. N 3 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания гаража теплой стоянки тракторов (номер объекта 58), не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 4.1 табл. N 1 НПБ 110-03, п.6.30 СНиП 21-02-99*, п. 6.3 ВСН 01-89. Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и АПС", п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания гаража для тракторов К-700 (номер объекта 58-9) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 4.1 табл. N 1 НПБ 110-03, п.6.30 СНиП 21-02-99*, п. 6.3 ВСН 01-89. Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и АПС", п. 3 ППБ 01-03;
- здания (санпропускника, коровников номера объектов 11, 11.1, 12, 12-1, телятника инвен-тарный номер N 1, скотный двор инвентарные номера N 14, 15, 16, профилакторий родилка N 22-1, расположенные на территории животноводческой бригады N 1 первого отделения ЗАО "Новоазовское" не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в соответствии с требованиями п.2.11 СНиП 2.04.02-84. Строительные нормы и правила "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", п. 3 ППБ 01-03;
- помещение здания санпропускника, расположенное на территории животноводческой бригады N 1 первого отделения ЗАО "Новоазовское", не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 9 табл. 1 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания санпропускника не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания санпропускника животноводческой бригады N 1, 1-го отделения ЗАО "Новоазовское" в соответствии с требованиями п.7.1 СНиП 21-01-97, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, п. 3 ППБ 01-03;
- здания санпропускника бригадного дома (номер объекта 23), животноводческого комплекса бр. N 2 (номер объекта 19), телятника (номер объекта 21), скотного двора (номер объекта 16), скотного двора (номер объекта 43.1), расположенные на территории животноводческой бригады N 2 первого отделения ЗАО "Новоазовское" не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения в нарушение п.2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания санпропускника бригадного дома (номер объекта 23) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 9 табл. 1 НПБ 410-03, п.3 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
- помещения здания санпропускника бригадного дома (номер объекта 23) не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания санпропускника бригадного дома (номер объекта 23), животноводческой бригады N 2 1-го отделения ЗАО "Новоазовское" в соответствии с требованиями п.7.1 СНиП 21-01-97*, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, п. 3 ППБ 01-03;
- здания сторожевого домика гаража (номер объекта 47-1), автогаража (номер объекта 58), автогаража (номер объекта 58-1), диспетчерской автогаража (номер объекта 60), расположенные на территории автомобильного парка ЗАО "Новоазовское", не обеспечены наружными источниками противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в соответствии с требованиями п. 2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания диспетчерской автогаража (номер объекта 60) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 9 табл. 1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03;
- помещения здания диспетчерской автогаража (номер объекта 60) не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствий с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п.3 ППБ 01-03;
- здания конторы с/отдела (номер объекта 48), склада стройматериалов ТМЦ (номер объекта 7),столярного цеха (номер объекта 61-а), расположенные на территории стройотдела ЗАО "Новоазовское", не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения в нарушение п.2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы с/отдела (номер объекта 48), расположенные на территории стройотдела ЗАО "Новоазовское", не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 9 табл. 1 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания конторы с/отдела номер объекта N 48, не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания конторы с/отдела (номер объекта N 48) ЗАО "Новоазовское" в соответствии с требованиями п.7.1 СНиП 21-01-97, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания склада стройматериалов ТМЦ (номер объекта 7) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 4.2 табл. N 3 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания столярного цеха (номер объекта 61-а) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 4.2 табл. N 3 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- здание склада ТМЦ (номер объекта 51) не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения в нарушение п.2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания склада ТМЦ (номер объекта 51) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 4.2 табл. N 3 НПБ 110-03, п. 3 ППБ 01-03;
- здания ремонтной мастерской (номер объекта 49), котельной (номер объекта 50) не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в нарушение требований п.2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания ремонтной мастерской (номер объекта 49) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 4.2 табл. Ж*1 НПБ 110-03, п.6.30 СНиП 21-02-99*, п. 6.3 ВСН 01-89, п. 3 ППБ 01-03;
