г. Самара |
|
23 апреля 2012 г. |
А72-5122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Низамовой Р.Н.,
с участием:
от ответчика - представитель Карташова К.Н., доверенность от 26.07.2011 N 10/01-07,
в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2012 года - 17 апреля 2012 года апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2012 года
по делу N А72-5122/2011 (судья Степанов Ю.С.),
по иску Муниципального учреждения здравоохранения городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова, г. Ульяновск, ИНН 7325001049, ОГРН 1027301169345, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ульяновской области, г. Ульяновск, ИНН 7303003042, ОГРН 1027301171776,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, г. Москва,
о взыскании 320 447 руб. 51 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова (далее - истец, поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ульяновской области (далее - ответчик, фонд) о взыскании 320 447 руб. 51 коп., израсходованных на проведение дополнительной диспансеризации граждан, проведенной в период с 2007 по 2009 г.г.
Определением суда от 17.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.01.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.01.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суд неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие истца и третьего лица.
В судебном заседании 10.04.2012 объявлялся перерыв до 15 час. 20 мин. 17.04.2012. После перерыва судебное заседание продолжено.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения истца, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, 01.03.2007, 01.04.2008 и 01.02.2009 между истцом (учреждение) и ответчиком (фонд) были заключены договоры N 28, N 26 и N 26/2009 соответственно о финансировании ТФОМС расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях.
Предметом названных договоров является:
по договору N 28 от 01.03.2007 - финансовое обеспечение фондом осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта в научно-исследовательских учреждениях, в порядке и на условиях, которые определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860;
по договорам N 26 от 01.04.2008 и N 26/2009- от 01.02.2009 - финансовое обеспечение фондом осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921.
Поликлиника зарегистрирована ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, осуществляет деятельность на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 21.10.2010 серия 73 N 001937927, включена в перечень учреждений здравоохранения, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Истцом проведена дополнительная диспансеризация граждан:
- в 2007 году в количестве 3 084 чел.; фондом оплачено счетов на сумму 1 665 360 руб., исходя из норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного гражданина 540 руб. (3084 чел. х 540 руб. = 1 665 360 руб.);
- в 2008 году в количестве 2 140 чел.; фондом оплачено счетов на сумму 2 013 258 руб., исходя из норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного гражданина 974 руб. (2 140 чел. х 974 руб. = 2 084 360 руб.). ТФОМС Ульяновской области не обеспечено финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации в 2008 году в сумме 71 102 руб. за 73 человека;
- в 2009 году в количестве 475 человек; фондом оплачено счетов на сумму 494 950 руб., исходя из норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного гражданина 1 042 руб. (475 чел. х 1042 руб. = 494 950 руб.), из них удержано и возвращено в фонд 276 517 руб. 89 коп.
Финансирование расходов истца по проведению дополнительной диспансеризации в 2009 году в сумме 276 517 руб. 89 коп. ответчиком не обеспечено.
Кроме того, в 2009 году были удержаны и возвращены в фонд денежные средства в сумме 43 929 руб. 62 коп., выплаченные в качестве дополнительной заработной платы за проведение дополнительной диспансеризации главному врачу поликлиники.
Ответчик осуществляет контроль за целевым использованием федеральных средств в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 860 от 30.12.2006 и N 921 от 24.12.2007 и Указу Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095, согласно которым незаконно или не по целевому назначению израсходованные средства подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
В июне 2008 года фондом проведена проверка целевого использования средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" в поликлинике за период 2007 год - 1-й квартал 2008 года, в результате которой было выявлено нецелевое использование денежных средств на общую сумму 443 374 руб. 47 коп., о чем составлена справка от 09.06.2008 (т.1 л.д.38-47).
Проверкой было установлено, что в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации N 860 от 30.12.2006, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 47 от 12.01.2007 учреждением начислялась и выплачивалась заработная плата за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан работникам, не осуществляющим диспансеризацию. Кроме того, были приобретены расходные материалы в количествах, значительно превышающих количество граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, а также материалы, не используемые при проведении диспансеризации.
