г. Москва |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А41-40242/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - КУИ города Серпухова Московской области: представитель не явился, извещен,
от истца - Администрации города Серпухова Московской области: представитель не явился, извещен,
от ответчика - ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен,
от третьего лица - Управления Росреестра по Московской области: представитель не явились, извещен,
от третьего лица - ОАО "Инвестиционный торговый банк": представитель не явились, извещен,
от третьего лица - ООО "Ренессанс-Серпухов": Ионова Т.А., представитель по доверенности от 16.01.2012 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2011 года по делу N А41-40242/11, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по иску Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области и Администрации города Серпухова Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Московской области с участием в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Серпухов", открытого акционерного общества "Инвестиционный торговый банк" о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области и Администрация города Серпухова Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:0036, площадью 9950 кв.м., расположенный в градостроительной зоне N 26 по адресу: Московская область, г.Серпухов, Калужский переулок, д.10 (том 1 л.д.4-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), общество с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Серпухов" (далее - "Ренессанс-Серпухов"), открытое акционерное общество "Инвестиционный торговый банк" (далее - ОАО "Инвестиционный торговый банк").
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2011 года исковые требования удовлетворены (том 1 л.д.136-138).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 1 л.д.146-148).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Ренессанс-Серпухов" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей остальных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение постановления Главы г. Серпухова Московской области N 226 от 11.03.2002 г. между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области (арендодателем) и ООО "Ренессанс-Серпухов" (арендатором) был заключен договор аренды земли N 2924-I-10-2012 от 12.11.2002 г., по условиям которого во временное владение и пользование общества сроком на 10 лет был передан земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:0036, площадью 9950 кв.м., расположенный в градостроительной зоне N26 по адресу: Московская область, г.Серпухов, Калужский переулок, д. 10 для размещения комплекса автосервисных услуг (том 1 л.д.6-7, 15).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 22.01.2003 г.
В период действия названного договора на земельном участке с кадастровым номером 50:58:100301:0036 арендатором были возведены объекты недвижимого имущества (нежилое здание, здание-автомойка, здание-цех по ремонту кузовов автомобилей, здание-автосалон, здание-автосалон, слесарный цех, административное здание), право собственности на которые зарегистрировано за ООО "Ренессанс-Серпухов" в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации серии 50 НГ N 124347, серии 50 НГ N 124349, серии 50 НГ N 124348 от 07.11.2008 г., серии 50 АА N 059966, серии 50 АА N 059965, серии 50 АА N 059968, серии 50 АА N 059967 от 30.07.2010 г. (том 1 л.д.19-24, 123).
В соответствии с подписанным между сторонами 05.10.2010 г. соглашением о расторжении договора аренды земли N 2924-I-10-2012 от 12.11.2002 г. правоотношения сторон из указанного договора были прекращены (том 1 л.д.16). Соглашение о расторжении названного договора подписано во исполнение постановления Главы города Серпухова Московской области N 1693 от 01.09.2010 г. "О расторжении договора аренды земли от 12.11.2002 г. N 294-I-10-2012 и предоставлении ООО "Ренессанс-Серпухов" в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г.Серпухов, пер. Калужский, д.10, для размещения автосервисных услуг и строительства его второй очереди" (том 1 л.д.17-18).
Одновременно 05.10.2010 г. между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области (продавцом) и ООО "Ренессанс-Серпухов" (покупателем) был заключен договор купли-продажи земельного участка N 288, по условиям которого в собственность покупателя перешел земельный участок с кадастровым номером 50:58:100301:0036, площадью 9950 кв.м., расположенный в градостроительной зоне N 26 по адресу: Московская область, г.Серпухов, Калужский переулок, д. 10 (том 1 л.д.103-104).
Договор исполнен сторонами - земельный участок передан ООО "Ренессанс-Серпухов" по передаточному акту (том 1 л.д.105), покупателем уплачена выкупная цена.
В процессе регистрации перехода права собственности на земельный участок в Управлении Росреестра по Московской области, органу местного самоуправления стало известно о том, в ЕГРП правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:58:100301:0036 является Российская Федерация (том 1 л.д.25).
Полагая, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной, Комитет по управлению имуществом города Серпухова Московской области и Администрация города Серпухова Московской области обратились в суд с настоящим иском.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Порядок заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 года N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
Таким образом, по мнению заявителя, запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией (том 1 л.д.25) нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности ТУ Росимущество по Московской области не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем, невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В силу статьей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном Законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 июля 2001 года, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, ТУ Росимущества в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в собственность были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
До распоряжения спорным земельным участком путем предоставления его в аренду ООО "Ренессанс-Серпухов" на основании договора земли N 2924-I-10-2012 от 12.11.2002 г. на данном земельном участке отсутствовали какие-либо объекты недвижимого имущества, земельный участок предоставлялся под размещение комплекса автосервисных услуг (том 1 л.д. 6-7, 15).
Впоследствии на земельном участке с кадастровым номером 50:58:100301:0036 арендатором были возведены объекты недвижимого имущества (нежилое здание, здание-автомойка, здание-цех по ремонту кузовов автомобилей, здание-автосалон, здание-автосалон, слесарный цех, административное здание), право собственности на которые зарегистрировано за ООО "Ренессанс-Серпухов" в установленном законом порядке, о чем выданы Свидетельства о государственной регистрации серии 50 НГ N 124347, серии 50 НГ N 124349, серии 50 НГ N 124348 от 07.11.2008 г., серии 50 АА N 059966, серии 50 АА N 059965, серии 50 АА N 059968, серии 50 АА N 059967 от 30.07.2010 г. (том 1 л.д.19-24, 123).
Доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации суду не представлено.
Ответчиком не представлено доказательств, позволяющих отнести спорный участок к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требовании о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
Правом на переквалификацию требований Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области и Администрации города Серпухова Московской области, предусмотренным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 г., суд не воспользовался ввиду отсутствия в материалах дела соответствующей доказательственной базы для признания права собственности за истцом на спорный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2011 года по делу N А41-40242/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
...
В силу пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
...
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в собственность были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
...
Ответчиком не представлено доказательств, позволяющих отнести спорный участок к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
Правом на переквалификацию требований Комитета по управлению имуществом города Серпухова Московской области и Администрации города Серпухова Московской области, предусмотренным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 г., суд не воспользовался ввиду отсутствия в материалах дела соответствующей доказательственной базы для признания права собственности за истцом на спорный земельный участок."
Номер дела в первой инстанции: А41-40242/2011
Истец: Администрация г. Серпухов, Комитет по управлению имуществом г. Серпухов Московской области, КУИ г. Серпухов
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: ООО "Ренессанс-Серпухов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2210/12