Москва |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А40-78995/09-32-539 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.04.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Катунова В.И.,
судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коплик Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2012 по делу N А40-78995/09-32-539 принятое судьёй Куклиной Л.А.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки г. Пензы" (г. Пенза, ул. Суворова, д. 122а) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1), третьи лица - Пензенская область в лице Министерства финансов Пензенской области (г. Пенза, ул. Московская, д. 75), Министерство государственного имущества Пензенской области (г. Пенза, 2-й Виноградный проезд, д. 30) о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Дворская Л.Е. по доверенности от 26.10.2011 N 1202-А
от ответчика: не явился, извещен; от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
МУП "Пассажирские перевозки г. Пензы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 46.058.254 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 исковые требования удовлетворены.
Постановлением ФАС МО от 27.12.2010 судебные акты отменены с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела протокольным определением от 24.03.2011 удовлетворено заявление истца об уменьшении размера исковых требований до суммы 43 888 471 руб. 53 коп. в связи с уточнением расчета убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2012 с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки г. Пензы" взысканы убытки в размере 43 888 471 руб. 53 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалоб, просит оставить их без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие третьего лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, истец, являясь коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров автомобильным и электрическим транспортом на платной основе. В период 2007 года истцом предоставлялись льготы по проезду автобусным и троллейбусным транспортом в городе Пензе некоторым категориям граждан, отнесенных федеральному регистру льготников, в связи с чем он понес убытки в размере 43 888 471 руб. 53 коп.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация тем самым в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса РФ приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Правительства Пензенской области от 30.08.2006 N 563-Пп установлены цели проведения натурных обследований пассажиропотока. Денежные средства, перечисленные уполномоченному лицу за проданные единые социальные проездные билеты, за вычетом затрат на изготовление единых социальных проездных билетов, распределяются Министерством государственного имущества Пензенской области между перевозчиками, осуществляющими перевозки граждан, пользующихся льготным проездом на транспорте общего пользования на территории Пензенской области, пропорционально в соответствии с обследованиями пассажиропотоков, произведенными специалистами Министерства государственного имущества Пензенской области или в соответствии с фактически выполненной транспортной работой.
Расчет убытков истца соответствует порядку, установленному постановлением Правительства Пензенской области от 30.08.2006 N 563-Пп.
Финансирование равной доступности общественного транспорта в отношении льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации.
Полученное финансирование подтверждено двухсторонними актами сверки с Минимущества Пензенской области и платежными поручениями - том 3 л.д. 42-48; с Пензаавтотранс - том 3 - л.д.25-29 (январь-февраль 2007), с ГУП ПО "ОАЦ" - том 3 л.д.30-41 (март-декабрь 2007). Кроме того, распределение федеральных субвенций в полном объеме подтверждено Мифином Пензенской области - том 1, л.д. 140-148.
Средняя дальность поездки (для определения расчетного количества пассажиропотока) - утверждена Управлением транспорта и связи г. Пензы - том 3 л.д. 98.
С учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации взысканию подлежат реальные убытки, в связи с чем расчет истца следует признать обоснованным.
Расчет истца полностью основан на Методологии, установленной нормативным актом Пензенской области в 2007 году - постановлением Правительства Пензенской области от 30.08.2006 N 563-Пп. Тариф, утвержденный постановлением Главы Администрации г. Пензы от 15.12.2006 N 46 - специально для целей определения убытков от предоставления льгот - том 1 л.д.26;
Применяя тариф, установленный Приказом N 46 от 15.12.2006, судом первой инстанции была учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о закрепленном статьей 15 Гражданского кодекса РФ принципе полного возмещения убытков.
Контррасчет ответчика, напротив, не основан на нормативном акте Пензенской области - постановлении Правительства N 563-пп от 30.08.2006, выполнен без учета статей 15 и 790 Гражданского кодекса РФ.
Необходимо отметить. что под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. Данная правовая позиция соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, N 7452/11 от 17.11.2011, N 12757/10, N7116/10, N 6497/10 от 06.12.2011, N 8576/10, N 5428/11 от 15.12.2011, N 14415/11, N 17831/10 от 21.02.2012.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела ответчик не представил доказательств возмещения расходов истца в полном объёме, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного и ст. ст. 15, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2012 по делу N А40-78995/09-32-539 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Катунов |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контррасчет ответчика, напротив, не основан на нормативном акте Пензенской области - постановлении Правительства N 563-пп от 30.08.2006, выполнен без учета статей 15 и 790 Гражданского кодекса РФ.
Необходимо отметить. что под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. Данная правовая позиция соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, N 7452/11 от 17.11.2011, N 12757/10, N7116/10, N 6497/10 от 06.12.2011, N 8576/10, N 5428/11 от 15.12.2011, N 14415/11, N 17831/10 от 21.02.2012."
Номер дела в первой инстанции: А40-78995/2009
Истец: МУП "Пассажирские перевозки города Пензы"
Ответчик: МИНФИН РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство гос.имущества Пензенской области, Министерство государственного имущества Пензенской области, МинФин Пензенской обл., Пензенкая область в лице Министерства финансов Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7691/12