- здания зерноскладов (номера объектов 1, 2, 3, 4), весовой ЗАО "Новоазовское" (номер объекта 10), сушильной установки ЗАЗ-25 (номер объекта 68), зерноочистительного комплекса (номер объекта 70) не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения в соответствии с требованиями п.2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения для хранения зерна здания зерноскладов (номера объектов 1, 2, 3, 4), сушильной установки ЗАЗ-25 (номер объекта 68), зерноочистительного комплекса (номер объекта 70) не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п. 8, 14 табл. N 1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03;
- здания санпропускника, свинарника откормочный с/фермы (номера объектов 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30-1), свинарника маточного с/фермы (номера объектов 31, 32, 33), свинарника ремонтного с/фермы (номера объектов 34, 35), свинарника хрячника с/фермы (номер объекта 36), свинарника для супоросных маток (номер объекта 37, 39), свинарника для поросят (номер объекта 38), кормокухни на свиноферме (номер объекта 40), котельной с/фермы (номер объекта 41), санбойни с/фермы (номер объекта 43), расположенные на территории свинофермы ЗАО "Новоазовское", не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения соответствии с требованиями п.2.11 СНиП 2.04.02-84, п. 3 ППБ 01-03;
- помещения здания санпропускника свинофермы не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализации в соответствии с п. 9 табл. 1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03;
- помещения здания санпропускника свинофермы не оборудованы установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в соответствии с п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, п. 3 ППБ 01-03;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания забойного цеха свинофермы, санбойни (номер объекта 43) в соответствии с требованиями п.7.1 СНиП 21-01-97, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, п. 3 ППБ 01-03;
- помещение операторной топливозаправочного пункта, нефтебазы (номер объекта 62) не оборудована установкой автоматической пожарной сигнализации в нарушение п. 11 табл. N 1 НПБ 110-03, п.3 ППБ 01-03;
- не выполнены мероприятия по обработке (пропитке) огнезащитным покрытием, ограничивающим интенсивность и продолжительность горения, сгораемых конструкций чердачного помещения здания операторской топливо заправочного пункта, нефтебазы (номер объекта 62) в соответствии с требованиями п.7.1 СНиП 21-01-97, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85, п. 3 ППБ 01-03;
- площадка для АЦ с жидким моторным топливом нефтебазы (номер объекта 62) не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерн в нарушение п. 35 НПБ 111-98, п. 3 ППБ 01-03;
- площадка топливозаправочного пункта нефтебазы (номер объекта 62), внутри обваловки не засыпана песком в нарушение п.514 ППБ 01-03;
- топливозаправочный пункт нефтебазы (номер объекта 62) не обеспечен соответствующими знаками пожарной безопасности и дорожными знаками п. 759 ППБ 01-03;
- осуществляется хранение масел в емкостях, размещенных в помещении здания топливозаправочного пункта нефтебазы (номер объекта 62), не отделенном от смежного помещения операторной противопожарной перегородкой 1-го типа. Кроме того, помещение для хранения масел не имеет самостоятельный выход непосредственно наружу из здания в нарушение пункта 28 НПБ 111-98, п. 3 ППБ 01-03;
- для тушения пожаров на территории топливозаправочного пункта имеется шесть огнетушителей ОУ-5, которые не могут применяться в качестве первичных средств тушения пожаров класса - В (пожары горючих жидкостей), п. 108 Приложение 3 ППБ 01-03, п. 92 НПБ 111-98; п. 3 ППБ 01-03.
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором Азовского района по пожарному надзору Кадгатовым С.С. в отношении Закрытого акционерного общества "Новоазовское" составлены протоколы N N 136, 137 от 27.10.2011 об административном правонарушении. В протоколах представитель Общества указал, что нарушения допущены в связи с нехваткой денежных средств.
Главный государственный инспектор Азовского района по пожарному надзору Компанец И.Г., рассмотрев протоколы N N 136, 137 от 27.10.2011 в отношении Закрытого акционерного общества "Новоазовское", вынес постановление N73 от 10.11.2011 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Считая, что постановление N 73 от 10.11.2011 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.02.2012 по делу N А46-16048/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Такие требования установлены, в частности, Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, их должностными лицами.
Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации наряду с настоящими Правилами следует так же руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" утверждены постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 и устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Данные нормы приняты и введены в действие вместо СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".
Согласно пункту 7.1 СНиП 21-01-97 предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся:
конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;
ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;
снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;
наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения;
сигнализация и оповещение о пожаре.
Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автома-тической пожарной сигнализацией" утверждены приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 и устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации авто-матическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Нормы пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления" эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" утверждены приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 и устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" утверждены постановлением Госстроя СССР от 30.04.1986 N 52. Нормы СНиП 2.04.02-84 должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства и введены в действие взамен СНиП 11-31-74 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции" утверждены приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25 и устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом.
Как было указано выше, в ходе проверки административным органом было установлено, что Обществом на прилегающих территориях в помещениях зданий, эксплуатирующихся ЗАО "Новоазовское", конторы (здание общежития), распложенного в с. Березовка, ул. Школьная, д. 4, столовой, расположенной в с. Березовка ул. Школьная, д. 8, второго отделения с. Сегизбай, тракторной бригады первого отделения с. Березовка, животноводческой бригады N 1 первого отделения с. Березовка, животноводческой бригады N 3 первого отделения с. Березовка, автомобильного парка с. Березовка, стройотдела с. Березовка, склада ТМЦ с. Березовка, ЦРМ с. Березовка, зернотока с. Березовка, свинофермы с Березовка, топливозаправочного пункта (нефтебазы) с. Березовка, ул. Школьная, 28, допущены нарушения требований пунктов 3, 21, 34, 36, 96, 514, 759 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ", утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (нарушения описаны выше).
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании частей 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае, протоколами об административном правонарушении от 27.10.2011 N 136, 137, актом проверки N 110 от 19.10.2011, подтверждается тот факт, что Обществом не были соблюдены требования пожарной безопасности.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела и самим Обществом фактически не отрицается.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности заявителем не представлено.
Нарушение порядка и срока давности привлечения заявителя к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции находит ошибочным довод Общества о том, что административным органом было допущено нарушение порядка привлечения его к административной ответственности, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в присутстии ненадлежащего представителя Общества. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5).
Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.
Пунктами 1, 3 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при выявлении судом в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суд должен выяснить, было ли указанному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
Как следует из протоколов об административном правонарушении N 136 и N 137, при их составлении присутствовал представитель Общества - исполнительный директор Общества Шарапов М.М., действующий на основании доверенности от 27.10.2011 N 2, выданной директором Общества на представление интересов Общества в административных делах по ч. 1, 4 ст. 20 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д. 75).
Из протоколов об административном правонарушении N 136, N 137 от 27.10.2011 следует, что представителю Общества были разъяснены установленные законом права и обязанности.
Копии протоколов вручены представителю Общества, о чем свидетельствует его подпись. Протоколы составлены в присутствии представителя Общества - Шарапова М.М.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, положения части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу, предоставляют данному лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться гарантиями или реализовать их в личном качестве.
При этом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не содержится конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В данном случае Шарапову М.М. при составлении протоколов об административном парвонарушении было вручено определение о назначении времени и места рассомтрения дела об административном правонарушении от 27.10.2011 (л.д. 83).
Кроме того, по смыслу статьи 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо рассмотрения дела об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности, а равно документ, возвращенный органом связи с пометкой "адресат отсутствует", "адресат выбыл", "возврат за истечением срока хранения", из которого можно установить, что извещение направлялось именно указанному лицу.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом, привлекаемым к административной ответственности, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.
С учетом этого возможно считать, что вручение извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении защитнику, действующему на основании общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, свидетельствует о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, если оно было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанная позиция изложена в пункте 20 Рекомендаций Научно-консультативных советов при Федеральном арбитражном суде Уральского округа и Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа (по итогам совместного заседания, состоявшегося 9-10 апреля 2009 года).
Таким образом, учитывая изложенное и фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для вывода о том, что Общество не было извещено надлежащим образом о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2012 по делу N А46-16048/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новоазовское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, положения части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу, предоставляют данному лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться гарантиями или реализовать их в личном качестве.
При этом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не содержится конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В данном случае Шарапову М.М. при составлении протоколов об административном парвонарушении было вручено определение о назначении времени и места рассомтрения дела об административном правонарушении от 27.10.2011 (л.д. 83).
Кроме того, по смыслу статьи 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
...
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом, привлекаемым к административной ответственности, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство."
Номер дела в первой инстанции: А46-16048/2011
Истец: ЗАО "Новоазовское"
Ответчик: Территориальное отделение надзорной деятельности Азовского района, управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области, Территориальный отдел надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской оброны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области