г. Москва |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А40-10071/12-153-94 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Метсетка" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2012 по делу N А40-10071/12-153-94, принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению ООО "Метсетка" (ОГРН 1097746491721, ИНН 7743752606, 115093, г.Москва, ул. Б.Серпуховская д.44, оф.19)
к Отделу УФМС России по г.Москве в САО (125212, г.Москва, ул.Выборгская д.14, стр.12)
об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Сидорова Е.Л. по дов. от 20.12.2011 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Метсетка" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела УФМС России по г.Москве в САО (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 08.12.2011 N 9/9-09-1837 об административном правонарушении, обусловленное привлечением Общества к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и наложением административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2012 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава и события административного правонарушения, с учетом соблюдения административным органом срока, порядка и процедуры привлечения последнего к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции, обосновывая заявленные требования ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом в порядке ст. 262 АПК РФ не представлен.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представил письменные пояснения в порядке ст.81 АПК РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд совещаясь на месте определил рассмотреть дело в его отсутствии в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их взаимосвязь с учетом требований ст.71 АПК РФ, а также рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.08.2011 N 949 26.08.2011 (л.д.47) должностными лицами административного органа 26.08.2011 проведена проверка соблюдения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, а также соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации N 109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", Федерального закона Российской Федерации N 115 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" на объекте Общества, расположенном по адресу: г.Москва, ул. Вагоноремонтная, д. 10А.
Проверкой установлено, что по указанному адресу осуществляли трудовую деятельность иностранные граждане, не имеющие разрешения на работу в г. Москве, в частности, гражданин Республики Таджикистан Хасанов Ботурхон Лолахолович (далее - Хасанов Б.Л.) 31.10.1987 г.р., привлеченный к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего, что подтверждается составленными в этот же день Протоколом осмотра территории от 26.08.2011 (л.д. 52), Актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников от 26.08.2011 (л.д. 49-50), фототаблицой (л.д. 53) и объяснениями Хасанова Б.Л. (л.д. 54).
При проведении проверочных мероприятий, должностными лицами административного органа установлено, что указанное строение Обществу, на основании заключенного с ЗАО "ДСК N 7" на основании договора аренды 01.04.2010 N 5-А-10 (л.д. 59-60).
С учетом совокупности нарушений, выявленных в ходе проверки, должностные лица пришли к выводу, о привлечении иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, именно Обществом, в связи с чем, 30.11.2011 был составлен протокол серии МС N 657801 об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ (л.д. 43).
По итогам рассмотрения материалов административного дела, должностным лицом административного органа в отсутствии законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, 08.12.2011 вынесено постановление N 9/9-09-1837 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. (л.д. 67-68).
Указанные выше обстоятельства явились следствием обращения заявителя в суд с об оспаривании решения административного органа по делу об административном правонарушении.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности названного постановления заинтересованного лица.
Протокол составлен должностным лицом в соответствии с полномочиями, установленными ч.1 ст.28.3 КоАП РФ и п. 9 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (утв. Приказом МВД РФ N 338, ФМС РФ от 30.04.2009 N 97, зарегистрирован в Минюсте РФ от 09.06.2009 N 14037). Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности принято административным органом в рамках его полномочий, установленных ст.23.67 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения к ответственности (ст.4.5 КоАП РФ) соблюдены, что не оспаривается заинтересованным лицом.
В соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из вышеизложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, или в его отсутствие, но при условии надлежащего извещения.
Согласно разъяснениям п.24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
В настоящем случае материалами дела подтверждено, что административным органом предприняты исчерпывающий комплекс мер для извещения заявителя о необходимости прибыть на составление протокола об административном правонарушении, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами (л.д. 98).
Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено административным органом без участия заявителя, извещенного надлежащим образом телеграммой от 06.12.2011 (л.д. 66).
Доводы апелляционной жалобы о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения Общества коллегия считает необоснованными, поскольку в обоих случаях административным органом телеграммы отправлялись по адресу (месту нахождения) заявителя, полученному из выписки из ЕГРЮЛ, направленной ИФНС России N 46 по г. Москве (л.д. 62-64).
Опровергая указанные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности на объекте Общества, коллегия отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в п.1 примечания к ст.18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Норма ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указывает, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно ст.13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Согласно п.9 ст.13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В настоящем случае, вопреки доводам заявителя, материалами дела подтверждается обратное, поскольку иностранный гражданин фактически осуществлял трудовую деятельность на арендованном объекте, не имея при этом разрешения на выполнение каких-либо видов работ.
Как указано выше, из представленных в материалы дела доказательств следует, что гражданин Республики Таджикистан Хасанова Б.Л. был фактически допущен к работе в арендуемом заявителем помещении, что подтверждается протоколом осмотра территории от 26.08.2011, актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников от 26.08.2011, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями самого иностранного гражданина от 26.08.2011, в которых тот указал, что он работает в проверяемом помещении в качестве подсобного рабочего (л.д. 49-54).
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив в совокупности обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Вопреки доводам заявителя, представленные административным органом доказательства согласуются между собой и не противоречат иным доказательствам по делу, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Размер штрафа назначен административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, поскольку направлены на их переоценку, следовательно, указанные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения принятого по делу и оспариваемого Обществом судебного акта.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2012 по делу N А40-10071/12-153-94 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.9 ст.13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
...
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
...
Вопреки доводам заявителя, представленные административным органом доказательства согласуются между собой и не противоречат иным доказательствам по делу, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Размер штрафа назначен административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-10071/2012
Истец: ООО "Метсетка"
Ответчик: Отдел УФМС России по г. Москве в САО