г. Томск |
|
23 апреля 2012 г. |
А27-1239/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Никитиной без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от заинтересованных лиц - не явился (извещены), без участия,
от прокурора - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Михайловича
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 января 2012 г. делу N А27-1239/2011 (председательствующий судья Г.П. Обухова, судьи В.Я. Драпезо, Ж.Г. Смычкова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Михайловича (652210, Тисульский район, д. Дворниково, ул. Новая, д. 1, кв. 1)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465, 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059, 650991, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3 Г), федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208, 101000, г. Москва, Гусятников переулок, д. 11, стр. 1), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Кемеровской области (ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830, 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, д. 21), Коллегии администрации Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр. Советский, д. 62),
при участии прокуратуры Кемеровской области (650064, г. Кемерово, ул. Красная, д. 24),
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки и о признании незаконными действий органов государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тарасов Сергей Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Тарасов С.М.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с требованиями:
- о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, содержащихся в отчете ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля": с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 руб. за кв.м, с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в сумме 19929349,34 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 руб. за кв.м, с кадастровым номером 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м;
- о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 руб. за кв.м; 42:13:0109005:0010 в сумме 19929359,73 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 руб. за кв.м; 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м; с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 в сумме 17221527,54 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м;
- о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 руб. за кв.м; 42:13:0109005:0010 в сумме 19929349,34 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 руб. за кв.м; 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м;
- о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047 в сумме 22317723,81 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 627,06 руб. за кв.м; 42:13:0109005:0010 в сумме 19929349,34 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 519,36 руб. за кв.м; 42:13:0109001:889 в сумме 17542642,91 руб. и в виде его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м.
Кроме того, просит установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5949000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 2973000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5133000 руб. и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области внести такую рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 производство по делу в части признания недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889 прекращено. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили. 10.04.2012 от ФГУП "ФКЦ "Земля" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие указанных лиц и их представителей.
В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, заявитель обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку ни одна из сторон не настаивает на пересмотре всего судебного акта в целом, решение суда проверяется лишь в отношении выводов, относящихся к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Тарасов С.М. обладает на праве собственности земельными участками: - с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 площадью 35591 кв.м, расположенном по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Рабочая, 90, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 42АВ N 637027 от 28.04.2008; - с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 площадью 38372,9 кв.м, расположенном по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Калинина, 67, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 42АВ N 637023 от 28.04.2008; - с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 площадью 30853 кв.м, расположенном по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Ленина, 4, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 42АГ N 440006 от 31.08.2010. Данный земельный участок образован вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:889 площадью 31428 +/- 124,1 кв.м на земельные участки с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 площадью 30853 +/- 61 кв.м и с кадастровым номером 42:13:0109001:1399 площадью 572+/- 8 кв.м.
В соответствии с кадастровыми выписками по земельным участкам от 31.03.2010 N 4200/001/10-109662, от 31.03.2010 N 4200/001/10-109660, от 31.03.2010 N 4200/001/10-111582, от 24.08.2010 N 4200/001/10-295772 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 площадью 35591 кв.м составляет 22317723,81 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 627,06 руб. за кв.м, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 02.04.2003; - с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 площадью 38372,9 кв.м составляет 19929359,73 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 519,36 руб. за кв.м, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 04.04.2003; - с кадастровым номером 42:13:0109001:889 площадью 31428 кв.м составляет 17542642,91 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 558,18 руб. за кв.м, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 13.01.2004; - с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 (предыдущий номер 42:13:0109001:889) площадью 30853 кв.м составляет 17221527,54 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 558,18 руб. за кв.м, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 19.07.2010.
27.11.2008 Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том числе по земельным участкам 2-й группы (пгт. Тисуль и др.) 9-го вида разрешенного использования:
- с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 кадастровой стоимостью 22317723,81 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в размере 627,06 руб. за кв.м;
- с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 кадастровой стоимостью 19929349,34 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в размере 519,36 руб. за кв.м;
- с кадастровым номером 42:13:0109001:889 (из которого образован земельный кадастровым номером 42:13:0109001:1398) кадастровой стоимостью 17542642,91 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в размере 558,18 руб. за кв.м.
Согласно отчету от 29.10.2010 N 10/19-10 независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" рыночная стоимость принадлежащих ИП Тарасову С.М. земельных участков:
- с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 составляет 5949000 руб.;
- с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 составляет 2973000 руб.;
- с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 составляет 5133000 руб.
