г. Самара |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А72-5127/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителей - извещен, не явился,
от первого ответчика - Стерлядева Е.В., доверенность от 07.02.2012 г.,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Волков Владимир Васильевич - извещен, не явился,
от администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска - извещен, не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Майор" - извещен, не явился,
от открытого акционерного общества "Металлторгсервис" - извещен, не явился,
от открытого акционерного общества "АКРО" - извещен, не явился,
от Волжского государственного геологического предприятия "Волгагеология" - извещен, не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "МаксиКОМ" - извещен, не явился,
от закрытого акционерного общества "Капитал+" - извещен, не явился,
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2012 г. по делу N А72-5127/2011 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "ВЭМ лизинг" (ОГРН 1087325001455), г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройМонтаж" (ОГРН 1067325054961), г. Ульяновск,
к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва,
третьи лица:
Волков Владимир Васильевич, г. Ульяновск,
администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "Майор", г. Ульяновск,
открытое акционерное общество "Металлторгсервис" (ИНН 7303009573, ОГРН 1027301483318), г. Ульяновск,
открытое акционерное общество "АКРО", г. Ульяновск,
Волжское государственное геологическое предприятие "Волгагеология", г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "МаксиКОМ" (ИНН 7327035653, ОГРН 1057327033950), г. Ульяновск,
закрытое акционерное общество "Капитал+" (ИНН 7327038478, ОГРН 1067327025394), г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ВЭМ лизинг" и общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройМонтаж" (далее заявители) обратились к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее первый ответчик) и к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области (далее второй ответчик) с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 12.05.2011 N 510-р "О внесении дополнений в распоряжение от 18.03.2010 N 301-р" и об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем незамедлительного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об образовании части площадью 2109 кв.м земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, строение 2, обремененной общим проездом. Заявление было принято и возбуждено производство по делу N А72-5127/2011.
Закрытое акционерное общество "Капитал+" обратилось к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 18.03.2010 N 301-р в части отсутствия в нем условий об обременении проездом земельного участка по ул. Доватора, 1Б в г. Ульяновска в пользу ЗАО "Капитал+". Заявление было принято и возбуждено производство по делу N А72-10007/2011.
Закрытое акционерное общество "Капитал+" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании недействительным пункт 1.3 договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора N 02/24-732 от 21.05.2010 г.. в части отсутствия в нем условий об обременении проездом земельного участка по ул. Доватора, 1Б, г. Ульяновск в пользу ЗАО "Капитал+". Заявление было принято и возбуждено производство по делу N А72-10370/2011.
Определением от 29.12.2011 г. суд приостановил производство по делу N А72-5127/2011 до разрешения дел Арбитражного суда Ульяновской области N А72-10007/2011 и N А72-10370/2011.
В судебном заседании 12.01.2012 г. по делу N А72-10007/2011 суд возобновил производство по делу N А72-5127/2011, объединив дело N А72-10007/2011 с делом N А72-5127/2011 в одно производство с присвоением объединенному делу номера N А72-5127/2011.
Определением от 26.01.2012 г.. суд объединил в одно производство дело N А72-10370/2011 с делом N А72-5127/2011, присвоив объединенному делу N А72-5127/2011.
