г. Чита |
|
23 апреля 2012 г. |
А19-19142/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2012 года,
принятое по делу N А19-19142/2011
по заявлению Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о признании незаконными решений от 07.06.2011 NЕЛ-11-04/6989, от 18.08.2011 NЕЛ-11-04/10039,
(суд первой инстанции - Т.Ю.Мусихина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" (ОГРН 1083808013057, место нахождения: г.Иркутск, ул.Советская, д.115 "Б", далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 92, далее - пенсионный фонд) о признании незаконными:
- решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках ЗАО "ЦКТ" за первый квартал 2011, содержащегося в письме от 07.06.2011 N ЕЛ-11-04/6989;
- решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках ЗАО "ЦКТ" за второй квартал 2011, содержащегося в письме от 18.08.2011 N ЕЛ-11-04/10039.
Решением от 09 февраля 2012 г.. суд первой инстанции заявленные требования Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" удовлетворил. Признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" за первый квартал 2011, содержащееся в письме от 07.06.2011 N ЕЛ-11-04/6989, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" за второй квартал 2011, содержащееся в письме от 18.08.2011 N ЕЛ-11-04/10039, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии". В обоснование суд указал, что Управление Пенсионного фонда не представило в материалы дела доказательств того, что характер деятельности Общества не отвечает требованиям, предъявляемым к учреждениям здравоохранения. Учитывая, что вменение страхователю предоставления недостоверных сведений допускает применение к нему соответствующих мер принуждения, требует от него повторного представления сведений, такое требование возлагает на общество дополнительные обязанности, в связи с чем нарушает его права и законные интересы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решения Арбитражного суда Иркутской области от 09.02.2012 г. по делу N А19-19142/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "ЦКТ". Полагает, что поскольку у ЗАО "ЦКТ" отсутствовала обязанность представить форму СЗВ-6-1 с заполнением реквизита "особые условия труда" и Обществом не представлены доказательств привлечения к ответственности, то требование представить исправленные формы индивидуального (персонифицированного) учета не нарушает его права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, сроки привлечения к ответственности и взыскания штрафных санкций истекли, что исключает возможность привлечения к ответственности данного страхователя. Действия Пенсионного фонда после представления страхователями форм документов персонифицированного учета регламентируются п.п.б п.62 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N987н) и заключаются в проверке правильности заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, содержащих индивидуальные сведения. Действия фонда при проверке правильности указания в формах персонифицированного учета кода особых условий труда на работников ЗАО "ЦКТ" сводятся к установлению организационно-правовой формы, наименования, сферы деятельности работодателя и наименований должностей, в которых работники страхователя осуществляют лечебную деятельность. Кроме того, установление организационно-правовой формы и наименования страхователя возможно на основании его учредительных документов, имеющихся в материалах его наблюдательного дела, и в этом случае законодательством не возложена обязанность на органы ПФР проведения проверочных мероприятий, на которые указывает суд. Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим требуемой продолжительности лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Закон связывает возникновение права на назначение досрочной трудовой пенсии с наличием определенного стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. Периоды трудовой деятельности включаются в специальный стаж лечебной деятельности на основании введений персонифицированного учета, а именно (для медицинских работников) наличия в сведения кода особых условий труда 27-ГД. Таким образом, факт представления форм персонифицированного учета с указанием кода особых условий труда обуславливает возникновение у работников ЗАО "ЦКТ" права на включение этих периодов работы в специальный стаж лечебной деятельности, а в последующем возникновение права на назначение досрочной трудовой пенсии. Отсутствие в индивидуальных сведениях работников заявителя кода особых условий труда может повлечь в будущем нарушения их прав при назначении пенсии. Соответственно, правом на оспаривание отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа (подтверждаемого кодом особых условий труда) наделены сами застрахованные лица, в суде общей юрисдикции.
На апелляционную жалобу пенсионного фонда поступил отзыв общества, в котором оно просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда первой инстанции без изменения. Полагает, что у общества имелась обязанность по предоставлению сведений персонифицированного учета о работниках общества в полном объеме с соблюдением требований достоверности. У работников общества с учетом норм законодательства и позиции конституционного Суда РФ (постановление от 03.06.2004 г.. N 11-П) имеется право на досрочное назначение трудовой пенсии, они работают в особых условиях труда. Отказ в принятии представленных сведений пенсионным фондом произведен необоснованно, поэтому это нарушает права и законные интересы общества. Споры между страхователями и пенсионным фондом рассматриваются арбитражными судами, а споры между застрахованными лицами и пенсионным фондом рассматриваются судами общей юрисдикции, поэтому по настоящему делу арбитражный суд правомерно возбудил дело.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.03.2012 г..
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200047536158 от 26.03.2012 г., N 67200047536165 от 29.03.2012 г., N 67200047536141 от 26.03.2012 г.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН - 1083808013057, что подтверждается свидетельством серия 38 N 002764937 (т.1 л.д.101).
15.05.2011 общество направило в пенсионный фонд сведения персонифицированного учета о работниках общества за первый квартал 2011 (т.1 л.д.18-29, далее - сведения).
12.08.2011 общество направило в пенсионный фонд сведения персонифицированного учета о работниках общества за второй квартал 2011 (т.1 л.д.32-44, далее - сведения).
Согласно письму Управления Пенсионного фонда от 07.06.2011 N ЕЛ-11-04/6989 (т.1 л.д.30-31) сведения персонифицированного учета о работниках Общества за 1 квартал 2011 не приняты, указано на необходимость в двухнедельный срок с момента получения настоящего уведомления представить в орган Пенсионного фонда исходные индивидуальные сведения без указания кода льготы и дополнительных сведений.
Из письма Управления Пенсионного фонда от 18.08.2011 N ЕЛ-11-04/10039 (т.1 л.д.45-46) следует, что индивидуальные сведения о работниках Общества за 2 квартал 2011 представлены с нарушением порядка заполнения форм индивидуального (персонифицированного) учета в части заполнения кода особых условий труда, указано на необходимость ЗАО "ЦКТ" в двухнедельный срок с момента получения настоящего уведомления представить в орган Пенсионного фонда исходные индивидуальные сведения без указания кода льготы и дополнительных сведений.
Общество, полагая, что решения Управления Пенсионного фонда нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" является страхователем. ЗАО "ЦКТ" 15.05.2011 направило в Управление Пенсионного фонда сведения персонифицированного учета о работниках Общества за первый квартал 2011 (т.1 л.д.18-29). 12.08.2011 ЗАО "ЦКТ" направило в Управление Пенсионного фонда сведения персонифицированного учета о работниках Общества за второй квартал 2011 (т.1 л.д.34-44).
Письмом (решением) от 07.06.2011 N ЕЛ-11-04/6989 Управление Пенсионного фонда уведомило Общество о следующем (т.1 л.д.30-31):
"В результате проверки индивидуальных сведений (ИС) за 1 квартал 2011 г.., направленных почтой, установлено, что ИС представлены с нарушением требований законодательства, а именно: в индивидуальных сведениях (пачка 11001) проставлен код льготы 28-ГД.
По вопросу права на досрочное пенсионное обеспечение работников ЗАО "Центр компьютерной томографии" (per. N 048-003-071204) Вам были направлены письма от 21.02.2011 г.. N ЕЛ П-04/1815, от 09.03.2011 N ЕЛ 11-04/2377.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены:
1). Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);
2). Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3). Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Указанные списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, что исключает возможность для его расширительного толкования органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Согласно вышеизложенному работа в ЗАО "Центр компьютерной томографии" не подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, так как организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения, кроме того, наименование "Центр компьютерной томографии" отсутствует в Списке.
С учетом изложенного индивидуальные сведения за 1 квартал 2011 года не приняты.
В соответствии с п.34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 987н) необходимо в двухнедельный срок с момента получения настоящего уведомления представить УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска исходные индивидуальные сведения за 1 квартал 2011 г. без указания кода льготы и дополнительных сведений".
