г. Чита |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А19-19628/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Ошировой Л.В., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Горловой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 марта 2012 года по делу N А19-19628/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" (ИНН 3823017439, ОГРН 1053847018499, юридический адрес: Иркутская область, г. Братск, промплощадка ОАО "БрАЗ",) к Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Горького, 31) о взыскании 966 440,09 руб., третьи лица - Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (ИНН 3818023331, ОГРН 1083818000078, юридический адрес: Иркутская область, г. Усть-Кут, пер. Энергетический, 1), Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а) (суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к агентству лесного хозяйства Иркутской области о взыскании неосновательного обогащения в размере 823 450,08 руб., выразившегося в переплате арендной платы по договору аренды участка лесного фонда N 5 от 19.12.2006, приведённому в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 24.12.2008 под N 20/08, за период с 2008 года по 2010 год, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 173 786,30 руб. за период с 22.08.2008 по 22.02.2012.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5.03.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Иркутской области в лице агентства лесного хозяйства Иркутской области за счёт средств областной казны взыскано 666 415,57 руб. неосновательного обогащения, выразившегося в переплате арендной платы по договору аренды лесного участка N 20/08 от 24.12.2008 за период с 2008 года по 2010 год включительно, 113 695,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, агентство лесного хозяйства Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что договор аренды лесного участка N 5 между федеральным государственным учреждением "Марковский лесхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" был заключён 19.12.2006 по результатам лесного аукциона. Арендатор в соответствии с условиями договора обязался вносить арендную плату на 11% выше установленного размера. Арендная плата в части, превышающей минимальный размер, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Договор аренды лесного участка N 5 от 19.12.2006, заключённый с истцом, был приведён в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 24.12.2008, арендная плата была установлена в твёрдом размере. Таким образом, арендатор с момента приведения договора аренды земельного участка в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации обязан вносить арендную плату в размере, установленном договором аренды.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: 19.12.2006 агентство лесного хозяйства Иркутской области провело открытый лесной конкурс, по результатам которого победителем было признано общество с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС". В соответствии с пунктом 2.1 протокола результатов лесного конкурса N 28 от 19.12.2006 общество с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" обязалось вносить арендную плату на 11% выше установленного ежегодного размера, что составляет 969 918 руб. в год. Арендная плата вносится до 15 числа в первый месяц квартала. Начальная цена установлена на основе действующих на момент подписания протокола ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и составляет 873 800 руб. в год.
19.12.2006 между федеральным государственным учреждением "Марковский лесхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" был заключён договор на аренду участка лесного фонда, в соответствии с условиями которого истец принял в долгосрочное возмездное пользование сроком на 25 лет участок лесного фонда площадью 11 750 га, расположенный на территории федерального государственного учреждения "Марковский лесхоз" в границах Усть-Кутского административного района Иркутской области в лесах 3 группы Борисовского лесничества в составе кварталов: N N 213, 214; Марковского лесничества в составе кварталов: NN 481-484, 488-491, 494-496. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 23.01.2007 за N38-38-14/001/2007-012.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 договора арендная плата на момент его подписания устанавливается в размере 969 918 руб. в год и вносится ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
8.12.2008 агентством лесного хозяйства Иркутской области издан приказ N 1207-апр "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС".
С учетом статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" N 201-ФЗ от 4.12.2006 договор от 19.12.2006 приведён в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путём его перезаключения между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" за N 20/08 от 24.12.2008.
По условиям договора от 24.12.2008 общество с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" приняло во временное возмездное пользование лесной участок площадью 11 750 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, Усть-Кутское лесничество (ранее - федеральное государственное учреждение "Марковский лесхоз"), эксплуатационные леса: Борисовское участковое лесничество, "Борисовская дача", кварталы N N 213, 214; Марковское участковое лесничество, "Марковская дача", кварталы N N 481-484, 488-491, 494-496.
Договор аренды лесного участка N 20/08 от 24.12.2008 заключён на срок с 23.01.2007 по 23.01.2032 и зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 3.02.2009 за N 38-38-14/001/2009-76.
Истец в обоснование исковых требований указал, что в период с 2008 по 2010 год общество с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" произвело переплату арендной платы в доход субъекта Российской Федерации по договору аренды участка лесного фонда N 20/08 от 24.12.2008, которая рассчитана арендодателем с учётом коэффициента 2 на основании не подлежащего применению приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" в размере 823 450,08 руб., вследствие чего ответчик получил неосновательное обогащение за счёт истца. На сумму неосновательного обогащения истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 22.08.2008 по 22.02.2012 в размере 173 786,30 руб.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения в сумме 172 596,50 руб. по платёжному поручению N 19 от 22.08.2008, просил отказать в удовлетворении исковых требований в данной части. Представил контррасчёт, согласно которому сумма денежных средств, поступивших в бюджет Иркутской области в части, превышающей размер (сумму) конкурсной надбавки в 2008-2010 годах, составила 648 813,57 руб.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично со ссылкой на положения статей 424, 1102, 1105, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 57 Бюджетного кодекса, постановление Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". При этом суд пришёл к выводу, что у ответчика отсутствовала обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимального размера арендной платы в бюджет субъекта Российской Федерации, кроме суммы в размере 11% от минимального размера арендной платы. Переплата в бюджет субъекта Российской Федерации составила 666 415,57 руб., что является неосновательным обогащением ответчика.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на того государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В силу указанных норм Гражданского кодекса и Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой, в связи с чем при её определении должны использоваться ставки и коэффициенты, установленные уполномоченными органами.
