г. Владивосток |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А51-22760/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончаровой
судей Н.В. Алфёровой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии
от Уссурийской таможни: Масленникова Е.И. по доверенности от 10.01.2012 N 44 сроком до 31.12.2012, удостоверение РС N 261172, действительно до 04.10.2012; Аверкина А.А. по доверенности от 13.04.2012 N 7077, сроком до 31.12.2012, удостоверение ГС N 324519, действительно до 03.10.2016;
ООО "Азия Транс Лайн" - не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни
апелляционное производство N 05АП-2764/2012
на решение от 21.02.2012
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-22760/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Азия Транс Лайн" (ИНН 2540111799, ОГРН 1052504407273) к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азия Транс Лайн" (далее - ООО "Азия Транс Лайн", заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 12.12.2011 N 18-34/21279 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в части декларации на товары (далее - ДТ) N 10716080/281210/0008245, и о понуждении Уссурийской таможни возвратить излишне уплаченные по ДТ N 10716080/281210/0008245 таможенные платежи в сумме 174 010,04 руб.
Решением суда от 21.02.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, таможенный орган считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению заявителя жалобы, основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение по таможенной стоимости, которое не было обжаловано и отменено, в связи с чем, таможенные платежи по спорной ДТ уплачены в соответствии с законодательством Таможенного союза, и на момент рассмотрения таможней заявления общества отсутствовали основания для их возврата.
Указывает на то, что в нарушение правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 319-О, от 20.11.2003 N 449-О, от 04.12.2003 N 418-О, от 20.10.2005 N 442-о, арбитражным судом при рассмотрении данного дела не было установлено фактов нарушения прав декларанта. Кроме того, при таможенном оформлении товаров по спорной декларации таможенная стоимость была скорректирована непосредственно самим декларантом, а не таможенным органом, о чем свидетельствуют соответствующие графы таможенной декларации, КТС, ДТС-2. Таким образом, в рассматриваемом случае декларант самостоятельно произвел корректировку стоимости, произвольно, без рекомендаций таможни, использовав резервный метод определения таможенной стоимости.
В судебном заседании 16.04.2012 представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям. Решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Азия Транс Лайн", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В декабре 2010 года во исполнение внешнеторгового контракта от 15.07.2009 N 0903, заключенного между Обществом и компанией "GLOBAL LOGISTIC PTE LTD", на таможенную территорию России ввезен товар различного наименования.
В целях таможенного оформления товара заявитель подал в таможню ДТ N 10716080/281210/0008245, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня приняла решение (отметка в ДТС-1 "ТС подлежит корректировке") о корректировке таможенной стоимости на основании иной ценовой информации, предложив декларанту осуществить корректировку таможенной стоимости и уплатить таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости.
Во исполнение требования таможни декларант самостоятельно откорректировал таможенную стоимость в рамках шестого резервного метода таможенной оценки. Согласившись с откорректированной таможенной стоимостью, таможня приняла окончательное решение по таможенной стоимости товара, в соответствии с которым она была определена на основании шестого "резервного" метода таможенной оценки с использованием ценовой информации, предложенной таможней.
В связи с корректировкой таможенной стоимости и ее принятием, заявителю были доначислены таможенные платежи, которые были уплачены обществом, что подтверждается платежным поручением от 21.12.2011 N 447.
23.11.2011 общество обратилось в Уссурийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств по ДТ N 10716080/281210/0008245. Однако письмом от 12.12.2011 N 18-34/21279 таможня сообщила декларанту об отказе в возврате денежных средств в связи с отсутствием оснований для их возврата.
Не согласившись с решением Уссурийской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный судом рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (п. 3 ст. 64 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
При этом, согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости не достоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 5 ст. 65 ТК ТС).
Таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля вправе осуществлять контроль таможенной стоимости товаров (ст. 66 ТК ТС), по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 67 ТК ТС).
В силу пункта 1 статьи 4 Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне.
Пунктом 3 Соглашения предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Основания невозможности применения основного метода таможенной оценки перечислены в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 4 Соглашения. Доказательства наличия предусмотренных оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, в материалах дела отсутствуют.
В целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган соответствующие контракт, транспортные, бухгалтерские и иные документы.
Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости ввезенного товара по выбранному методу. Цена ввозимого товара указана без каких-либо условий, является фиксированной.
Факт перемещения указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, сам по себе не предусматривает право на корректировку таможенной стоимости, так как данное основание не названо в законе в качестве безусловного основания для корректировки.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено.
Довод таможенного органа о том, что декларант самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости, произвольно, без рекомендации таможни, использовав резервный метод определения таможенной стоимости, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку таможенный орган, соглашаясь с избранным декларантом резервным методом определения таможенной стоимости, обязан проверить правильность выбранного метода и документально не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости (с первого по пятый).
В соответствии со статьей 89 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза при решении вопросов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При таких обстоятельствах, поскольку решение по таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ДТ, принято таможней без достаточных к тому правовых оснований, следовательно, как верно указано первой инстанции, доначисленные таможней и уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 174 010,04 руб. являются излишне уплаченными.
Ссылка Уссурийской таможни на то, что обществом не обжаловано и, соответственно, не отменено решение о корректировке таможенной стоимости товара, в связи с чем, на момент рассмотрения ответчиком заявления общества о возврате таможенные платежи были уплачены на законных основаниях и не являлись излишне уплаченными несостоятельна, поскольку оценка действиям таможни по корректировке таможенной стоимости дана судом при рассмотрении настоящего спора. Выбранный обществом способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статье 201 АПК РФ.
Отсутствие судебного акта о признании недействительным решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости спорного товара не лишает заявителя права на защиту иным способом, путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате (зачёте) излишне уплаченных таможенных платежей, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ.
Проверка доводов заявителя о возможности возврата (зачёта) таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
Поскольку корректировка таможенной стоимости произведена без достаточных оснований, а самостоятельное заполнение ДТС-2 не свидетельствует о согласии декларанта с решением таможни о принятии скорректированной таможенной стоимости, имеет место излишняя уплата таможенных платежей.
В связи с этим вывод таможни в письме от 12.12.2011 N 18-34/21279 о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ДТ N 10716080/281210/0008245, является несостоятельным.
Соответственно, в силу ст. 147 Закона N 311-ФЗ обществу предоставлено право на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод таможенного органа о том, что оспариваемое письмо не является решением в области таможенного дела и не может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку из обращения заявителя следует, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей декларантом подано по форме, установленной в приложении N 2 к приказу Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520 и позволяет однозначно определить цель такого обращения.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
На основании вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2012 по делу N А51-22760/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку корректировка таможенной стоимости произведена без достаточных оснований, а самостоятельное заполнение ДТС-2 не свидетельствует о согласии декларанта с решением таможни о принятии скорректированной таможенной стоимости, имеет место излишняя уплата таможенных платежей.
В связи с этим вывод таможни в письме от 12.12.2011 N 18-34/21279 о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ДТ N 10716080/281210/0008245, является несостоятельным.
Соответственно, в силу ст. 147 Закона N 311-ФЗ обществу предоставлено право на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Довод таможенного органа о том, что оспариваемое письмо не является решением в области таможенного дела и не может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку из обращения заявителя следует, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей декларантом подано по форме, установленной в приложении N 2 к приказу Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520 и позволяет однозначно определить цель такого обращения.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена."
Номер дела в первой инстанции: А51-22760/2011
Истец: ООО "Азия Транс Лайн"
Ответчик: Уссурийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15866/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15866/12
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3240/12
23.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2764/12
21.02.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-22760/11