Письмом (решением) от 18.08.2011 N ЕЛ-11-04/10039 Управление Пенсионного фонда уведомило Общество о следующем (т.1 л.д.45-46):
"В результате проверки индивидуальных сведений (ИС) за 2 квартал 2011 г.., направленных почтой установлено, что ИС представлены с нарушением требований законодательства, а именно в индивидуальных сведениях (пачка 12001) проставлен код льготы 28-ГД.
По вопросу права на досрочное пенсионное обеспечение работников ЗАО Центр компьютерной томографии" (per. N 048-003-071204) Вам были направлены письма от 21.02.2011 г.. N ЕЛ 11-04/1815, от 09.03.2011 г.. N ЕЛ 11-04/2377, от 07.06.2011 г.. N ЕЛ-11-04/6989.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены:
1). Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);
2). Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
3). Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Указанные списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, что исключает возможность для его расширительного толкования органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Согласно вышеизложенному работа в ЗАО "Центр компьютерной томографии" не подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, так как организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения, кроме того наименование "Центр компьютерной томографии" отсутствует в Списке.
Индивидуальные сведения представлены с нарушением порядка заполнения форм индивидуального (персонифицированного) учета в части заполнения кода особых условий труда.
В соответствии с п.34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г.. N 987н) необходимо в двухнедельный срок с момента получения настоящего уведомления представить в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска исходные индивидуальные сведения за 2 квартал 2011 г.. без указания кода льготы и дополнительных сведений".
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 173-ФЗ после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица при подсчете страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователями являются юридические лица; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3 Закона N 27-ФЗ определяет цели индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с указанной нормой права целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1).
Пунктом 2 указанной нормы права предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право: потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 настоящего Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации; дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Страхователь обязан: в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом; получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица; контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Страхователь обязан своевременно представлять в Пенсионный фонд полные, достоверные сведения о застрахованных лицах путем представления соответствующих форм отчетности. За нарушение указанных требований, статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена ответственность.
Согласно Постановлению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п" в форме СЗВ-6-1 установлен реквизит особые условия труда (код) Исчисление страхового стажа основание (код) дополнительные сведения. Условия для досрочного назначения трудовой пенсии основание (код) дополнительные сведения.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Подпунктом "а" пункта 61 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) предусмотрено, что территориальный орган фонда ежеквартально: до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, осуществляет прием от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетный период с аналогичными данными, учтенными в базе данных территориального органа фонда. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик имеет право: проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений (пункт 40 Инструкции).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 30.01.2002 N 11п утверждены Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 34 Методических рекомендаций предусмотрено, что результаты проверки достоверности сведений о стаже и заработке оформляются актом (приложение 4). Акт проверки с приложениями составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими со стороны ПФР, а также руководителем проверяемой организации (уполномоченным представителем) и главным бухгалтером и заверяется печатями органа ПФР и организации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П положение ранее действовавшего подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ныне подпункт 20 пункта 1 статьи 27) в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 67-О-О возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в обжалуемых решениях Управление Пенсионного фонда отказало обществу в принятии поданных сведений по причине недостоверности данных сведений - безосновательного указания в них кода - 28ГД.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, исходя из содержания приведенных норм, пенсионный фонд обязан доказать факт недостоверности поданных сведений в предусмотренном законом порядке.
Вместе с тем, апелляционный суд не поддерживает вывод о том, что пенсионный фонд обязан был провести документальную проверку и составить акт.
При этом, апелляционный суд исходит из того, что согласно пункту 40 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно п.41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что контроль может быть проведен пенсионным фондом не только путем проведения документальной проверки, но и путем истребования необходимых документов, справок и сведений. Вместе с тем, доказательств того, что пенсионный фонд истребовал у общества какие-либо документы и сведения, в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд приводит доводы о том, что у него имелось достаточно учредительных документов общества в наблюдательном деле для разрешения вопроса о необоснованности указания кода особых условий труда.
Данные доводы апелляционным судом отклоняются по следующим мотивам.
Во-первых, в оспариваемых решениях пенсионного фонда не указано, какими из имеющихся у него документов общества он руководствовался.