В судебном заседании 15.02.2012 г. ЗАО "Капитал+" отказалось от всех своих требований. В судебном заседании 24.02.2012 г.. представитель ЗАО "Капитал+" подтвердил свой отказ от всех своих требований, а арбитражный суд первой инстанции принял отказ от заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2012 г. по делу N А72-5127/2011 производство по делу по требованиям закрытого акционерного общества "Капитал+" прекращено. Признано недействительным распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 12.05.2011 г.. N 510-р "О внесении дополнений в распоряжение от 18.03.2010 г.. N 301-р". На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность в срок не более двадцати календарных дней после вступления настоящего решения в законную силу исключить из государственного кадастра недвижимости внесенные на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 12.05.2011 г.. N 510-р сведения об образовании части площадью 2 109 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, строение 2, обремененной общим проездом.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей, второго ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
Проверив материалы дела, заслушав представителя первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
ЗАО "ВЭМ лизинг" и ООО "ЭнергоСтройМонтаж" (далее заявители) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании распоряжение от 12.05.2011 г. N 510-р "О внесении дополнений в распоряжение от 18.03.2010 N 301-р" недействительным, так как оспариваемое распоряжение дополняет распоряжение от 18.03.2010 г. N 301-р пунктом 1.1, которым устанавливается обременение земельного участка общим проездом площадью 2 109 кв.м., то есть, по мнению заявителей, устанавливается частный сервитут на земельный участок по улице Доватора, 1-Б, строение 2, причём без указания обладателей права ограниченного пользования указанным земельным участком, что не соответствует ст. 23 Земельного кодекса РФ и ст. 274 Гражданского кодекса РФ, поскольку частный сервитут не может быть установлен ненормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти. Также ЗАО "ВЭМ лизинг" указало, что оспариваемое распоряжение содержит положения, которые незаконно возлагают на ЗАО "ВЭМ лизинг" обязанность по пропуску безвозмездно через огороженную и охраняемую территорию, находящуюся у ЗАО "ВЭМ лизинг" в долгосрочной аренде и за которую им оплачиваются арендные платежи, посторонних лиц, что создает угрозу сохранности имущества ЗАО "ВЭМ лизинг" и необоснованные материальные расходы.
Кроме того, на основании распоряжения от 12.05.2011 г. N 510-р по заявлению Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска, в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка по ул. Доватора, 1-Б, строение 2 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области 15.05.2011 г. были внесены сведения об образовании части площадью 2109 кв.м, обремененной общим проездом. Данные действия были произведены учреждением без надлежащей правовой экспертизы представленных документов.
В обоснование своих доводов ООО "ЭнергоСтройМонтаж" указывает, что согласно условиям заключенного с ЗАО "ВЭМ лизинг" договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 02/24-732 от 21.05.2010 г. с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности, с 01.08.2011 г. ООО "ЭнергоСтройМонтаж" исполняет обязательства по уплате арендных платежей за вышеуказанный земельный участок в полном объёме. То есть, неся бремя расходов за пользование земельным участком общей площадью 4 791 кв.м., фактически ООО "ЭнергоСтройМонтаж" ограничено в пользовании без каких-либо материальных компенсаций со стороны Арендодателя (другие лица ни в одном из документов не указаны).
ООО "ЭнергоСтройМонтаж" с 01.08.2011 г. является единственным арендатором земельного участка по ул. Доватора, 1-Б, строение 2, поскольку все объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке, принадлежат на праве собственности ООО "ЭнергоСтройМонтаж". На огороженной территории, находящейся в аренде, располагается, в том числе, движимое имущество, принадлежащее ООО "ЭнергоСтройМонтаж". Данное имущество ООО "ЭнергоСтройМонтаж" использует в целях осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем им были предприняты попытки по принятию мер к сохранности своего имущества и организации охраны. Однако, в связи с неопределенностью правового поля между арендатором земельного участка и собственниками зданий и помещений, расположенных на соседних земельных участках, часть территории используется ими как для прохода и проезда, так и для использования под движимым имуществом. Все это создаёт препятствия в коммерческой деятельности ООО "ЭнергоСтройМонтаж" и ставит под угрозу сохранность его имущества.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ребования ЗАО "ВЭМ лизинг" и ООО "ЭнергоСтройМонтаж" не признал по следующим основаниям.
В 2001 году между ООО "Майор", ООО "Транссервис" и ОАО "Металлторгсервис" заключено соглашение о предоставлении сервитута и установлении обременения земельного участка общим проездом по ул. Доватора, 1-Б, который принадлежал согласно свидетельству о праве собственности на землю N 62 от 30.06.1992 г. ООО "Транссервис". Данное соглашение поступило в Департамент госимущества вместе с межевым планом, предоставленном Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации, на земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:47, расположенный по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул. Доватора, 1-Б, строение 2.
Земельный участок по ул. Доватора, 1-Б с кадастровым номером 73:24:030806:40 был разделен на 4 земельных участка с кадастровыми номерами 73:24:030806:46 (ул. Доватора, 1-Б), 73:24:030806:47 (ул. Доватора,1-Б, строение 2), 73:24:030806:48 (ул. Доватора, 1-Д), 73:24:030806:49 (ул. Доватора, 1-Б, строение 1). Согласно пункту 5 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах. Следовательно, в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, строение 2, сохранилось установленное ранее обременение в виде общего проезда.
