г. Киров |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А31-11632/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.02.2012 по делу N А31-11632/2011, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 7604015500, ОГРН: 1027600691216)
к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Мирт" (ИНН: 4401050775, ОГРН: 1054408611344)
о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Мирт" (далее - ответчик, Общество, ООО "Медицинский центр "Мирт") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит названное решение Арбитражного суда Костромской области отменить и привлечь Общество к административной ответственности.
Административный орган полагает, что при квалификации вменяемого ответчику правонарушения в качестве малозначительного судом первой инстанции нарушены нормы материального права, отмечая при этом, что такие обстоятельства, как добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного вреда не являются обстоятельствами, позволяющими характеризовать административное правонарушение как малозначительное, поскольку они в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются лишь при назначении наказания.
По мнению заявителя, при вынесении решения суд не учел положения пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также не принял во внимание факт грубого нарушения законодательства в области лицензирования в связи с длительным осуществлением деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта без лицензии, что ставило под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов Управления, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 21.02.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Медицинский центр "Мирт" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1054408611344.
21.08.2006 Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Костромской области Обществу выдана лицензия N ЭВ-17-000170 (С) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (л.д. 45). Срок действия лицензии установлен с 21.08.2006 по 21.08.2011.
Свидетельством от 08.08.2006 N А17-03477 (л.д. 17) подтверждается, что в государственном реестре опасных производственных объектов за ответчиком зарегистрированы опасные производственные объекты, расположенные по адресу г. Кострома, пер. Инженерный, д. 18, а именно: система газопотребления предприятия (рег. номер А17-03477-001), здание оздоровительного центра (рег. номер А17-03477-002).
Из представленной заместителем генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Кострома" информации, изложенной в письме от 13.12.2011 N 04-12/6418, следует, что между газоснабжающей организацией и ООО "Медицинский центр "Мирт" заключен договор поставки газа, на основании которого ответчиком, в том числе в период с сентября по декабрь 2011 года, производился отбор газа (л.д. 15).
05.12.2011 заместителем руководителя Управления вынесено распоряжение N 476 о проведении в отношении Общества внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами (л.д. 56).
Проанализировав информацию, имеющуюся у заявителя, административный орган установил, что ООО "Медицинский центр "Мирт", эксплуатируя взрывопожароопасный производственный объект (сеть газопотребления), не имеет лицензии на право его эксплуатации, поскольку срок ранее выданной Обществу лицензии на эксплуатацию данного объекта истек 21.08.2011. В этой связи уведомлением от 07.12.2011 N 16к/3050 представитель ответчика был приглашен в Управление для дачи объяснений по данному факту и для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 14).
13.12.2011 государственный инспектор отдела технологического надзора по Костромской области Богомолова А.В., усмотрев в действиях ответчика по осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта, без лицензии, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в присутствии законного представителя Общества Кибирева О.А. составила в отношении ООО "Медицинский центр "Мирт" протокол об административном правонарушении N 2417-15/2011 (л.д. 10).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202-204 АПК РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ответчика состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, принимая во внимание факт привлечения Общества к ответственности впервые, получение соответствующей лицензии к моменту рассмотрения настоящего дела, документы для получения которой были поданы в административный орган до начала проведения проверки, а также то обстоятельство, что допущенное нарушение является единичным фактом, посчитал возможным квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить ООО "Медицинский центр "Мирт" от административной ответственности, ограничившись в его адрес устным замечанием.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Административный орган выявил в действиях Общества состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу закона требует наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Частью 1 статьи 2 названного Закона установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно части 3 данной статьи к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно статье 2, пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному закону. В частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 9 и пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов допускается только при наличии лицензии.
Порядок лицензирования названного вида деятельности определен Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599 (далее - Положение о лицензировании).
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает, в том числе использование и переработку воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Закону N 116-ФЗ, за исключением использования муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий (пункты 2, 3 приложения к Положению о лицензировании).
С учетом сказанного, осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов без лицензии посягает на установленный порядок государственного регулирования в сфере лицензирования и образует объект правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Факт осуществления такой деятельности свидетельствует о наличии объективной стороны указанного правонарушения.
Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и признается виновным в совершении данного правонарушения, если будет установлено, что у него при осуществлении деятельности предпринимательского характера имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что состав выявленного Управлением вышеназванного правонарушения в действиях Общества имеется, поскольку собранными по делу доказательствами подтверждается факт осуществления ответчиком деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии. Данное обстоятельство по существу ООО "Медицинский центр "Мирт" не оспаривает.
Между тем названное деяние обоснованно признано судом малозначительным по следующим основаниям.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что допущенное нарушение является единичным фактом, к административной ответственности Общество привлекается впервые, ко дню рассмотрения настоящего дела ответчик получил лицензию на осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, а с соответствующим заявлением для ее получения в Управление ООО "Медицинский центр "Мирт" обратилось еще до начала проверки.
Кроме того, до 21.08.2011 ответчик эксплуатировал взрывопожароопасный производственный объект на основании лицензии от 21.08.2006. После истечения срока действия данной лицензии Общество продолжало в полном объеме в соответствии с условиями лицензии выполнять все мероприятия, связанные с профилактическими работами, сервисным обслуживанием, контролем за работой объекта.
Названные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ответчика пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей и об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния общества, суд правомерно признал совершенное им правонарушение малозначительным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, но ввиду малозначительности совершенного деяния отказал в привлечении к ответственности, ограничившись устным замечанием.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области от 21.02.2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, что также отражено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", поэтому вопрос о судебных расходах по апелляционной жалобе не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.02.2012 по делу N А31-11632/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
...
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния общества, суд правомерно признал совершенное им правонарушение малозначительным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, но ввиду малозначительности совершенного деяния отказал в привлечении к ответственности, ограничившись устным замечанием.
...
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, что также отражено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", поэтому вопрос о судебных расходах по апелляционной жалобе не рассматривался."
Номер дела в первой инстанции: А31-11632/2011
Истец: Верхне-Волжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ООО "Медицинский центр "Мирт"
Третье лицо: ООО "Медицинский центр "Мирт"
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1809/12