Во-вторых, как правильно указывает суд первой инстанции, выводы Управления Пенсионного фонда, изложенные в оспариваемых решениях, о том, что заявитель не является учреждением здравоохранения и наименование "Центр компьютерной томографии" отсутствует в списках учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", противоречат выводам, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П. Пенсионным фондом не опровергнут довод заявителя о том, что Общество осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в виде диагностической деятельности согласно лицензиям Серии ЛО-01 N ЛО-38-01-000676 от 17.01.2011, Серии ЛО-01 N ЛО-38-01-000295 от 24.06.2009, состоящей в рентгенологии, сестринском деле, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике (т.1 л.д.102-105).
Из указанных норм и правовых позиций, в том числе согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.03.2004 N 81-О, следует, что наличие или отсутствие права на досрочную пенсию должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию. Однако, пенсионным фондом все эти обстоятельства не выяснялись, пенсионный фонд просто сослался на несоответствие организационно-правовой формы и наименование учреждения здравоохранения, не исследуя вопрос о характере работы. Следовательно, пенсионному фонду оказалось недостаточно имевшихся у него документов.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Управление Пенсионного фонда не представило в материалы дела доказательств того, что характер деятельности Общества не отвечает требованиям, предъявляемым к учреждениям здравоохранения указанным выше Списком. Учитывая, что вменение страхователю предоставления недостоверных сведений допускает применение к нему соответствующих мер принуждения, требует от него повторного представления сведений, такое требование возлагает на Общество дополнительные обязанности, в связи с чем нарушает его права и законные интересы.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 22.11.2011 N А19-8921/2011. При этом по указанному делу рассматривалась законность решения пенсионного фонда от 09.03.2011 г.. N ЕЛ 11-04/2377, на которое пенсионный фонд ссылался в оспариваемых в настоящем деле решениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт предоставления форм персонифицированного учета с указанием кода особых условий труда обусловливает возникновение у работников права на получение досрочной трудовой пенсии, а отказ в назначении такой пенсии в связи с отсутствием специального стажа должны оспаривать сами работники в судах общей юрисдикции, отклоняется, так как основанием для начисления пенсии является само наличие соответствующего трудового стажа, а не внесение сведений о нем в компьютерную программу. При этом заблаговременное создание пенсионным фондом проблем работникам общества по доказыванию наличия у них специального стажа при их будущем выходе на пенсию апелляционный суд не может признать добросовестным поведением со стороны пенсионного фонда. Если пенсионный фонд считает, что работа в обществе не соответствует критериям, относящим ее к дающей право на досрочную пенсию, то он должен это доказать, чего им в рамках рассмотрения настоящего дела не сделано.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках ЗАО "ЦКТ" за первый квартал 2011, содержащееся в письме от 07.06.2011 N ЕЛ-11-04/6989; решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках ЗАО "ЦКТ" за второй квартал 2011, содержащееся в письме от 18.08.2011 N ЕЛ-11-04/10039 являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2012 года по делу N А19-19142/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, исходя из содержания приведенных норм, пенсионный фонд обязан доказать факт недостоверности поданных сведений в предусмотренном законом порядке.
Вместе с тем, апелляционный суд не поддерживает вывод о том, что пенсионный фонд обязан был провести документальную проверку и составить акт.
При этом, апелляционный суд исходит из того, что согласно пункту 40 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
...
Во-вторых, как правильно указывает суд первой инстанции, выводы Управления Пенсионного фонда, изложенные в оспариваемых решениях, о том, что заявитель не является учреждением здравоохранения и наименование "Центр компьютерной томографии" отсутствует в списках учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", противоречат выводам, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П. Пенсионным фондом не опровергнут довод заявителя о том, что Общество осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в виде диагностической деятельности согласно лицензиям Серии ЛО-01 N ЛО-38-01-000676 от 17.01.2011, Серии ЛО-01 N ЛО-38-01-000295 от 24.06.2009, состоящей в рентгенологии, сестринском деле, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике (т.1 л.д.102-105)."
Номер дела в первой инстанции: А19-19142/2011
Истец: ЗАО "Центр компьютерной томографии"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1240/12