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 18.03.2010 N 301-р земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, строение 2, был предоставлен в аренду с множественностью лиц ЗАО "ВЭМ лизинг". Распоряжением Департамента госимущества от 12.05.2011 N 510-р в распоряжение от 18.03.2010 N 301-р внесены дополнения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, строение 2 обременен общим проездом.
Департамент указал, что данным распоряжением не устанавливалось обременение в виде общего проезда, а лишь отражался факт существования соглашения о предоставлении сервитута и установлении обременения между ООО "Майор", ООО "Транссервис" и ОАО "Металлторгсервис" на земельном участке с кадастровым номером 73:24:030806:47. В Департамент госимущества никаких данных о расторжении данного соглашения либо о признании его недействительным не поступало.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ссылаясь на статью 274 Гражданского кодекса РФ, ст. 11.8 Земельного кодекса РФ и ч. 11 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что основания для снятия с учета обременения части площадью 2 109 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47 отсутствуют в связи со следующими обстоятельствами.
В орган кадастрового учета 12.05.2011 г. поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 29.04.2011 г., предоставленного Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, межевой план от 29.04.2011 г. об образовании части земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47, Распоряжение от 18.03.2010 г. N 301-р и Распоряжение от 12.05.2011 г. N 510-р "О внесении дополнений в распоряжение от 510-р от 12.05.2011 г". На основании предоставленных документов было принято решение об учете изменений объекта недвижимости N 7324/01/11-3057 от 12.05.2011 г. Регистрация обременения части не осуществлена, то есть имеет статус "временный характер". В состав приложения межевого плана включено соглашение о предоставлении сервитута и установлении обременения, заключенном в 2001 году (по сведениям кадастрового инженера в межевом плане) между ООО "Майор", ООО "Транссервис" и ОАО "Металлторгсервис" на земельный участок по адресу: ул. Доватора, 1-Б.
Индивидуальный предприниматель Волков Владимир Васильевич не согласился с требованиями заявителей, указав, что рядом со спорным земельным участком с кадастровым номером 73:24:030806:47 располагается земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:1, на котором располагается производственная база площадью 45 159, 83 кв.м. (местоположение - г. Ульяновск, ул. Доватора, 1), на её первом этаже располагается помещение склада N 13 (метизной продукции), назначение: нежилое, общая площадь 480, 5 кв.м., этаж 1, принадлежащее на праве собственности предпринимателю Волкову В.В.
Проезд от ул. Доватора к помещению склада, принадлежащему предпринимателю Волкову В.В., осуществляется через общий проезд (спорный), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 73:24:030806:47 и через смежный земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:46.
Предприниматель Волков В.В. пояснил в суде первой инстанции, что спорным общим проездом на земельном участке с кадастровым номером 73:24:030806:47 пользуется с 2007 года, с момента приобретения склада. Предприниматель Волков В.В. считает, что решение по данному делу (в случае удовлетворения требований ЗАО "ВЭМ лизинг" и ООО "ЭнергоСтройМонтаж") непосредственно затронет и его права пользователя данным проездом, как собственника помещения склада.
ОАО "Металлторгсервис" не согласно с требованиями ЗАО "ВЭМ лизинг" и ООО "ЭнергоСтройМонтаж", указывая, что обществу на праве собственности принадлежат тринадцать объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по адресу: 432042, г. Ульяновск, ул. Доватора, д.1, с кадастровым номером 73:24:03:0806:1, площадью 45 159, 83 кв.м.
Указанный земельный участок ранее находился в долгосрочной аренде ОАО "Металлторгсервис" на основании договора аренды земельного участка N 24-3-006585 от 06.08.2001 г., в настоящее время ОАО "Металлторгсервис" осуществляет подготовку документов в целях приватизации данного земельного участка.
ОАО "Металлторгсервис" считает, что фактически оспариваемым распоряжением был зафиксирован факт подписания в 2001 году между ОАО "Металлторгсервис", ООО "Майор" и ООО "Транссервис" соглашения об установлении сервитута. Указанным соглашением был установлен частный бессрочный сервитут в отношении земельного участка по адресу г. Ульяновск, ул. Доватора, 1-Б, принадлежавшего на праве собственности ООО "Транссервис" на основании свидетельства о праве собственности на землю N 62 от 30.06.1992 г. Обременение было установлено в целях обеспечения проезда смежных землепользователей к принадлежащим им объектам недвижимости. Отсутствие регистрации сервитута в Едином государственном реестре прав, с учетом положений гражданского законодательства, не влечет недействительность соглашения об установлении сервитута, так как стороны и в настоящий момент не лишены возможности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственной регистрации подписанного ими в 2001 году соглашения о предоставлении сервитута.
