г. Москва |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А41-19022/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен, надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Ясинского А.М., доверенность от 08.07.2011 N 32-д,
от третьего лица: не явился, извещен, надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гемас" (ИНН: 5042059534, ОГРН: 1035008352280), на решение Арбитражного суда Московской области от 13.11.2010 по делу N А41-19022/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гемас" к Муниципальному образованию Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области о признании действий незаконными и обязании совершить действия, при участии в деле в качестве третьего лица Администрации городского поселения Сергиев Посад,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гемас" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Муниципальному образованию Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
1) признать бездействие МО "Сергиево-Посадский муниципальный район" Московской области, выражающееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении материалов выбора земельного участка площадью 2 300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Митькина, в районе д.37, испрашиваемого ООО "Гемас" в аренду сроком на 49 лет в целях размещения медицинского центра, незаконным;
2) обязать МО "Сергиево-Посадский муниципальный район" Московской области не чинить препятствий ООО "Гемас" в процессе оформления в аренду земельного участка площадью 2 300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Митькина, в районе д.37;
3) обязать МО "Сергиево-Посадский муниципальный район" Московской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении материалов выбора земельного участка площадью 2 300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Митькина, в районе д.37, для дальнейшего предоставления в аренду ООО "Гемас" сроком на 49 лет в целях размещения медицинского центра.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечена Администрация городского поселения Сергиев Посад (далее - Администрация).
Решением от 13.11.2010 Арбитражный суд Московской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Гемас" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что администрацией не выполнены предусмотренные законодательством требования о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении материалов выбора участка. Кроме того, материалами дела не подтверждается факт нахождения объектов недвижимости именно на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы общества, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая её необоснованной.
ООО "Гемас" уведомлено апелляционным судом о времени и месте судебного разбирательства по последним известным суду адресам. По сообщению органа связи общество по адресу: пос. Реммаш, ул. Институтская д. 7, кВ. 39 за телеграммой не является; по адресу г.Хотьково, ул. Черняховского, д. 2, кВ. 28 (юридический адрес) телеграмма вручена 16.04.2012.
В судебное заседание ООО "Гемас" и Администрация городского поселения Сергиев Посад, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела, ООО "Гемас" в сентябре 2004 года обратилось в
Администрацию Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2 300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Сергиев -Посад, ул.Митькина, д.37. Данный земельный участок испрашивался в аренду с целью строительства медицинского центра.
Заявление ООО "Гемас" было направлено на оформление в структурное подразделение Администрации Сергиево-Посадского района и Управление Роснедвижимости по Сергиево-Посадскому району.
В 2005 году был подготовлен и утвержден генплан испрашиваемого участка.
В 2006 году подготовлено и утверждено градостроительное заключение на размещение медицинского центра на данном земельном участке.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского района от 27.09.2006 N 1481 было согласовано место размещения медицинского центра на испрашиваемом земельном участке, разрешено ООО "Гемас" разработать проектную документацию на строительство и оформить земельный участок в аренду (л.д.45).
В декабре 2006 года состоялись публичные слушания по вопросу размещения медицинского центра на вышеуказанном земельном участке.
Для постановки земельного участка на кадастровый учет заявитель обратился с заявлением в Администрацию для получения письма, подтверждающего, что вся землеустроительная документация выполнена по инициативе уполномоченного исполнительного органа местного самоуправления. Ответ обществом получен не был.
В марте 2008 года заявитель повторно обратился к ответчику с заявлением о дальнейшем оформлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
03 апреля 2008 года Администрацией Сергиево-Посадского района было отказано заявителю в оформлении земельного участка. В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка было указано, что материалы предварительного согласования оформлялись более 3-х лет, в связи с чем ООО "Гемас" утратило право на предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. В настоящее время на основании решения Главы Сергиево-Посадского муниципального района с 04.03.2008 все участки, расположенные на территории района и предназначенные для строительства, оформляются в соответствии со ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель, полагая данный отказ Администрации незаконным, обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании действий Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду ООО "Гемас" земельного участка площадью 2 300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Сергиев- Посад, ул.Митькина, д.37, незаконными, а также просил обязать Администрацию Сергиево - Посадского муниципального района Московской области предоставить в аренду ООО "Гемас" земельный участок площадью 2 300 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.Сергиев-Посад, ул.Митькина, д.37, сроком на 49 лет в целях размещения медицинского центра.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.11.2008 по делу N А41-13405/08 действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду ООО "ГЕМАС" земельного участка площадью 2300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Митькина, д.37, признаны незаконными. В остальной части заявленных требований отказано (л.д.47-48).
18 марта 2009 года письмом исх.N 1/22 ООО "Гемас" обратилось к Главе Администрации Сергиево-Посадского района Московской области с просьбой издать постановление о предварительном выборе и утверждении границ земельного участка по улице Митькина, в районе дома N 37 (л.д. 52).