Как указано выше, 19.12.2006 между федеральным государственным учреждением "Марковский лесхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" был заключён договор на аренду участка лесного фонда, в соответствии с условиями которого истец принял в долгосрочное возмездное пользование сроком на 25 лет участок лесного фонда площадью 11 750 га, расположенный на территории федерального государственного учреждения "Марковский лесхоз" в границах Усть-Кутского административного района Иркутской области в лесах 3 группы Борисовского лесничества в составе кварталов: N N 213, 214; Марковского лесничества в составе кварталов: NN 481-484, 488-491, 494-496.
На основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области N 1207-апр от 8.12.2008 "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" договор от 19.12.2006 приведён в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путём его перезаключения между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и обществом с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" за N 20/08 от 24.12.2008.
Согласно пунктам 5 и 6 договора арендная плата по настоящему договору составляет 1 256 276 руб. в год и вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала.
Размер арендной платы в соответствии с пунктом 7 договора подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или порядка расчёта арендной платы, минимального размера арендной платы, в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчёт в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора, заключение дополнительного соглашения не требуется.
Согласно приложению N 6 к договору арендная плата составляет 1 256 276 руб. в год, из которых: 565 890 руб. подлежит перечислению в федеральный бюджет, 690 386 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно расчёту Усть-Кутского лесничества арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ОКМА-ЛЕС" на 2008, 2009, 2010 года (т.1 л.133-138) расчёт арендной платы произведён с применением повышающего коэффициента 2,0 в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
В силу пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации после введения в действие данного кодекса органом, уполномоченным устанавливать ставки платы за использование участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является Правительство Российской Федерации. Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации с указанного момента утратило полномочия по определению указанных ставок, в связи с чем приказ данного органа N 225 от 14.09.2005, предусматривающий корректирующий коэффициент 2,0 для Иркутской области, при расчёте ответчиком арендной платы применению не подлежал. Кроме того, полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации N 314 от 24.05.2007 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Истцом за период с 2008 по 2010 год по договору аренды было перечислено 1 026 472,24 руб., в том числе платёжными поручениями N 19 от 22.08.2008 сумму 172 596 руб., N 86 от 29.09.2009 сумму 517 790 руб., N 74 от 29.09.2009 сумму 195 111,28 руб., N 11 от 30.03.2011 сумму 105 550,50 руб., N 12 от 30.03.2011 сумму 35 424,46 руб.
Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд применил срок исковой давности по платёжному поручению N 19 от 22.08.2008 на сумму 172 596 руб., из них 15 561,98 руб. конкурсная надбавка - 11%.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о неправомерном применении при расчёте ответчиком арендной платы на 2008-2010 годы коэффициента 2, в связи с чем истцом излишне уплачено в бюджет Иркутской области 666 415,57 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Поскольку доказательства возврата излишне перечисленной истцом суммы арендной платы в материалах дела отсутствуют, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования с учётом применения срока исковой давности по платёжному поручению N 19 от 22.08.2008.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что арендатор с момента приведения договора аренды земельного участка в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации обязан вносить арендную плату в размере, установленном договором аренды, подлежат отклонению.
Исходя из положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей полномочия Правительства Российской Федерации по установлению ставок платы за аренду лесных участков, по договору аренды лесных участков цена устанавливается уполномоченным органом и является регулируемой.
В соответствии с абзацем 6 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является неналоговым доходом бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах взыскание с Иркутской области в лице агентства лесного хозяйства Иркутской области за счёт средств областной казны неосновательного обогащения произведено правомерно.
В соответствии с требованиями статей 395 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом обоснованно заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции, не согласившись с произведённым истцом расчётом процентов за пользование чужими денежными средствами, произвел свой расчёт. Суд апелляционной инстанции с расчётом суда первой инстанции согласен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 марта 2012 года по делу N А19-19628/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
Л.В.Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации после введения в действие данного кодекса органом, уполномоченным устанавливать ставки платы за использование участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является Правительство Российской Федерации. Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации с указанного момента утратило полномочия по определению указанных ставок, в связи с чем приказ данного органа N 225 от 14.09.2005, предусматривающий корректирующий коэффициент 2,0 для Иркутской области, при расчёте ответчиком арендной платы применению не подлежал. Кроме того, полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации N 314 от 24.05.2007 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
...
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что арендатор с момента приведения договора аренды земельного участка в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации обязан вносить арендную плату в размере, установленном договором аренды, подлежат отклонению.
Исходя из положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей полномочия Правительства Российской Федерации по установлению ставок платы за аренду лесных участков, по договору аренды лесных участков цена устанавливается уполномоченным органом и является регулируемой.
В соответствии с абзацем 6 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является неналоговым доходом бюджета субъекта Российской Федерации.
...
В соответствии с требованиями статей 395 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом обоснованно заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами."
Номер дела в первой инстанции: А19-19628/2011
Истец: ООО "ОКМА-ЛЕС"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1432/12