В связи с тем, что кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - Постановление N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменено, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта, что вместе с тем и было сделано заявителем в рамках настоящего дела, в данной части не подлежащего пересмотру в апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле в обжалуемой в апелляционной инстанции части, в том числе является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорных земельных участков внесены в ГКН в соответствии с указанным Постановлением N 520, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка, что не оспаривается заявителем.
Из материалов дела следует, что надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования с кадастровым номером 42:13:0109006:0047 в сумме 627,06 руб. за кв.м, с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в сумме 519,36 руб. за кв.м, с кадастровым номером 42:13:0109001:889 (из которого образован земельный кадастровым номером 42:13:0109001:1398) в сумме 558,18 руб. за кв.м, заявителем не представлено.
Оспаривая результаты кадастровой оценки спорных земельных участков и действия по ее проведению, в силу статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" и в связи с тем, что рыночные цены, исходя из которых производится и кадастровая и индивидуальная и рыночная оценка определенного земельного участка, изменяются во времени, заявитель обязан в таком случае представить данные о рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2007, поскольку из представленного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участков определена на 01.01.2007.
В подтверждение своих доводов заявитель представил отчет оценщика - ООО "НПФ "Инком ПРАЙС" о рыночной стоимости спорных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:1398 N 10/19-10 на дату 15.10.2010. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал, что заявитель не подтвердил нарушение его прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорных участков по состоянию на 01.01.2007. Заявитель не представил доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельных участков была той же самой, что на 15.10.2010 и соответствовала стоимости, указанной в представленном отчете.
При этом сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:889 заявителем в материалы настоящего дела не представлены. Земельный участок с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 является вновь образованным земельным участком, что следует из его кадастрового паспорта (дата внесения номера 19.07.2010) путем разделения земельного участка 42:13:0109001:889, соответственно, кадастровая оценка земельного участка 42:13:0109001:1398 в рамках массовой оценки, результаты которой отражены в Постановлении N 520, не проводилась, следовательно, кадастровая стоимость такого земельного участка определена уполномоченным органом путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222.
Таким образом, доказательства внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ индивидуальным предпринимателем доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, также не имелось у суда первой инстанции, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель" проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля". Как указывает заинтересованное лицо, привлечение к проверке Отчета специалистов ФГУП ФКЦ "Земля" обусловлено, в том числе, целями оперативного получения консультаций по порядку исправления выявленных замечаний. В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки N 2 от 24.11.2008. Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 N МП/0242, подписанным руководителем Роснедвижимости. Ковалев Д.В., на подпись которого ссылается заявитель, является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.32008 N К-07/26, а не лицом, осуществляющим проверочные функции.
Таким образом, апелляционный суд считает, что ИП Тарасовым С.М., обратившимся в арбитражный суд с указанными выше требованиями самостоятельных и аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценки земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, заявлено не было, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
Фактически индивидуальный предприниматель в обоснование своих требований указывает на несоответствие уровня кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельных участков, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет ООО НПФ "Инком Прайс" от 29.10.2010 N 10/19-10.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что фактически права ИП Тарасова С.М. нарушаются именно несоответствием внесенной кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, целью заявленных ИП Тарасовым С.М. требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398 на их рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На сегодняшний день практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков определена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Из материалов дела усматривается, что в связи с рассмотрением данного дела в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации производство по настоящему делу было приостановлено, после вынесения и опубликования Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 производство по делу возобновлено. Суд первой инстанции неоднократно в определениях суда и в ходе судебных заседаний после возобновления производства по делу предлагал заявителю уточнить заявленные требования с учетом указанного Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11. Уточнения были произведены заявителем в редакции, рассмотренной судом, не соответствующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном постановлении.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу и применение с момента его вступления в законную силу.
Вместе с тем, требования о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в реестре, предпринимателем заявлены не было.
Уточнение Тарасовым С.М. заявленных требований от 17.11.2011 не может быть расценено судом как заявление искового требования об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, поскольку сам предприниматель в апелляционной жалобе указывает, что такое требование не предусмотрено действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, предпринимателем представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков от 29.10.2010 N 10/19-10, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участков, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 42:130109006:0047 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5949000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109005:0010 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 2973000 руб.; с кадастровым номером 42:13:0109001:1398 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 5133000 руб.
Апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает оснований для удовлетворения указанного требования, поскольку указанный отчет не может служить в качестве доказательства по делу в связи с неактуальностью даты, по состоянию на которую проведена оценка, и невозможностью установить на его основании действительную рыночную стоимость на момент определения кадастровой стоимости земельных участков в 2007 году. При этом предпринимателем не было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью определения действительной рыночной стоимости спорного участка при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в апелляционном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
Возложение на арбитражный суд бремени формулирования исковых требований исходя из общего описания заявителем своего несогласия, в частности с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, а также бремени поиска и сбора доказательств в обоснование иска противоречит нормам процессуального законодательства.
Материалами дела подтверждается, что ИП Тарасов С.М. в обоснование своего заявления, доводы которого сводятся к несогласию с результатами государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, ссылается на отчет, составленный по состоянию с 15.10.2099, датированный 29.11.2010 за N 10/19-10.
Суд первой инстанции, рассматривая в 2011 году требования заявителя, сформулированные без привязки к временному периоду определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в силу правил искового производства лишен возможности пересмотреть (изменить) кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании отчета от 29.11.2010 N 10/19-10. Заключение независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" от 29.11.2010 N 10/19-10, составленное спустя почти 2 года с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки, не может свидетельствовать о недостоверности утвержденных 27.11.2008 результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, перечень которых сформирован по состоянию на 01.01.2007.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявитель, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, предоставляет отчет независимого оценщика по состоянию с 15.10.2010 по 29.10.2010, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047 (5949000 руб.), 42:13:0109005:0010 (2973000 руб.), 42:13:0109001:1398 (5133000 руб.) на основании отчета ООО НПФ "Инком Прайс" от 29.11.2010 N 10/19-10. При этом, как уже отмечалось, ходатайств о проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка на иную дату заявлено не было.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушенные права индивидуального предпринимателя могут быть защищены путем предъявления требования о пересмотре кадастровой стоимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством. В ходе настоящего дела, несмотря на предоставление судом такой возможности, предприниматель непосредственно самостоятельного искового требования о пересмотре кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлял. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках рассмотрения настоящего дела предпринимателем не представляло доказательств, подтверждающих размер рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной на надлежащую дату исходя из заявленного предмета спора, то есть на 01.01.2007.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе в связи с неверно выбранным способом защиты своих нарушенных прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что ИП Тарасов С.М. не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Указание апеллянта на нарушение судом первой инстанции положений статей 10, 15, 270 АПК РФ отклоняются апелляционным судом, так как неотражение в решении суда всех доводов заявителя само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При обращении индивидуального предпринимателя в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение 21.03.2012 N 128 на сумму 2000 руб.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 января 2012 г. делу N А27-1239/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Тарасову Сергею Михайловичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.03.2012 N 128.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, предоставляет отчет независимого оценщика по состоянию с 15.10.2010 по 29.10.2010, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047 (5949000 руб.), 42:13:0109005:0010 (2973000 руб.), 42:13:0109001:1398 (5133000 руб.) на основании отчета ООО НПФ "Инком Прайс" от 29.11.2010 N 10/19-10. При этом, как уже отмечалось, ходатайств о проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка на иную дату заявлено не было.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушенные права индивидуального предпринимателя могут быть защищены путем предъявления требования о пересмотре кадастровой стоимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством. В ходе настоящего дела, несмотря на предоставление судом такой возможности, предприниматель непосредственно самостоятельного искового требования о пересмотре кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлял. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках рассмотрения настоящего дела предпринимателем не представляло доказательств, подтверждающих размер рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной на надлежащую дату исходя из заявленного предмета спора, то есть на 01.01.2007.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе в связи с неверно выбранным способом защиты своих нарушенных прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
...
Указание апеллянта на нарушение судом первой инстанции положений статей 10, 15, 270 АПК РФ отклоняются апелляционным судом, так как неотражение в решении суда всех доводов заявителя само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
...
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета."
Номер дела в первой инстанции: А27-1239/2011
Истец: Тарасов Сергей Михайлович
Ответчик: Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Прокурор Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, Прокуратура Кемеровской области, Прокурор Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10497/12
04.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10497/12
24.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10497/12
01.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10497/12
29.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2545/12
23.04.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2477/12
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1239/11