ОАО "Металлторгсервис" также считает, что субъектный состав участников сервитута определен соглашением о предоставлении сервитута, поэтому ссылка ООО "ВЭМ лизинг" на установление сервитута без указания обладателей соответствующего права необоснованна.
Также несостоятельным ОАО "Металлторгсервис" считает довод о возложении распоряжением N 510-р от 15.05.2011 г. на ООО "ВЭМ лизинг" обязанности по безвозмездному пропуску через огражденную территорию третьих лиц, собственник обременяемого сервитутом земельного участка в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области вправе требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитутом соразмерной платы. В свою очередь, ООО "ВЭМ лизинг", как арендатор земельного участка, вправе требовать от арендодателя уменьшения арендной платы в связи с обременением земельного участка сервитутом.
ЗАО "Капитал+" не согласилось с требованиями заявителей, указав, что в 2001 году между ООО "Майор", ООО "Транссервис", ОАО "Металлторгсервис" было заключено соглашение о предоставлении сервитута и установления обременения земельного участка, принадлежавшего ООО "Транссервис", общим проездом. Впоследствии из этого участка был выделен участок с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, д. 1-Б, строение 2, который был передан в аренду ЗАО "ВЭМ Лизинг". Таким образом, в отношении вновь образованного участка (кадастровый N 73:24:030806:47) сохранилось ранее установленное обременение. ЗАО "Капитал+" подчеркивает, что отсутствие проезда и прохода к недвижимому имуществу, расположенному на земельном участке по ул.Доватора, 1А, и принадлежащему обществу на праве собственности, ограничивает беспрепятственный проезд к производственному корпусу в целях выгрузки и погрузки товара.
Администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска считают, что обременение на земельном участке по ул. Доватора, 1Б, было установлено до 12.05.2011 г. на основании заключенного в 2001 году соглашения об установлении сервитута, поэтому оспариваемое ЗАО "ВЭМ лизинг" и ООО "ЭнергоСтройМонтаж" распоряжение не может нарушать их права и законные интересы.
Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:24:030806:47, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский р-н, ул. Доватора, 1-Б, строение 2, внесены в государственный кадастр недвижимости 18.06.2009 г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет N 7324/103/09-5575 от 21.05.2009 г., описания земельного участка от 30.03.2009 г.. Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:40. В соответствии с материалами межевания земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:40 был ограничен правом аренды сроком до 31.12.2052 г. в пользу ОАО "Транссервис", часть земельного участка занята объектами нежилой застройки площадью 2 986, 19 кв.м.
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 18.03.2010 N 301-р "О предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, расположенного в городе Ульяновске, в Засвияжском районе, по улице Доватора, 1-Б, строение 2", подготовленным по заявлению ЗАО "ВЭМ лизинг", указанному обществу был предоставлен в аренду на срок до 01.02.2059 года земельный участок площадью 4 791 кв.м. с кадастровым номером 73:24:030806:47 по адресу: г. Ульяновск, ул. Доватора, 1-Б, строение 2. На основании распоряжения был заключен договор аренды земельного участка от 21.05.2010 N 02/24-732.
Договор зарегистрирован в установленном законодательством порядке.
По договору от 26.07.2011 г.. ЗАО "ВЭМ лизинг" передало в пользу ООО "ЭнергоСтройМонтаж" в полном объеме свои права и обязанности, предусмотренные договором аренды с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности N 02/24-732 от 21.05.2010 г., распространяющиеся на использование земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47 площадью 4 791 кв.м., находящегося по адресу: город Ульяновск, Засвияжский район, улица Доватора, N 1-Б, строение 2 (земли населенных пунктов) и предоставленного ЗАО "ВЭМ лизинг" для административного корпуса на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 18.03.2010 г. N 301-р. Пунктами 8, 9 договора от 26.07.2011 г. закреплено, что на передаваемом земельном участке находится здание, помещения в котором принадлежат ООО "ЭнергоСтройМонтаж" на праве собственности, объектов, находящихся в собственности ЗАО "ВЭМ лизинг", на данном земельном участке не имеется; до совершения настоящего договора земельный участок и права на него никому не проданы, не подарены, не заложены, в споре и под запрещением (арестом) не состоят, обременении в виде субаренды, сервитута не имеют. Договор от 26.07.2011 г. прошел государственную регистрацию.
12.05.2011 г. Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принято распоряжение N 510-р "О внесении дополнений в распоряжение от 18.03.2010 г.. N 301-р".
Распоряжение Департамента от 12.05.2011 г.. N 510-р оспорено заявителями.
Пунктом 1 оспариваемого распоряжения Департамент дополнил свое распоряжение от 18.03.2010 г. N 301-р пунктом 1.1: "1.1. Земельный участок обременен общим проездом. Площадь обременения 2 109 кв.м.".
В пунктах 2 и 3 оспариваемого распоряжения Департамента указано, отделу реестра и регистрации прав обратиться в ФГУ "Земельная кадастровая палата" для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в части обременения земельного участка в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя директора Департамента по управлению государственной собственностью и земельными ресурсами С.М. Мишина.
согласно части 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Как установлено пунктом 1 оспариваемого распоряжения, Департамент дополнил свое распоряжение от 18.03.2010 г.. N 301-р пунктом 1.1: "1.1. Земельный участок обременен общим проездом. Площадь обременения 2 109 кв.м.".
Следовательно, данное условие оспариваемого распоряжения возлагает на заявителей обязанности по обеспечению беспрепятственного проезда в интересах неопределенного круга лиц, что фактически является установлением публичного сервитута, предусмотренного частью 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок.
С учетом изложенного довод заявителей о том, что оспариваемым распоряжением Департамент в нарушение требований статьи 23 Земельного кодекса РФ и статьи 274 Гражданского кодекса РФ установил частный сервитут является необоснованным.
В то же время, частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исполняя требования данной нормы, арбитражный суд первой инстанции установил отсутствие у Департамента полномочий по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, строение 2 на дату принятия Департаментом оспариваемого постановления.
На дату принятия Департаментом распоряжения от 18.03.2010 г. N 301-р о предоставлении указанного земельного участка в аренду ЗАО "ВЭМ лизинг" у Департамента имелись полномочия по управлению и распоряжению спорным земельным участком в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2006 N 237 "О мерах по реализации Закона Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области"" согласно которому уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области, принимающим решения и совершающим действия, предусмотренные Законом Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", являлся Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области""(в редакции, действовавшей на 18.03.2010 г.) установлено, что Правительство Ульяновской области устанавливает максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, за исключением земельных участков, размеры которых устанавливаются в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом устанавливаемый максимальный размер не может быть менее 200 квадратных метров.
В соответствии с частью 1 статьи 3 этого же Закона Ульяновской области в той же редакции "Орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами (далее - уполномоченный орган), принимает решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Но на дату принятия оспариваемого распоряжения пункт 1 части 1 статьи 3 вышеупомянутого Закона Ульяновской области утратил силу в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 Закона Ульяновской области от 09.03.2010 г. N 22-ЗО, а постановление Правительства Ульяновской области от 25.07.2006 N 237 было признано утратившим силу постановлением Правительства Ульяновской области от 11.05.2010 г. N 155-П, после чего Департамент утратил полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Именно к таким участкам относится и спорный земельный участок, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.12.2011 г.
После вступления в силу Закона Ульяновской области от 09.03.2010 г. N 22-ЗО и постановления Правительства Ульяновской области от 11.05.2010 г. N 155-П полномочия по управлению и распоряжению спорным земельным участком перешли от Департамента к администрации города Ульяновска, которой, в частности, в рамках таких полномочий как собственником спорного земельного участка было заключено соглашение с ЗАО "Капитал+" от 19.01.2012 г. N 1 об установлении частного сервитута спорного земельного участка.
Такие полномочия Департамента не предусмотрены и "Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области", утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 09.12.2008 г. N 500-П.
Таким образом, оспариваемое заявителем распоряжение от 12.05.2011 г. N 510-р о предоставлении ЗАО "ВЭМ лизинг" в аренду земельного участка было принято в период, когда Департамент утратил полномочия по управлению и распоряжению спорным земельным участком.
