г. Владимир |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А43-33841/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.04.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Выксалес" (ОГРН 1025201637240, ИНН 5247005917, Нижегородская область, г. Выкса)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2012
по делу N А43-33841/2011,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Выксалес"
о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 09.11.2011 по делу N 32-11-424/ап,
при участии:
от открытого акционерного общества "Выксалес" - Гурневич Е.Ф. по доверенности от 30.03.2012,
и установил:
открытое акционерное общество "Выксалес" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение) от 09.11.2011 по делу N 32-11-424/ап о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 25.01.2012 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требования, признав наличие в его действиях состава административного правонарушения.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Со ссылкой на статью 2.9 КоАП заявитель полагает, что совершенное им правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку не содержит угрозы государственным интересам и было устранено заявителем до составления протокола об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе Общество указало, что не является крупным предприятием, в связи с чем назначение административного штрафа в размере 700 000 руб. повлечет ухудшение экономического положения заявителя.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Региональное отделение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.04.2012 объявлялся перерыв до 08 час. 30 мин. 11.04.2012.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления деятельности в сфере финансовых рынков Региональным отделением установлено нарушение Обществом требований о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных пунктами 6.3.1, 8.6.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, а именно: по состоянию на 20.09.2011, 12.10.2011, 17.10.2011, 03.11.2011 Обществом не обеспечен на странице в сети Интернет, предназначенной для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (www.1registrator.nnov.ru/news), доступ к сообщениям о существенных фактах - дате закрытия реестра акционеров Общества перед проведенным в 2011 году годовым общим собранием акционеров и о решениях годового общего собрания акционеров, а также в установленные сроки не опубликованы в ленте новостей на странице в сети Интернет http://disclosure.skrin.ru сообщения об указанных существенных фактах: по состоянию на 20.09.2011, 12.10.2011, 17.10.2011, 03.11.2011 не обеспечен на странице в сети Интернет доступ к сообщению о сведениях, оказывающих существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента, - о принятых решениях совета директоров Общества о подготовке и созыве годового общего собрания акционеров Общества в 2011 году, а в ленте новостей в установленные сроки не опубликовано сообщение о данных сведениях.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 15.19 КоАП, Региональное отделение 25.10.2011 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 32-11-433/пр-ап, а постановлением от 09.11.2011 по делу N 32-11-424/ап привлекло Общество к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В части 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с названным Федеральным законом.
Состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (часть 26 названной статьи).
Во исполнение данной нормы Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии информации).
Пунктом 6.3.1 Положения о раскрытии информации установлено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней. Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного данным Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с пунктами 6.2.10, 6.2.12 Положения о раскрытии информации моментом наступления такого существенного факта как закрытие реестра акционеров эмитента считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о дате составления списка акционеров эмитента или иное решение, являющееся основанием для определения даты составления такого списка.
В форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента. Моментом наступления такого существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания участников (акционеров) эмитента.
Согласно пункту 8.6.1 Положения о раскрытии информации акционерные общества, обязанные в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг, в том числе информацию о принятых советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решениях о созыве годового или внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров. Моментом наступления указанных событий является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято соответствующее решение.
В пунктах 8.6.2, 8.6.3 Положения о раскрытии информации определено, что раскрытие сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, осуществляется акционерным обществом в форме сообщения. Сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней. Текст сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного названным Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет, если иной срок обеспечения доступа к указанной информации не установлен пунктом 8.6.1 данного Положения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 30.05.2011 было назначено и проведено годовое общее собрание акционеров Общества, протокол которого составлен 01.06.2011, а решение о проведении собрания было принято советом директоров Общества 26.04.2011 (протокол от 26.04.2011 N 02/2011).
Следовательно, сообщение о дате закрытия реестра акционеров Общества перед годовым общим собранием акционеров как о существенном факте должно было быть опубликовано Обществом в ленте новостей в срок не позднее 27.04.2011 и на странице в сети Интернет - не позднее 28.04.2011, а сообщение о таком существенном факте подлежало раскрытию в ленте новостей в срок до 02.06.2011 и на странице в сети Интернет - до 03.06.2011. При этом текст указанных сообщений должен быть доступен на странице в сети Интернет до 28.10.2011 и до 03.12.2011 соответственно.
Одновременно сообщение о принятых решениях совета директоров Общества о подготовке и созыве годового общего собрания акционеров в 2011 году как о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента, должно было быть опубликовано в ленте новостей в срок не позднее 27.04.2011 и на странице в сети Интернет - не позднее 28.04.2011, а текст данного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в срок до 28.10.2011.
Между тем доступ к сообщениям о существенных фактах - о дате закрытия реестра акционеров Общества перед годовым общим собранием акционеров в 2011 году и о решениях годового общего собрания акционеров Общества, проведенного в 2011 году, был обеспечен им в сети Интернет 25.10.2011, соответствующие сообщения на странице сети Интернет были опубликованы им 24.10.2011; доступ к сообщению о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента, был обеспечен Обществом в сети Интернет 24.10.2011, сообщение на странице сети Интернет было опубликовано 24.10.2011.
Нарушение сроков раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах и сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, а также сроков опубликования указанных сообщений в ленте новостей, Обществом не оспаривается.
В силу статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом сроков раскрытия информации, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП.
Не оспаривая факта совершения правонарушения, Общество просило применить положения статьи 2.9 КоАП.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив характер правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП ввиду его малозначительности, поскольку оно посягает на порядок общественных отношений, возникающих в сфере предоставления информации на рынке ценных бумаг.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП, поскольку оно свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к своей публично-правовой обязанности по раскрытию информации в установленном порядке.
При этом суд отмечает, что оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда.
Последующее устранение выявленных правонарушений является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, но не ведет к отмене оспариваемого постановления административного органа.
С учетом приведенных положений иные обстоятельства, на которые Общество указывает в апелляционной жалобе (добровольное устранение последствий совершенного правонарушения до составления протокола, отсутствие обращений акционеров с соответствующими жалобами, а также отсутствие лица в штате Общества, располагающее соответствующими познаниями в области раскрытия информации) не свидетельствуют о том, что совершенное правонарушение не повлекло существенного вреда охраняемым правоотношениям в рассматриваемой сфере, а потому не могут быть приняты во внимание.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Регионального отделения не установлено. Обществом данный факт не оспаривается.
Постановление от 09.11.2011 вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП.
Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2012 по делу N А43-33841/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Выксалес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
...
Оценив характер правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП ввиду его малозначительности, поскольку оно посягает на порядок общественных отношений, возникающих в сфере предоставления информации на рынке ценных бумаг.
...
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП, поскольку оно свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к своей публично-правовой обязанности по раскрытию информации в установленном порядке.
...
Постановление от 09.11.2011 вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП.
Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП."
Номер дела в первой инстанции: А43-33841/2011
Истец: ОАО "Выксалес", ОАО Выксалес г. Выкса
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (РО ФСФР России в ПриФО) г. Н.Новгород