г. Киров |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А29-10129/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитет лесов Республики Коми
на Решениерешение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2012 по делу N А29-10129/2011, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН 1101462123, ОГРН 1071101000233) в лице государственного учреждения "Усинское лесничество" (ИНН 1106001398, ОГРН 1021100897740)
к открытому акционерному обществу "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785),
о взыскании ущерба,
установил:
Комитет лесов Республики Коми в лице государственного учреждения "Усинское лесничество" (далее - Комитет лесов РК, истец, заявитель) обратился с иском в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада", ответчик) о взыскании ущерба, причиненного самовольным использованием лесов в сумме 20 233 рубля.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2012 Комитету лесов РК отказано в удовлетворении исковых требований.
Комитет лесов РК с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2012 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции от 27.01.2012 является незаконным и необоснованным, так как принято при неправильном применении норм материального права, а именно, неправильного истолкования закона. Ссылаясь на нормы действующего гражданского законодательства, в частности на статьи 431, 450, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель делает вывод, что договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры за N С0990530/89/10-АЗ прекратил свое действие с 30.06.2011. Кроме этого заявитель указывает, что разработанный ОАО "МРСК Северо-Запада" проект освоения лесов прошел государственную экспертизу (заключение N 1213-ЛЗ, утвержденное Приказом Комитета лесов РК от 27.06.2011), согласно которого так же установлен срок использования лесов - по 29.06.2011. Также заявитель указывает, что ответчик подал лесную декларацию о том, что с 01.01.2011 по 27.06.2011 использует лесные участки для строительства одной двухцепной ВЛ-35 кВ от приемного портала ПС 220/35/6кВ "Промысловая" до точки врезки в существующую двух цепную ВЛ-35кВ N 31, 32. По истечении указанного периода, по мнению заявителя, ответчик продолжил использовать земельные участки в отсутствие лесной декларации, то есть с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации, что привело к самовольному использованию лесов.
ОАО "МРСК Северо-Запада" отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.09.2010 между Комитетом лесов РК (арендодатель) и ОАО "МРСК Северо-Запада" (арендатор) заключен договор N С0990530/89/10-АЗ аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (далее - договор аренды) (л.д. 19-28).
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного Кодекса Российской Федерации в соответствии с приказом Комитета лесов РК от 23.05.2010 N 603-АР передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) - часть единого землепользования (лесной участок для ведения лесного хозяйства площадью 2968400 га, с кадастровым номером 11:15:00 00 000:0022) (далее - лесной участок), расположенного по адресу: Республика Коми, Усинский район, Усинское лесничество, Усинское участковое лесничество квартал N 514, во временное пользование (аренду).
В силу пункта 1.3. договора аренды, лесной участок предоставляется для целей строительства одной двухцепной ВЛ-35кВ от приемного портала ПС 220/35/6кВ "Промысловая" до точки врезки в существующую двух цепную ВЛ-35кВ N 31, 32.
В соответствии с пунктом 1.4 договора аренды общая площадь лесного участка: 10,991 га.
Пунктом 3.1. договора аренды, срок действия настоящего договора установлен с 23.08.2010 по 29.06.2011.
Пункт 6.3.1 договора аренды закрепляет право арендатора заключить по истечении срока действия настоящего договора новый договор на согласованных сторонами условиях, по письменному заявлению арендатора, направленного арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия настоящего договора. Данное право арендатора может быть реализовано при наличии документации, разрешающей дальнейшее использование недр (лицензия на недропользование) и другие документы в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 10.1 договора аренды лесного участка прекращается по истечении срока действия настоящего договора.
Письмом N 54-112/2048 от 30.06.2011 ОАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Комитет лесов РК с просьбой выдать разрешение на производство биологической рекультивации до 31.07.2011 на лесном участке без продления спорного договора аренды (л.д. 51).
15.08.2011 Комитет лесов РК направил в адрес ответчика извещение о предстоящей проверке спорного лесного участка (л.д. 4-5), по результатам проведения которой 23.09.2011 составлен акт N 13 проверки соблюдения требований законодательства в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов (л.д. 6).
05.10.2011 Комитетом лесов РК составлен акт о лесонарушении N 7 с указанием суммы ущерба по акту в размере 20 233 рубля (л.д. 9).
11.10.2011 Комитет лесов РК направил в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада" претензионное письмо с требованием оплатить ущерб за самовольное использование лесов в сумме 20 233 рубля (л.д. 12-14).
Отсутствие ответа на претензионное письмо послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В силу положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования условий договора аренды, согласованных в пунктах 3.1, 6.3.1, 10.1 этого договора, апелляционный суд считает, что при заключении договора воля сторон была направлена на прекращение арендных отношений по истечении срока действия договора.
Таким образом, апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что договор аренды в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации пролонгирован на неопределенный срок и, соответственно, не может согласиться с тем, что факт занятия спорного земельного участка подтвержден договором аренды.
В силу пункта 4 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В статьях 1 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования лесов.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Возмещение причиненного вреда, осуществляется по правилам, установленным статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Возложение обязанности по возмещению вреда, причиненного лесам, может быть обусловлено, в том числе, самовольным использованием участка.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, вред, причиненный лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, представляет собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.
Пунктом 4 приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" установлена такса для исчисления размера ущерба причиненного лесам, вследствие самовольного использования лесов, равная 5-кратному размеру годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" по Республике Коми установлена ставка арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в размере 3 473 рубля 22 копейки, а также установлены применяемые коэффициенты, в том числе коэффициенты, учитывающие категорию защитности лесов, приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, площадь лесного участка,
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт использования ответчиком лесного участка (в частности, ввод в эксплуатацию объекта осуществлен только 18.01.2012) при отсутствии оформленного в установленном порядке права аренды земельного участка, апелляционный суд считает требования истца о взыскании 20 233 рублей ущерба, причиненного самовольным использованием лесов, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2012 подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2012 по делу N А29-10129/2011 отменить.
Исковые требования Комитета лесов Республики Коми в лице государственного учреждения "Усинское лесничество" удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" в пользу Комитета лесов Республики Коми в лице государственного учреждения "Усинское лесничество" 20 233 рублей в возмещение ущерба, причиненного самовольным использованием лесного участка.
Взыскать с открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по делу и 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, вред, причиненный лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, представляет собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.
Пунктом 4 приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" установлена такса для исчисления размера ущерба причиненного лесам, вследствие самовольного использования лесов, равная 5-кратному размеру годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" по Республике Коми установлена ставка арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в размере 3 473 рубля 22 копейки, а также установлены применяемые коэффициенты, в том числе коэффициенты, учитывающие категорию защитности лесов, приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, площадь лесного участка,"
Номер дела в первой инстанции: А29-10129/2011
Истец: ГУ Усинское лесничество, Комитет лесов Республики Коми, Комитет лесов РК
Ответчик: ОАО МРСК Северо-Запада Директор производственного отделения Печорские электрические сети филиала ОАО МРСК Северо-Запада Комиэнерго