г. Москва |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А40-108866/11-142-982 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко, судей В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Титовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2012 года по делу N А40-108866/11-142-982, принятое судьей Е.Ю. Филиной, по иску Федерального государственное унитарного предприятия "Почта России" ОГРН 1037724007276, 131000, г. Москва, Варшавское ш., 37) к Департаменту имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410, 127006, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2/1) третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании права государственной собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на недвижимое имущество
в судебном заседании принимали участие представители:
от истца: Кузьмин А.А. - доверенность от 15.02.2012
от ответчика: Апрелов С.А. - доверенность от 10.01.2012
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права государственной собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение общей площадью 432,4 кв.м. (этаж 1, пом. I, ком. 1-31), находящееся по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 97.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2012 исковые требования ФГУП "Почта России" были удовлетворены.
При этом суд исходил из того, что право собственности города Москвы на спорное имущество зарегистрировано неправомерно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в исковых требованиях ФГУП "Почта России" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что на основании постановления Правительства Москвы от 25.01.1994 N 58 "О формировании реестра собственности на территории г. Москвы" спорное нежилое помещение было включено в реестр муниципальной собственности и внесено в перечень объектов, учитываемых на балансе предприятий "Дирекции единого заказчика", утвержденный постановлением Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 "Об уточнениях и изменениях к перечням предприятий и учреждений государственной собственности города Москвы", 18.11.2002 Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировал право собственности города Москвы на нежилые помещения площадью 432, 4 кв.м. (запись N 77-01/02-614/2002-133), что у истца отсутствует право на иск о признании права федеральной собственности на спорное имущество; а также, что судом первой инстанции неправомерно была взыскана государственная пошлина.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущества города Москвы доводы жалобы поддержал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в заседании не направили.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, право собственности на помещения площадью 432,4 кв.м. по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д.97, зарегистрировано за городом Москвой. Основанием для регистрации права собственности города Москвы на указанное помещение послужила Выписка из реестра объектов недвижимости, относящихся к собственности города Москвы N 03-002213(000) от 31.10.2002 (л.д. 108, том 1).
На момент законодательного разграничения государственной собственности в 1991, спорное имущество в числе прочего было отнесено как имущественный комплекс предприятия связи к федеральной собственности на основании пункта 6 раздела IV приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", (далее - Постановление N 3020-1 от 27.12.1991).
Постановление N 3020-1 от 27.12.1991 не предусматривало автоматического приобретения права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты, указанные в приложении к данному постановлению.
Пункт 2 в корреспонденции с пунктом 5 Постановления N 3020-1 от 27.12.1991 устанавливает, что объекты подлежат передаче в муниципальную собственность с документальным оформлением данной передачи.
Таким образом, собственностью города Москвы спорное имущество могло стать только после соблюдения процедуры передачи, предусмотренной Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992.
Поскольку спорное имущество являлось исключительно федеральной собственностью, оно не было и не могло быть передано в муниципальную собственность, так как запрещалось включение в перечни объектов муниципальной собственности, объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности (пункт 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Материалами дела установлено, что спорное имущество из состава федеральной собственности и из владения предприятия почтовой связи не выбывало и в установленном порядке в собственность города Москвы не передавалось.
Факт непрерывного владения истцом спорным имуществом с 1979 года используемым для размещения отделения почтовой связи N 572 (ОПС N 572) подтверждается выпиской из справочника по сортировке почтовых отправлений и телеграмм, адресованных в Москву Московский почтамт изд. 1983, стр. 92 (116-117, том 1); договором на аренду нежилых помещений (строений) в домах местных Советов, государственных, кооперативных и общественных организаций N 300 от 1991 (со ссылкой на ордер отдела нежилых помещений Мосгорисполкома N 029163 от 20.02.1979) (л.д. 111-112, том 1); выпиской из технического паспорта на указанное помещение по состоянию на 18.11.2009 (л.д. 106, том 1); выпиской из реестра федерального имущества от 21.09.2010; кадастровым паспортом помещения от 19.04.2010 (л.д. 101, том 1); приказом ФГУП "Почта России " от 03.06.2005 N 201 (л.д. 116, том 1); выпиской из перечня объектов недвижимого имущества ФГУП "Управление федеральной почтовой связи г. Москвы "Московский почтамт" (л.д. 15-18, том 1), Свидетельством Комитета по управлению имуществом Москвы на право хозяйственного ведения N 03-00005/24.03.93 (л.д. 115, том 1).
Имущество государственного федерального предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и является федеральным имуществом (пункт 2 статьи 113 ГК РФ, статья 24 федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи").
Пунктом 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные предприятия обладают государственным имуществом на праве хозяйственного собственника.
Спорное имущество было передано в 1979 Тимирязевскому узлу связи для размещения ОПС N 572, на базе которого был создан Московский почтамт "Москва-3", в состав которого вошел данный узел связи.
В январе 1992 года на базе межрайонных почтамтов, в том числе почтамта "Москва-3", было создано предприятие связи "Московский почтамт", в 1994 году это предприятие было переименовано в ФГУП "Управление федеральной почтовой связи города Москвы "Московский почтамт", а в 2005 в результате преобразования названное предприятие вошло как филиал во ФГУП "Почта России" и последнее является правопреемником ранее существовавших организаций почтовой связи в городе Москве.
ФГУП "Почта России", являясь правопреемником предприятия связи, созданного до 08.12.1994, обладает правом хозяйственного ведения на спорное имущество, находящееся во владении и пользовании предприятия связи на момент разграничения государственной собственности, и в последующем, и вплоть до настоящего времени.
Право хозяйственного ведения предприятия связи, возникшее на основании пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" N 443-1 от 24.12.1990, было вновь подтверждено с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, право хозяйственного ведения предприятия связи на спорный объект, также как и право собственности Российской Федерации, возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в силу пункта 1 статьи 6 вышеуказанного закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация производится по желанию правообладателей.
В связи с выше изложенным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на основании постановления Правительства Москвы от 25.01.1994 N 58 "О формировании реестра собственности на территории г. Москвы" спорное нежилое помещение было включено в реестр муниципальной собственности и внесено в перечень объектов, учитываемых на балансе предприятий "Дирекции единого заказчика", утвержденный постановлением Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 "Об уточнениях и изменениях к перечням предприятий и учреждений государственной собственности города Москвы", 18.11.2002 Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировал право собственности города Москвы на нежилые помещения площадью 432, 4 кв.м. (запись N 77-01/02-614/2002-133) отклоняется судом апелляционной инстанции.
Порядок передачи имущества из государственной собственности в собственность города Москвы, иных субъектов и муниципальную собственность был установлен Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992.
В соответствии с указанным порядком спорное имущество передано в собственность города Москвы не было.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что спорное имущество являлось исключительно федеральной собственностью, оно не было и не могло быть передано в муниципальную собственность, так как запрещалось включение в перечни объектов муниципальной собственности, объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности (п. 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992).
Таким образом, право собственности города Москвы на спорное помещения зарегистрировано неправомерно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Спорное имущество, как федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием в целом как имущественный комплекс было учтено и внесено в реестр федеральной собственности федерального имущества, о чем выдано Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, реестровый N 07700581 от 08.06.2000 (Распоряжение Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992, Постановление Правительства Российской Федерации N 696 от 03.07.1998).
Довод апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствует право на иск о признании права федеральной собственности на спорное имущество, отклоняется судебной коллегией.
Спорное имущество необходимо предприятию связи для осуществления своей уставной деятельности.
Факт незаконно произведенной государственной регистрации права собственности за лицом, не являющегося собственником, нарушает права и законные интересы предприятия связи, как лица в законном владении и пользовании которого находится спорное имущество.
Так как права истца незаконной государственной регистрацией нарушены, он вправе обратиться за их защитой в силу статьи 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ.
Согласно статье 305 ГК РФ обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином праве хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 216 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.
Довод жалобы ответчика о неправомерном взыскании с Департамента имущества города Москвы государственной пошлины отклоняется апелляционным судом, поскольку как разъяснено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 НК РФ" в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ не влечет за собою освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству в связи с чем, отмене не подлежит.
Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2012 года по делу N А40-108866/11-142-982 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт незаконно произведенной государственной регистрации права собственности за лицом, не являющегося собственником, нарушает права и законные интересы предприятия связи, как лица в законном владении и пользовании которого находится спорное имущество.
Так как права истца незаконной государственной регистрацией нарушены, он вправе обратиться за их защитой в силу статьи 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ.
Согласно статье 305 ГК РФ обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином праве хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 216 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.
Довод жалобы ответчика о неправомерном взыскании с Департамента имущества города Москвы государственной пошлины отклоняется апелляционным судом, поскольку как разъяснено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 НК РФ" в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ не влечет за собою освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-108866/2011
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14864/12
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14864/12
25.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7624/12
20.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6752/12