Поскольку оспариваемое распоряжение Департамента возлагает на заявителей обязанность, не предусмотренную действующими нормативными актами и условиями договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности N 02/24-732 от 21.05.2010 г., учитывая, что на основании оспариваемого распоряжения Департамента в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об обременении общим проездом земельного участка с кадастровым номером 73:24:030806:47, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителей в связи с наличием соглашения о предоставлении сервитута и установлении обременения, подписанного, по утверждению ОАО "Металлторгсервис", в 2001 году представителями ОАО "Металлторгсервис", ООО "Майор" и ООО "Транссервис" является несостоятельным.
Указанным соглашением предполагается установление частного бессрочного сервитута в отношении земельного участка по адресу г. Ульяновск, ул. Доватора, 1-Б, на условиях того, что подписавшие соглашение лица не будут препятствовать друг другу в пользовании земельным участком, обозначенным на плане. Но такой план или его копия в материалы дела не представлены.
Дата подписания данного соглашения о предоставлении сервитута и установлении обременения неизвестна, данное соглашение на государственную регистрацию передано не было.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.12.2011 г. спорный земельный участок с кадастровым номером 73:24:030806:47 по ул. Доватора, 1-Б, передан в аренду ООО "ЭнергоСтройМонтаж", иных обременений прав в данном реестре не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, наличие соглашения о предоставлении сервитута и установлении обременения не влечет каких-либо юридических последствий с учетом совокупности указанных обстоятельств: отсутствие плана земельного участка, на который имеется ссылка в соглашении, говорит о том, что данное соглашение является незаключенным, а отсутствие доказательств государственной регистрации данного соглашения свидетельствует о фактическом отсутствии обременений спорного земельного участка, предусмотренных данным соглашением. Кроме того, отсутствие государственной регистрации данного соглашения не позволяет достоверно разрешить вопрос о том, имели ли лица, указанные в данном соглашении, какие-либо права на спорный земельный участок.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемым распоряжением Департамента от 12.05.2011 г.. N 510-р фактически установлен публичный сервитут, предусмотренный частью 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Исходя из данной нормы нормативный акт об установлении сервитута может быть оспорен в порядке, установленном для рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.
При этом подпунктом "г" пункта 2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области" установлено, что принятие решений об установлении публичных сервитутов является Правительство Ульяновской области, поэтому к полномочиям Департамента не установление публичных сервитутов не относится.
Оспариваемое распоряжение, с учетом его содержания и формы, было издано Департаментом не в порядке, установленном для принятия нормативных актов (с установленной частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязанностью по официальному опубликованию распоряжения, с обязательным проведением общественных слушаний), а в порядке, в котором было принято распоряжение Департамента от 18.03.2010 г. N 301-р, которое является ненормативным актом (то есть как дополнение к распоряжению Департамента от 18.03.2010 г.. N 301-р). В связи с этим арбитражный суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявленные требования в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2012 г. по делу N А72-5127/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
...
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемым распоряжением Департамента от 12.05.2011 г.. N 510-р фактически установлен публичный сервитут, предусмотренный частью 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
...
Оспариваемое распоряжение, с учетом его содержания и формы, было издано Департаментом не в порядке, установленном для принятия нормативных актов (с установленной частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязанностью по официальному опубликованию распоряжения, с обязательным проведением общественных слушаний), а в порядке, в котором было принято распоряжение Департамента от 18.03.2010 г. N 301-р, которое является ненормативным актом (то есть как дополнение к распоряжению Департамента от 18.03.2010 г.. N 301-р). В связи с этим арбитражный суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявленные требования в порядке, установленном главой 24 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А72-5127/2011
Истец: ЗАО "Капитал+", ЗАО ВЭМ лизинг, ООО "ЭнергоСтройМонтаж"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал в г. Ульяновске), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Ульяновской области
Третье лицо: Администрация города Ульяновск, Администрация города Ульяновска, Волжское государственное геологическое предприятие "Волгагеология", Волков Владимир Васильевич, ЗАО "ВЭМ лизинг", ЗАО "Капитал+", Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, ОАО "АКРО", ОАО "Металлторгсервис", ООО "Майор", ООО "МаксиКом", ООО Акро, ООО ЭнергоСтройМонтаж, ФБУ Кадастровая палата по Ульяновской области, ФГУГП Волгагеология, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области