г. Москва |
N 09АП-2852/2012 |
30 марта 2012 г. |
Дело N А40-86996/11-146-738 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы, ООО "АВИАСИТИ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.12.2011 по делу N А40-86996/11-146-738, принятое судьей Ласкиным Л.В.,
по заявлению ООО "Фаворит" (ОГРН 1077762291530, 115162, г.Москва, ул. Павла Андреева д. 26 стр.6)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: ООО "АВИАСИТИ" (125993, г.Москва, Ленинградский проспект д. 37, корп.9)
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Пожилов А.В. по дов. от 26.04.2011, Рочняк Я.И. по дов. от 26.04.2011 |
от заинтересованного лица: |
Губин М.Ю. по дов. от 10.01.2012 |
от третьего лица: |
Гонин А.Ю. по дов. от 18.11.2011 |
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в оформлении распоряжения об утверждении земельного участка расположенном по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А на кадастровой карте территории в форме письма от 14.06.2011 N 33-5-417/11-(0)-1 и возложении обязанности оформить распоряжение об утверждении схемы земельного участка, пологая что совершенный заинтересованным лицом отказ нарушает законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как создает незаконные препятствия для осуществления права на использование земельного участка.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.12.2011 требования Общества удовлетворены, поскольку суд пришел в выводу, что обратившийся в установленном законом порядке заявитель представил исчерпывающий перечень документов для оформления земельного участка. В свою очередь, административным органом не представлено доказательств наличия оснований для отказа в оформлении распоряжения об утверждении схемы распоряжения земельного участка по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А.
Не согласившись с принятым решением, ДЗР г. Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, последним не дана оценка отдельным средствам доказывания, присутствующим в материалах дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Третье лицо - ООО "АВИАСИТИ" также не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В порядке ст. 262 АПК РФ заявителем представлены отзывы на апелляционные жалобы административного органа и третьего лица.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, доводы апелляционных жалоб в полном объеме поддержал, изложил суду и участникам процесса позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица в судебное заседание явился, доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил суду и участникам процесса позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, с доводами апелляционных жалоб административного органа и третьего лица не согласен, ввиду их необоснованности с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении требований апелляционных жалоб - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, их взаимосвязь с учетом требований ст. 71 АПК РФ, рассмотрев содержащиеся в апелляционных жалобах доводы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А. площадью 358,3 кв.м., условный номер 77-77-13/013/2007-773.
Право владения указанным объектом возникло на основании договора купли-продажи с ООО "Грандвей" от 23.12.2010, закрепленное свидетельством о государственной регистрации права.
Общество, реализуя предоставленное ст. 36 Земельного кодекса РФ право, как собственник объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, в режиме "одного окна" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А. на кадастровом плане.
Письмом от 14.06.2011 N 33-5-417/11-(0)-1 Департамент отказал Обществу в выдаче схемы земельного участка, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП запрашиваемый документ не может быть оформлен по причине непредставления документов, запрашиваемых Департаментом земельных ресурсов согласно письма от 28.04.2011 N 33-5-417/11-(5)-0. В УРЗ САО 12.05.2011 поступил отказ ООО "Авиасити" в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:005008:62 в части исключения земельного участка под объектом с адресным ориентиром: Ленинградский проспект, д. 37, корп. А.
Для повторного рассмотрения возможности оформления распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: г.Москва, Ленинградский проспект, вл. 37, корп. А административный орган рекомендовал Обществу представить согласие ОАО "Авиасити" на внесение изменений в границы земельного участка с кадастровым номером 77:09:005008:62 в части исключения земельного участка под объектом с адресным ориентиром: Ленинградский проспект, д. 37, корп. А, с обязательным обращением ОАО "Авиасити" и соответствующее обращение в режиме "одного окна" со ссылкой на пакет документов, прилагаемый к обращению от 11.03.2011.
