г. Пермь |
N 17АП-3164/2012-ГК |
28 апреля 2012 г. |
А50-25139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2012.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2012,
принятое судьей Елизаровой И.В.,
по делу N А50-25139/2011
по иску администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" (ИНН: 5918002628, ОГРН: 102590192085)
к ООО "Эльф" (ИНН: 5918002321, ОГРН: 1025901931428)
о взыскании долга, неустойки по договору аренды земельного участка,
при участии:
от истца: Шумкова О.Ю., доверенность от 23.03.2012,
от ответчика: Пирожникова А.И., доверенность от 01.05.2011,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" (истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "Эльф" (ответчик) о взыскании 367 466 руб. 63 коп. задолженности за период с 01.07.2011 по 31.12.2011, 11 758 руб. 93 коп. пени за период с 16.09.2011 по 18.11.2011 по договору аренды земельного участка от 01.06.2009 N 52.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2012 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 13 780 руб. долга за период с 01.07.2011 по 30.09.2011, 881 руб. 92 коп. неустойки за период с 16.09.2011 по 18.11.2011. Исковые требования о взыскании задолженности за период с 01.10.2011 по 31.12.2011 оставлены без рассмотрения. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом применен пункт 4 части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК), действие которого на отношения сторон не распространяется, так как они возникли до 01.01.2010, решением арбитражного суда от 14.12.2011 по делу N А50-18973/2011 с ответчика взыскана задолженность по тому же договору в размере, определенном исходя из пункта 9 части 1 статьи 1 названного Закона Пермского края, администрацией муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы о том, что истец неправильно толкует Закон Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, заключение государственно-правового управления законодательного собрания Пермского края от 10.05.2011 N 157, в 2010 году он рассчитывал арендную плату в размере, установленном пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК, администрацией муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" иных доказательств соблюдения претензионного порядка, кроме претензии от 10.11.2011 N 2320, содержащей указание на период задолженности с 01.07.2011 по 30.09.2011, не представлено.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 27.04.2012 отказано в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к делу приложенных к апелляционной жалобе решения Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по делу N А50-18973/2011, расчета арендной платы за землю на 2011 год от 01.03.2011 N 19, уведомления о вручении заказного письма от 04.03.2011, заключения государственно-правового управления законодательного собрания Пермского края от 10.05.2011 N 157, а также ходатайства ответчика о приобщении к делу локального сметного расчета на одноэтажное здание склада пиломатериалов от 01.04.2011, акта от 30.09.2011 N 2 о приемке выполненных работ, справки от 30.09.2011 N 2 о стоимости выполненных работ и затрат на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как лицами, участвующими в деле, не обоснована невозможность представления этих документов в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от них.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" (арендодатель) и ООО "Эльф" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 01.06.2009 N 52, по условиям которого (пункт 1.1) арендодатель, руководствуясь распоряжениями главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 02.03.2009 N 361-р, от 19.05.2009 N 1231-р, сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 32 226 кв. метров, расположенный по адресу: Пермский край, Лысьвенский район, Лысьвенское городское поселение, город Лысьва, ул. Орджоникидзе, 77, кадастровый номер - 59:09:0011801:246, категория земель - земли населенных пунктов, функциональное использование - земли под объектами промышленности, разрешенное использование - строительство зданий производственного назначения.
Договор заключен сроком на 5 лет (пункт 2.1 договора).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что расчет арендной платы составляется на основании постановления правительства Пермского края от 26.12.2008 N 802-П "О внесении изменений в постановление правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края"".
Арендная плата вносится арендатором в сроки: 10.04., 10.07., 10.10., 10.12. (пункт 3.3 договора).
Согласно пункту 3.4 договора размер арендной платы подлежит ежегодному пересмотру, в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий год и нормативными актами Пермского края. Новый размер арендной платы устанавливается с момента принятия соответствующего нормативного акта. При изменении арендной платы сторонами заключается дополнительное соглашение к договору об изменении арендной платы. Арендатору почтой заказным письмом с уведомлением отправляется новый расчет арендных платежей и проект дополнительного соглашения об изменении арендной платы. В случае неполучения арендодателем подписанного арендатором расчета арендных платежей и дополнительного соглашения в течение десяти дней с момента их вручения арендатору расчет арендных платежей считается принятым арендатором.
В соответствии с пунктом 6.2 договора в случае невнесения арендатором арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает арендодателю пени за каждый день просрочки в размере 0,1% от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период.
Споры, вытекающие из договора, рассматриваются с соблюдением претензионного порядка. Срок рассмотрения претензии 20 календарных дней с момента получения. В случае неурегулирования разногласий в претензионном порядке спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Пермского края (пункт 7.2 договора).
Объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 01.06.2009.
Государственная регистрация договора проведена 30.10.2009, о чем свидетельствует уведомление управления Росреестра по Пермскому краю от 30.10.2009 N 59-59-10/014/2009-219.
Администрацией муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" выданы арендатору разрешение на строительство одноэтажного производственного здания лесопильного цеха, общей площадью 864 кв. метра, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 77, от 23.03.2010 N RU59519000 сроком до 23.03.2011 и разрешение на строительство одноэтажного здания склада пиломатериалов, общей площадью 1 244 кв. метров, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Орджоникидзе, 77, от 10.12.2010 N RU59519000 сроком до 10.12.2011.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано 30.11.2010 право собственности ООО "Эльф" на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке, предоставленном в аренду, что подтверждается выпиской из указанного реестра от 09.11.2011 N 10/011/2011-825.
Арендатору вручена 15.11.2011 претензия комитета имущественных отношений администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" от 10.11.2011 N 2320, которая содержит требование о погашении задолженности в сумме 183 733 руб. 32 коп., образовавшейся за период с 01.07.2011 по 30.09.2011, и указание на обязанность уплатить пени в размере 11 758 руб. 93 коп. за период с 16.09.2011 по 18.11.2011.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" указала, что в результате нарушения ответчиком обязательства по своевременному внесению арендной платы образовалась задолженность по арендной плате и пени.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК установлен размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, - 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для строительства на нормативный срок строительства.
Исходя из части 2 статьи 4 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК его действие распространяется на отношения сторон с 01.01.2010.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 08.04.2009 N 5909/201/09-1897 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:09:0011801:246 составляет 18 373 331 руб. 64 коп.
Таким образом, размер арендной платы за 3 квартал 2011 года составляет 13 780 руб., размер предусмотренной пунктом 6.2 договора пени на эту сумму за период с 16.09.2011 по 18.11.2011 - 881 руб. 92 коп.
Претензионный порядок урегулирования спора о взыскании арендной платы в сумме 183 733 руб. 31 коп. за 4 квартал 2011 года не соблюден. Претензия от 10.11.2011 N 2320 содержит только требование о погашении долга в сумме 183 733 руб. 32 коп. за 3 квартал 2011 года.
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования в части взыскания 13 780 руб. долга, 881 руб. 92 коп. пени, иск в части взыскания 183 733 руб. 31 коп. долга оставлен без рассмотрения, в удовлетворении остальной части иска отказано.
На основании изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонены судом апелляционной инстанции.
Оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда от 16.02.2012 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поэтому государственная пошлина, уплачиваемая при подаче апелляционной жалобы, не взыскивается с нее.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2012 по делу N А50-25139/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК установлен размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, - 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для строительства на нормативный срок строительства.
Исходя из части 2 статьи 4 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК его действие распространяется на отношения сторон с 01.01.2010.
...
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А50-25139/2011
Истец: Администрация Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район"
Ответчик: ООО "Эльф"