В ответ на вышеуказанное письмо Администрация Сергиево-Посадского муниципального района письмом N 1800-Уд от 10.12.2009 сообщила заявителю, что в ходе проверки на испрашиваемом земельном участке были выявлены разрушенные строения, в связи с чем для приобретения земельного участка, необходимо представить документы, подтверждающие право на собственность на данные объекты недвижимости. В случае если данные объекты являются бесхозяйными, то в отношении их необходимо произвести в соответствии с действующим законодательством мероприятия по постановке на учет как бесхозяйной недвижимой вещи (л.д. 53).
Считая, что действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, выразившиеся в намеренном затягивании процесса оформления спорного земельного участка в аренду ООО "Гемас", незаконными и нарушающими наши законные права, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Муниципальному образованию Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
В соответствии со ст. 11, ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г.. N 136-Фз (ред. от 27.12.2009 г.. N 365-Фз), п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г.. N 137-Фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009 г.. N 351-Фз), п.2 ст.7 Закона Московской области от 07.06.1996 г.. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (ред. от 11.02.2010 г.. N 10/2010-03) распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п.9 ст.7 Закона Московской области от 07.06.1996 г.. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области " (ред. от 11.02.2010 N10/2010-03) при представлении заявителем документов, не соответствующих требованиям настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, представленные документы возвращаются заявителю с обоснованием причин возврата.
Согласно пп.2 п.1 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Фз (ред. от 27.12.2009 г. N 365-Фз) объектами земельных отношений являются земельные участки.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным
участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Перед тем, как стать объектом земельных отношений, земельный участок должен быть сформирован в соответствии с законодательством - т.е. необходимо пройти кадастровый учет, определить границы земельного участка.
Согласно п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела (л.д. 45), постановлением Главы Сергиево-Посадского района от 27.09.2006 N 1481 было согласовано место размещения медицинского центра на испрашиваемом заявителем земельном участке, ООО "Гемас" было разрешено разработать проектную документацию на строительство и оформить участок в аренду.
Судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия МО "Сергиево-Посадский муниципальный район" Московской области, выражающегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении материалов выбора земельного участка площадью 2 300 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Митькина, в районе д.37, испрашиваемого ООО "Гемас" в аренду сроком на 49 лет в целях размещения медицинского центра, поскольку установлен факт расположения на земельном участке принадлежащих муниципальному образованию "Сергиево-Посадский муниципальный район" объектов недвижимости.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.11.2011 по делу N А41-9285/11 ООО "Гемас" отказано в удовлетворении требований, предъявленных к
Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственного учреждения здравоохранения Московской области "Сергиево-Посадский кожно-венерологический диспансер", Министерства имущественных отношений Московской области, о прекращении права собственности Сергиево-Посадского муниципального района на нежилое здание (разрушенное), инвентарный номер 263:075-4192, литера Б, регистрационная запись 50-50-05/123/2010-170 от 21.09.2010, и на нежилое здание (разрушенное), инвентарный номер 263:075-4192, литера 3Б, регистрационная запись 50-50-05/132/2010-169 от 21.09.2010, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, ул. Митькина, д. 37.
Как установлено арбитражным судом по делу N А41-9285/11, государственная регистрация права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости была произведена на основании Постановления главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области N 1554 от 24.10.1995, решения малого Совета Московского областного Совета народных депутатов N 8/26 от 02.12.1992 и решения Малого Совета Сергиево-Посадского района N 75/5 от 15.10.1992.
Согласно техническому заключению о состоянии несущих и ограждающих конструкций зданий, расположенных по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Митькина, д. 37, литеры Б, 3Б, здание под литерой Б на момент обследования фактически отсутствует, а общий физический износ здания под литерой 3Б составляет 88%.
Довод заявителя жалобы о том, что факт расположения объектов недвижимости на испрашиваемом обществом земельном участке не подтвержден, апелляционным судом отклоняется как противоречащий материалам дела, в том числе решению Арбитражного суда Московской области по делу N А41-9285/11.
В заседании апелляционного суда представитель администрации пояснил, что поскольку Указом Президента РФ "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" ансамбль приюта общества Красного Креста 1910-1911 года постройки, к которому относятся полуразрушенные здания на испрашиваемом земельном участке, причислен к памятникам культурного наследия федерального значения, муниципальное образование намерено принимать меры к их восстановлению и ремонту.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требования, поскольку материалами дела и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17.11.2011 по делу N А41-9285/11 подтвержден факт наличия на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности МО "Сергиево-Посадский муниципальный район".
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) должностных лиц соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.11.2010 по делу N А41-19022/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
...
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
...
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) должностных лиц соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А41-19022/2010
Истец: ООО "Гемас"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района МО, Муниципальное образование Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области
Третье лицо: Администрация г. п.Сергиев Посад Моск.обл., АДМИНИСТРАЦИЯ Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, Администрация городского поселения Сергиев-Посад Московской области