г. Владимир |
|
11 апреля 2012 г. |
Дело N А43-16503/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2012 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соловьевой М.В.,
судей Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
при участии представителей сторон:
от истца - Царев А.С. по доверенности от 14.10.2010 (сроком до 01.07.2012), Егорова Е.Б. по доверенности от 19.01.2010 (сроком до 01.07.2012),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2011 по делу N А43-16503/2011, принятое судьей Беляниной Е.В.,
по иску открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" (ОГРН 1025203016717, ИНН 5260902190) к обществу с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания" (ОГРН 1021202251905, ИНН 1216009470)
о взыскании 656 881 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" (далее - ОАО "СК "Волжское пароходство") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания" (далее - ООО "Волжская судоходная компания") о взыскании 656 881 руб. 33 коп. штрафа за сверхнормативный простой судов (демередж).
Решением от 09.12.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования. Взыскал с ООО "Волжская судоходная компания" в пользу ОАО "СК "Волжское пароходство" 656 881 руб. 33 коп. штрафа, а также 16 138 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Волжская судоходная компания" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными.
Заявитель жалобы, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда явку полномочного представителя не обеспечил.
Истец в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 30.07.2010 между истцом (пароходство) и ответчиком (грузовладелец) заключен договор об организации перевозок грузов N 09-10/909, в соответствии с которым грузовладелец в течение навигации 2010 года предъявляет для перевозки судами груз (щебень навалом) на причалах карьеров Онежского озера, а пароходство осуществляет перевозку указанного груза грузовыми теплоходами и толкаемыми составами (суда) в объемах и по тарифам, согласованным сторонами в дополнительных соглашениях к договору.
Срок действия договора установлен до 31.12.2010.
В соответствии с дополнительными соглашениями от 30.07.2010 N 1, от 17.09.2010 N 2 судо-часовые нормы на погрузку/выгрузку груза согласованы сторонами в следующих размерах: погрузка - 187 т/час, выгрузка - 153 т/час.
Пунктом 5.4 договора предусмотрена ответственность грузовладельца за сверхнормативные простои судов в пунктах погрузки/выгрузки в виде штрафа в размере, установленном статьей 120 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Оплата штрафа производится в течение 10 банковских дней с момента получения расчета, направляемого по телеграфу, факсу или электронной почте.
Согласно пункту 2.6 договора учет стояночного времени в пунктах погрузки/выгрузки ведется в соответствии с Правилами перевозок грузов, утвержденными Министерством транспорта РФ по состоянию на 01.01.1994 (далее - Правила перевозок грузов); при этом стороны договорились руководствоваться указанными Правилами перевозок грузов и считать их неотъемлемой частью договора вне зависимости от того, что указанные Правила перевозок грузов признаны утратившими силу Приказом Министерства транспорта РФ от 14.12.2004 N 44 (пункт 7.4 договора).
При прибытии в порты погрузки/выгрузки пароходством (капитаном судна/вахтенным начальником) подается нотис о готовности к грузовым операциям по телефону, факсу, радиосвязи или электронной почте грузовладельцу, или представителю порта, или представителю грузоотправителей/грузополучателей. Нотис должен быть принят независимо от того, ошвартовано судно к причалу или нет. Отсчет времени стоянки начинается с момента постановки судна к причалу. При неподаче судна к причалу не по вине пароходства время ожидания судном постановки к причалу (в том числе и по причине ожидания освобождения причала другим судном) включается в сроки обработки. В письменном виде нотис подается грузовладельцу, или представителю порта, или представителю грузоотправителей/грузополучателей после постановки судна к причалу. Время, затраченное на оформление и ожидание оформления грузовых документов, включается в фактическое время стоянки под грузовыми операциями.
Расчет штрафов за простой судов в пунктах погрузки/выгрузки производится исходя из разницы суммарного нормативного и суммарного фактического времени нахождения судов в пунктах погрузки/выгрузки, определенного как сумма времени нормативного и сумма времени, затраченного на ожидание, погрузку/выгрузку всех судов. Расчет производится для каждого типа судов в отдельности. Время, сэкономленное на погрузке/выгрузке одних судов, засчитывается в нормативное время обработки других судов того же типа.
Согласно пункту 3.2 договора грузовладелец обеспечивает в том числе: прием нотисов о готовности к грузовым операциям от капитана судна/вахтенного начальника или от судовладельца; подписание таймшитов, актов осмотра трюмов, актов выполненных работ, актов погрузки/выгрузки (по форме ГУ-30) им самим, или представителем порта, или представителем грузоотправителей/грузополучателей; погрузку/выгрузку груза своими силами, средствами и за свой счет.