По результатам проверки истцу было выдано предписание от 20.06.2008 N 1684/0114 о восстановлении денежных средств, использованных не по целевому назначению, в вышеуказанном размере (т.1 л.д.62-63).
Истцом в адрес фонда были направлены разногласия к справке от 09.06.2008 по результатам проверки (т.1 л.д.48-55). Согласно справке от 22.10.2008 о дополнительной проверке сумма нецелевого использования денежных средств была уменьшена на 122 926 руб. 09 коп. и составила 228 130 руб. 87 коп.
Письмом от 11.06.2009 N 1783/01-14 ответчик предложил истцу в недельный срок восстановить федеральные средства в сумме 320 447 руб. 51 коп. (т.1 л.д.69).
На основании Решения Правления фонда от 19.05.2009 N 108 истцом возвращены ответчику денежные средства в сумме 43 929 руб. 62 коп. платежным поручением N 253 от 11.08.2009 и в сумме 205 415 руб. 89 коп. платежным поручением N 426 от 11.12.2009 (т.1 л.д.70, 77, 78).
На основании распоряжения фонда от 14.07.2008 N 87/01-04 с истца удержаны денежные средства в сумме 71 102 руб. за июнь 2008 года (т.1 л.д.68). Фактически денежные средства в размере 71 102 руб. ответчиком истцу не перечислялись.
Таким образом, фондом с истца удержано денежных средств за нецелевое использование по дополнительной диспансеризации граждан на общую сумму 320 447 руб. 51 коп.
Дополнительная диспансеризация работающих граждан осуществляется в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" за счет субсидий федерального бюджета.
Порядок, объем и расходование федеральных средств, выделенных на проведение дополнительной диспансеризации граждан в 2007-2009 годах регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860, которым утверждены Правила предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (далее - Правила от 30.12.2006 N860), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, которым утверждены Правила предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила от 30.12.2006 N921).
Кроме того, порядок, объем и расходование федеральных средств, выделенных на проведение дополнительной диспансеризации граждан в 2007-2009 г..г. установлены Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 N 47 "О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" и от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан".
В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил от 30.12.2006 N 860 и Правил от 30.12.2006 N 921, средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Согласно приказам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 N 47 и от 20.02.2008 N 80н, средства, полученные учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - учреждения здравоохранения) на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), включенных в Федеральный регистр медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Условия перечисления средств, поступивших в качестве субсидий, учреждениям здравоохранения, установлены пунктом 7 Правил от 30.12.2006 N 860 и пунктом 8 Правил от 24.12.2007 N 921, согласно которым учреждения здравоохранения используют перечисленные территориальным фондом средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; ведут реестры счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке, устанавливаемом Фондом; ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом, указанные реестры счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан.
В силу названных Правил территориальные фонды перечисляют учреждениям здравоохранения средства, поступившие в виде субсидий, при условии заключения договора; средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Из Правил не следует, что "участие" в дополнительной диспансеризации сводится лишь к осмотрам граждан врачами-специалистами и проведению исследований (лабораторных и функциональных). Перечень медицинских работников, участвующих в диспансеризации (за определенным исключением), не ограничен.
Деятельность по дополнительной диспансеризации работающих граждан не ограничивается только осмотром граждан специалистами, но и предполагает организацию работы комиссии по дополнительной диспансеризации, ведение статистических отчетов.
На Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возложена обязанность давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с организацией и проведением дополнительной диспансеризации граждан.
В пунктах 9 Приказов Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17.01.2007 N 47 и от 20.02.2008 N 80 установлено, что организация дополнительной диспансеризации работающих граждан в учреждении здравоохранения осуществляется структурным подразделением этого учреждения, на которое руководителем возложены данные функции, и включает учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; ведение реестров счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан; составление и представление отчета в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Истец предоставлял в фонд реестры счетов на оплату за проведение дополнительной диспансеризации граждан с указанием специальностей врачей, которые провели осмотр граждан, проведенные им анализы и диагностику (т.3 л.д.23-59).