Считая данный отказ Департамента незаконным, заявитель обратился в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) госоргана подлежит признанию недействительным (незаконным) при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия оспариваемых ненормативного акта, действий (бездействия) закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу ч. 5 вышеуказанной нормы обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае апелляционный суд пришел к выводу о том, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (в ред. Законов города Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, с изменениями, внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-Г01-149) в ведении города Москвы находится собственность города Москвы и управление ею.
Согласно части 1 ст. 20 Устава города Москвы в собственности города Москвы находится земля в границах города. В силу части 3 данной статьи от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
С учетом положений Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 года N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы и обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
К числу функций Департамента отнесены утверждение проектов границ земельных участков на территории города Москвы, формирование земельных участков и принятие решений об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласование решений об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществление функций арендодателя земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.25 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Здание, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А. принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается приобщенным к материалам дела свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2012 сер. 77-АН N 047070 (т. 1, л.д. 50-51).
Согласно ст. 209, 213 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В рассматриваемом случае коллегия отмечает, что со дня поступления заявления и по истечении установленного законом срока, административный орган не выдал Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чем нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, к материалах дела содержится Распоряжение от 27.06.2008 N 1835 об утверждении проекта границ земельного участка расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А. (т. 1 л.д. 45-46).
Указанным Распоряжением собственник земельного участка, в лице уполномоченного государственного органа ДЗР г. Москвы, согласовал проект границ земельного участка заявителя.
Таким образом, собственник земельного участка - Департамент земельных ресурсов 27.06.2008 уже определил границы земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности Обществу по настоящее время включительно, то есть границы земельного участка под нежилым зданием заявителя согласованы собственником имущества в установленном законом порядке.
Согласно п. 14.5 "Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства" (угв. Росземкадастром 17.02.2003 г.) процедура согласования границ не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
Положение об отсутствии необходимости в согласовании границ с арендатором земельного участка заявителя подтверждается п. 1, 2 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N° 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который устанавливает, что при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и при отсутствии пересечений его границ с границами смежных земельных участков, акт согласования границ не требуется.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.
Кроме того, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в формировании земельного участка (предоставлении земельного участка в собственность).
В то же время, материалами дела не подтверждено, а административным органом не доказан факт отнесения спорного земельного участка к одной из перечисленных категорий.
В обоснование заявленных требований, административным органом также не приведены правовые нормы, согласно которым отсутствие согласия арендатора земельного участка в лице ООО "АВИАСИТИ" является препятствием для утверждения схемы земельного участка под зданием, находящимся в собственности заинтересованного лица.
В нарушение приведенных норм Земельного кодекса РФ административный орган не совершил действий по утверждению и выдаче Обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чем нарушил права Общества.
Иные доводы, указанные административным органом и третьим лицом, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого по делу судебного акта, поскольку судом при принятии оспариваемого решения им дана надлежащая правовая оценка, следовательно указанные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что в настоящем случае, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав незаконным отказ в оформлении распоряжения об утверждении земельного участка с адресным, расположенном по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. А на кадастровой карте территории в форме письма от 14.06.2011 N 33-5-417/11-(0)-1 установленном законом порядке, при наличии совокупности к тому установленных ч. 2 ст. 201 АПК РФ условий и обоснованно, в силу ст. 110 АПК РФ, отнес судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей на заинтересованное лицо.
Вопреки доводам административного органа и третьего лица судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству, следовательно, оснований для удовлетворения требований апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.12.2011 по делу N А40-86996/11-146-738 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
...
Положение об отсутствии необходимости в согласовании границ с арендатором земельного участка заявителя подтверждается п. 1, 2 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N° 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который устанавливает, что при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и при отсутствии пересечений его границ с границами смежных земельных участков, акт согласования границ не требуется.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.
Кроме того, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в формировании земельного участка (предоставлении земельного участка в собственность).
...
В нарушение приведенных норм Земельного кодекса РФ административный орган не совершил действий по утверждению и выдаче Обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чем нарушил права Общества."
Номер дела в первой инстанции: А40-86996/11-146-738
Истец: ООО"Фаворит"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ООО"Авиасити"