Если грузовладелец не обеспечил надлежащего оформления документов, предусмотренных пунктом 3.2 договора, в течение 3-х часов с момента окончания погрузки/выгрузки, то перевозка считается выполненной пароходством и подтверждением тому служат оформленные последним в одностороннем порядке документы (пункт 3.4 договора).
Во исполнение условий договора истец в течение навигации 2010 года (август, сентябрь, октябрь 2010 года) осуществил для ответчика 11 рейсов по перевозке груза по маршрутам: Пер-Губа - Мурзиха, Сорочьи горы, Казань, Новочебоксарск, Шала - Новочебоксарск, Мурзиха теплоходами "Волго-Дон" грузоподъемностью 5000 т.
В связи с допущенным ответчиком сверхнормативным простоем судов в портах погрузки/выгрузки и в соответствии с пунктом 5.4 договора и статьей 120 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ истцом был начислен штраф в сумме 656 881 руб. 33 коп. и в адрес ответчика была направлена претензия от 23.06.2011 N 09-03-4-1/13 с требованием оплатить штраф, которая ответчиком оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором (пункт 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 73 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу.
Нормативное время загрузки и разгрузки судна определяется в соответствии с судо-часовыми нормами загрузки и разгрузки судов и правилами применения таких норм, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Соглашением сторон может быть установлено сокращенное время по сравнению с нормативным временем загрузки и разгрузки судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 120 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что за сверхнормативный простой судов с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых он допущен, взыскивается штраф в размере 0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100 т грузоподъемности самоходного грузового судна в час.
Представленными истцом в обоснование заявленных требований документами (нотисы, таймшиты) подтверждается факт нарушения ответчиком установленных договором судо-часовых норм погрузки/выгрузки судов; на основании чего суд правомерно признал обоснованным начисление ответчику штрафа в порядке пункта 5.4 договора. Расчет подлежащего взысканию штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признается верным, поскольку соответствует условиям пункта 2.6 договора и подтвержден представленными в дело первичными документами.
Из расчета размера штрафа по рейсу N 1 следует, что начало отсчета фактического времени нахождения судна в пунктах погрузки/выгрузки произведено от времени, указанного в нотисе, то есть от времени, когда судно фактически прибыло в пункты погрузки/выгрузки.
Прибытие судна под погрузку/выгрузку позднее даты, указанной в заявке, само по себе не влияет на расчет фактического времени нахождения судна в пунктах погрузки/выгрузки.
Факт прибытия судна под погрузку/выгрузку позднее даты, указанной в заявке, ответчиком не доказан - в материалах дела отсутствуют какие бы то ни было заявки ответчика с указанием конкретной даты, в которую суда должны быть поданы под погрузку/выгрузку (пункт 2.2 договора).
Кроме того, статьей 116 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрена самостоятельная мера ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки груза.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Документальных доказательств в подтверждение довода о том, что суда по рейсам N N 3, 6, 7, 9 простаивали в ожидании постановки к причалу по вине истца или по иным основаниям, предусмотренным параграфом 9 раздела 13 Правил перевозок грузов, ответчиком в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного и в отсутствие доказательств оплаты штрафа требование истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным, основания для его отмены по доводам, приведенным в жалобе, отсутствуют. Неполного выяснения обстоятельств судом не допущено. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2011 по делу N А43-16503/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А.Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором (пункт 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 73 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 120 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что за сверхнормативный простой судов с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых он допущен, взыскивается штраф в размере 0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100 т грузоподъемности самоходного грузового судна в час.
...
Факт прибытия судна под погрузку/выгрузку позднее даты, указанной в заявке, ответчиком не доказан - в материалах дела отсутствуют какие бы то ни было заявки ответчика с указанием конкретной даты, в которую суда должны быть поданы под погрузку/выгрузку (пункт 2.2 договора).
Кроме того, статьей 116 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрена самостоятельная мера ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки груза."
Номер дела в первой инстанции: А43-16503/2011
Истец: ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", ОАО Судоходная компания Волжское пароходство г. Н. Новгород
Ответчик: ООО "Волжская судоходная компания", ООО Волжская Судоходная Компания г. Казань
Третье лицо: ООО Волжская Судоходная компания