Распределение денежных средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации граждан в 2007, 2008 и 2009 годах, предусмотренных на оплату труда медицинских работников, производилось на основании локальных нормативных актов истца - Положений о распределении средств, полученных от дополнительной диспансеризации работающих граждан в рамках реализации приоритетного национального проекта (ДДН), утвержденных главным врачом, согласованных с Профсоюзным комитетом и с Комитетом здравоохранения мэрии города Ульяновска. В приложениях определен перечень отделений и медицинских работников, участвующих в дополнительной диспансеризации (т. 1 л.д.30-37).
Таким образом, все работники поликлиники, которым было выплачено вознаграждение (заработная плата) за счет субсидий, полученных фондом из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования, фактически участвовали в оказании медицинских услуг дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Из материалов дела усматривается, что выполняемые медицинскими работниками функции связаны с мероприятиями по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, и они относятся к лицам, правомочным получать в качестве оплаты труда денежные средства, направленные на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Доказательств того, что указанные лица не принимали участия в дополнительной диспансеризации, в материалы дела не представлены.
Кроме того, полученные истцом средства были направлены на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации.
При этом, каких-либо ограничений, установленных законом в отношении перечня расходных материалов, используемых при проведении дополнительной диспансеризации граждан, не установлено.
Следовательно, расходование денежных средств (субсидии на проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан) поликлиникой произведено на цели, установленные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860 и от 24.12.2007 N 921.
Ссылки заявителя жалобы на письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от от 29.04.2007 N 9014/МЗ-14, от 07.10.2008 N 7694-ВС, не могут быть приняты во внимание, поскольку они официально не зарегистрированы, а содержащиеся в них рекомендации противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации N 1146.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами права суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Довод заявителя о том, что фонда в пользу истца необоснованно взысканы расходы по уплате государственной пошлины, что фонд как государственный орган, выступающий в арбитражных судах в качестве истца или ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку освобождение от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебный акт принят не в пользу государственного органа, поэтому расходы истца по уплате государственной пошлины правомерно взысканы судом первой инстанции с ответчика в составе судебных расходов.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2012 года по делу N А72-5122/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия перечисления средств, поступивших в качестве субсидий, учреждениям здравоохранения, установлены пунктом 7 Правил от 30.12.2006 N 860 и пунктом 8 Правил от 24.12.2007 N 921, согласно которым учреждения здравоохранения используют перечисленные территориальным фондом средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; ведут реестры счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке, устанавливаемом Фондом; ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом, указанные реестры счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан.
...
В пунктах 9 Приказов Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17.01.2007 N 47 и от 20.02.2008 N 80 установлено, что организация дополнительной диспансеризации работающих граждан в учреждении здравоохранения осуществляется структурным подразделением этого учреждения, на которое руководителем возложены данные функции, и включает учет работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; ведение реестров счетов для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан; составление и представление отчета в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
...
Доказательств того, что указанные лица не принимали участия в дополнительной диспансеризации, в материалы дела не представлены.
Кроме того, полученные истцом средства были направлены на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации.
При этом, каких-либо ограничений, установленных законом в отношении перечня расходных материалов, используемых при проведении дополнительной диспансеризации граждан, не установлено.
Следовательно, расходование денежных средств (субсидии на проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан) поликлиникой произведено на цели, установленные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860 и от 24.12.2007 N 921."
Номер дела в первой инстанции: А72-5122/2011
Истец: МУЗ Городская поликлиника N 1 им. С. М. Кирова, Муниципальное учреждение здравоохранения городской поликлиники N1 им.С.М.Кирова
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования населения Ульяновской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования