г.Самара |
|
27 апреля 2012 г. |
А72-309/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ОАО "Ульяновскнефть" - представителя Вяткина Ю.И. (доверенность от 27 января 2012 года N 15/12),
от Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области - представителя Алкаревой К.А. (доверенность от 19 апреля 2012 года N 06-13/1708)
от заинтересованных лиц: государственный инспектор РФ по охране природы Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела экологического контроля Абдулмянов Р.Р. - не явился, извещен надлежащим образом,
прокуратуры Радищевского района Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2012 года апелляционную жалобу ОАО "Ульяновскнефть"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 марта 2012 года по делу N А72-309/2012, судья Каданцев Ю.А., принятое по заявлению ОАО "Ульяновскнефть" (ИНН 7313000026, ОГРН 1027300869848), г.Ульяновск, к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, г.Ульяновск, заинтересованные лица: государственный инспектор РФ по охране природы Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела экологического контроля Абдулмянов Руслан Рафикович, г.Ульяновск, прокуратура Радищевского района Ульяновской области, Ульяновская область, р.п.Радищево,
о признании незаконным и отмене постановления от 27 декабря 2011 года N 169 по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) от 27 декабря 2011 года N 169 по делу об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением суда от 24 января 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственный инспектор РФ по охране природы Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела экологического контроля Абдулмянов Руслан Рафикович, прокуратура Радищевского района Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Ульяновскнефть" отказано на том основании, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, оснований для признания правонарушения малозначительным не усмотрено.
В апелляционной жалобе ОАО "Ульяновскнефть" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения, нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие прокурора, государственного инспектора РФ по охране природы Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "Ульяновскнефть" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявления.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Радищевского района Ульяновской области в ходе проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ОАО "Ульяновскнефть" на участке по закачке пластовой воды скважины N 47 Володарского месторождения промплощадки ОАО "Ульяновскнефть" в Радищевском районе произведен осмотр установки предварительного сброса воды в скважину. Эта установка состоит из двух резервуаров, в которые поступает пластовая вода с содержанием нефти для отделения отходов нефтепродуктов в металлические бочки. Данные бочки размещены на грунте, не имеющем водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, под резервуарами. Грунт вокруг резервуаров и бочек загрязнен нефтепродуктами.
Описанный процесс накопления отходов нефтепродуктов (отход III класса опасности) в емкости не отвечает требованиям по ликвидации аварий при обращении с отходами, а именно п.4 таблицы 2.18 "Противоаварийные мероприятия и меры по ликвидации аварий при обращении с отходами" проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "Ульяновскнефть" (промплощадки в Радищевском районе Ульяновской области), согласно которому в целях предупреждения аварийных ситуаций и разливов отходов нефтепродуктов на грунт необходимо устанавливать указанные емкости на металлических поддонах.
Кроме того, на указанный вид отходов - прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланца и торфа (отход III класса опасности) - ОАО "Ульяновскнефть" имеет паспорт опасного отхода, согласованный Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора.
Согласно свидетельству о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выданному Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора, данный вид отхода образуется в результате отделения подтоварной воды от нефти.
В связи с изложенным 22 декабря 2011 года прокурором Радищевского района Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Ульяновскнефть", которое направлено в Управление Росприроднадзора для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением Управления Росприроднадзора от 27 декабря 2011 года N 169 ОАО "Ульяновскнефть" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу абз.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должен соблюдаться ряд условий, одним из которых является условие о том, что поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Данные требования заявителем не выполнены. Между тем пункт 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 в данном случае подлежит применению, так как заявитель не представил доказательств того, что бочки для хранения пластовой воды не являются герметичными.
На вышеуказанный вид отходов - прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланца и торфа (отход Ш класса опасности) у ОАО "Ульяновскнефть" имеется паспорт опасного отхода (т.1, л.д.103). В свидетельстве о классе опасности отхода для окружающей природной среды (т.1, л.д.102) указано, что данный вид отхода образуется в результате отделения подтоварной воды от нефти и состоит из воды - 68%, масел минеральных нефтяных - 24%, взвешенных веществ - 8%.
В ходе проверки, проведенной в отношении заявителя, было выявлено, что бочки для подтоварной воды, содержащей нефтепродукты, размещены на грунте, не имеющем водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, под резервуарами, что повлекло загрязнение грунта вокруг бочек отходами нефтепродуктов, образованными в процессе их отделения от воды.
Материалами дела подтвержден факт несоблюдения обществом санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина данного юридического лица выражается в его бездействии, выразившемся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. ОАО "Ульяновскнефть", несмотря на имеющуюся у него возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей, не исполнило возложенную на него законом обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Материалы дела подтверждают ненадлежащее исполнение обществом законодательства в области охраны окружающей среды.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснениям, данным в п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области охраны окружающей среды, представляя серьезную угрозу существующей экосистеме, с причинением негативных последствий в виде загрязнения почвы.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае также заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством, в сфере обеспечения защиты окружающей среды.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о герметичности металлических бочек для отходов нефтепродуктов несостоятельны, опровергаются результатами прокурорской проверки, проведенной совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора. Факт загрязнения грунта вокруг резервуаров и бочек установлен материалами проверки. При этом данные обстоятельства не опровергнуты надлежащими доказательствами.
Представленное заявителем экспертное заключение по вопросу отнесения пластовых вод к отходам производств в нефтедобывающей промышленности, выполненное ФГУП НИЦ "Экобезопасность", не принимается, поскольку оно не опровергает выводов административного органа о загрязнении соответствующей территории продуктами отходов нефти, образующихся в результате отделения от нефти подтоварной воды, которая, как указано выше, состоит из воды - на 68%, масел минеральных нефтяных - на 24%, взвешенных веществ - на 8%.
Кроме того, этим экспертным заключением также признается наличие в подтоварной воде, которая находится в используемых обществом емкостях, нефти и загрязнений.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 12 марта 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Исходя из ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 марта 2012 года по делу N А72-309/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Ульяновскнефть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вина данного юридического лица выражается в его бездействии, выразившемся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. ОАО "Ульяновскнефть", несмотря на имеющуюся у него возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей, не исполнило возложенную на него законом обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
...
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснениям, данным в п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
...
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А72-309/2012
Истец: ОАО "Ульяновскнефть"
Ответчик: Государственный инспектор РФ по охране природы по Ульяновской области Абдулмянов Руслан Рафикович, Государственный инспектор РФ по охране природы по Ульяновской области, ведущий специалист-эксперт отдела экологического контроля Абдулмянов Р. Р., Управление службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области
Третье лицо: Прокуратура Радищевского района Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3855/12