г. Москва |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А41-41856/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2012 г.. по делу N А41-41856/11, принятое судьей Фаньян Ю.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕЛОР" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДЕЛОР" (далее - заявитель, общество, ООО "ДЕЛОР") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании недействительным отказа Управления Росреестра от 18.08.2011 исх. N 12/030/2011-80 в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - теплотрассу, инвентарный номер 139:042-5570/И, протяженностью 318 м., расположенную по адресу: г. Мытищи, ш. Ярославское, 21 км. (пересечение с Олимпийским проспектом); обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества - теплотрассу, инвентарный номер 139:042-5570/И, протяженностью 318 м., расположенную по адресу: г. Мытищи, ш. Ярославское, 21 км. (пересечение с Олимпийским проспектом), в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2012 г.. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ДЕЛОР" против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "КЕТТОН" и ООО "ДЕЛОР" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 26.10.2009 N 3516-06-09 (л.д. 4-13). Предметом договора являлось здание гипермаркета "Спортмастер" и земельный участок по адресу Московская область, г. Мытищи, Ярославское шоссе.
Неотъемлемой частью договора купли-продажи является приложение 1, в котором перечислено оборудование (инженерные системы), непосредственно связанное с указанными объектами, в том числе теплотрасса (318 м.), инв. N 2488 (л.д. 14).
Согласно выпискам из ЕГРП право собственности заявителя на здание гипермаркета "Спортмастер" подтверждено свидетельством о государственной регистрации от 04.12.2009 N 50-50-12/094/2009-405, на земельный участок - свидетельством о государственной регистрации от 04.12.2009 N 50-50-12/094/2009-406 (л.д. 16, 17).
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU50501102-000530, выданным администрацией городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района 06.07.2009, ООО "КЕТТОН" разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства теплотрассы общей протяженностью 318 м., расположенного по адресу Московская область, г. Мытищи, Ярославское шоссе, 21 км. (пересечение с Олимпийским проспектом) (л.д. 19).
01.03.2011 ООО "ДЕЛОР" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - теплотрассу общей протяженностью 318 м., расположенного по адресу Московская область, г. Мытищи, Ярославское шоссе, 21 км. (пересечение с Олимпийским проспектом) (л.д. 97, 20, 21).
Поскольку необходимых документов в регистрационный орган представлено не было, ООО "ДЕЛОР" 18.08.2011 отказано в государственной регистрации на основании ч. 2 п. 2 ст. 19, абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с не представлением правоустанавливающего документа на данный объект (л.д. 22).
Основанием для отказа государственной регистрации прав послужило то обстоятельство, что в качестве правоустанавливающего документа для регистрации права собственности обществом в регистрационный орган представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50501102-000530 от 06.07.2009 (л.д. 91-92). При этом разрешение выдано ООО "КЕТТОН", а не ООО "ДЕЛОР".
Указанный отказ изложен в сообщении об отказе в государственной регистрации от 18.08.2011 N 12/030/2011-80 (л.д. 81-82).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 13 Закона N 122-ФЗ органом, осуществляющим государственную регистрацию, при государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также устанавливается отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию (пункт 1 статьи 17 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В настоящем случае подтверждающим факт создания указанного выше объекта является разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения в соответствии с Градостроительным кодексом российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, определены в частях 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ДЕЛОР" в регистрационный орган было представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50501102-000530, в соответствии с которым ООО "КЕТТОН" разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства теплотрассы общей протяженностью 318 м., расположенного по адресу Московская область, г. Мытищи, Ярославское шоссе, 21 км. (пересечение с Олимпийским проспектом) (л.д. 19).
Из правового смысла установленного законом требования о том, что документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, следует, что из представляемых на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объект недвижимости должны усматриваться идентификационные признаки такого объекта, позволяющие достоверно определить данный объект на основании именно правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно пункту 12 Методических рекомендаций "О порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества", утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, выдача разрешений на строительство не требуется, в том числе, в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подпункт 2); иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется разрешение на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию спорного объекта недвижимости документы, подтверждающие выделение и закрепление земельного участка под строительство сооружения, не представлялись.
Обществом на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка под строительство указанного объекта, документы, подтверждающие факт его создания, а также правоустанавливающие документы на спорный объект.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управление Росреестра представило достаточные доказательства в обоснование правомерности обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Соответственно, в предмет доказывания по спору, рассматриваемому в рамках главы 24 АПК РФ, применительно к рассматриваемому делу, входит установление факта несоответствия закону или иному нормативному правовому акту отказа в регистрации права собственности и обстоятельств наличия либо отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны регистрирующего органа.
Между тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что при ранее проведенной государственной регистрации права собственности заявителя на здание не было зарегистрировано право собственности на спорный объект, не может являться предметом исследования в рамках настоящего спора.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных ООО "ДЕЛОР" требований.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2012 г.. по делу N А41-41856/11 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, п. 3 ч. 1 ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2012 г.. по делу N А41-41856/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Делор" отказать. Взыскать с ООО "Делор" в доход Федерального бюджета 1000 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно пункту 12 Методических рекомендаций "О порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества", утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, выдача разрешений на строительство не требуется, в том числе, в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подпункт 2); иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется разрешение на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
...
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А41-41856/2011
Истец: ООО "ДЕЛОР"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области