г. Пермь |
N 17АП-3159/2012-АК |
28 апреля 2012 г. |
А71-10996/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В, Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Первый ресторатор") (ОГРН 1101841007531, ИНН 1841015173): Черных С.Н., представитель по доверенности от 21.09.2011, Серяков М.А., генеральный директор, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике) (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): извещено надлежащим образом, представители не явились;
от третьих лиц (1. Радченко Д.В., 2. ИП Низамов Ф.А., 3. Ижевская городская общественная организация "Совет женщин г. Ижевска", 4. Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска, 5. Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска): 2. Низамов Ф.А., предъявлен паспорт; остальные участники спора извещены надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года
по делу N А71-10996/2011, принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Первый ресторатор"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
с участием третьих лиц: Радченко Д.В., индивидуальный предприниматель Низамов Ф.А., Ижевская городская общественная организация "Совет женщин г. Ижевска", Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска,
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Первый ресторатор" (далее - ООО "Первый ресторатор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями к Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, антимонопольным орган) о признании недействительными решения и предписания от 14.09.2011 N СЮ04-03/2011-62Р.
Решением арбитражного суда от 20.02.2012 (резолютивная часть решения оглашена 15.02.2012) заявленные требования удовлетворены, оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа признаны недействительными.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как несоответствующее требованиям законодательства, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о том, что факт нарушения законодательства о рекламе установлен антимонопольным органом, информация "пицца МАФИЯ", размещенная с помощью световых коробов на фасаде пиццерий является рекламой и не подпадает под понятие "вывеска".
По мнению антимонопольного органа, несоответствие данной рекламы требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" может быть установлено и без привлечения специалистов, обладающих специальными познаниями ввиду четко выраженного буквального смысла слова "мафия" и образов, возникающих при использовании данного слова.
Общество не согласно с доводами апелляционной жалобы, возражения на жалобу приведены в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующий в заседании суда апелляционной инстанции Низамов Ф.А. (третье лицо) поддержал позицию заявителя по делу.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Радченко Д.В., Ижевская городская общественная организация "Совет женщин г. Ижевска", Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г.Ижевска, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по факту поступивших в антимонопольный орган заявлений гражданина Радченко Д.В., Ижевской городской общественной организации "Совет женщин г. Ижевска" о размещении на зданиях кафе-пиццерий в г. Ижевске вывески под названием "МАФИЯ" Управлением проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлено наличие на зданиях кафе-пиццерий, расположенных по адресам: г. Ижевск, ул. Ленина, д.136а, г. Ижевск, ул. Кирова, д.3а крышных конструкций, содержащих название "пицца МАФИЯ".
По факту использования слова "мафия" в наименовании кафе-пиццерий Управлением в отношении ИП Низамова Ф.А. и ООО "Первый ресторатор" возбуждены дела по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", которые объединены с присвоением N СЮ04-03/2011-62Р (т.1 л.д. 103, 106, 126).
При проведении контрольных мероприятий установлено, что торговую деятельность в данных кафе осуществляет ИП Низамов Ф.А.; согласно договору от 23.03.2011 N 7/М заказчиком изготовления световых коробов "МАФИЯ" является ООО "Первый ресторатор", в связи с чем последний определен антимонопольным органом в качестве рекламодателя.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение по делу N СЮ04-03/2011-62Р от 14.09.2011, которым реклама "пицца МАФИЯ", содержащая непристойное слово "МАФИЯ", размещенная с помощью световых коробов на зданиях кафе-пиццерий по указанным адресам признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" (т.1, л.д. 14-28).
На основании указанного решения Управлением вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которым ООО "Первый ресторатор" предписано в срок до 30.09.2011 прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение на зданиях кафе-пиццерий, расположенных по указанным адресам рекламы "пицца МАФИЯ", содержащей непристойное слово "МАФИЯ" (л.д.29).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности нарушения заявителем законодательства о рекламе, обозначение "пицца МАФИЯ" не является рекламой.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими представленным в материалы дела доказательствам и действующему законодательству в связи со следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из анализа данной нормы права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Положения закона о рекламе не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п.5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).
В соответствии с п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно разъяснением Федеральной антимонопольной службы, содержащимся в письме от 23.07.2009 N АЦ/24234 "О разграничении понятий рекламы и вывеска" размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, может быть признано обычаем делового оборота.
Согласно правовой позиции ВАС Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 20.10.2011 N 7517/11 для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а согласно статье 10 названного Закона изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Как установлено судом по материалам дела, крышные конструкции, содержащих название "пицца МАФИЯ", расположены на зданиях кафе-пиццерий.
С учетом размещения конструкций на зданиях, где осуществляется изготовление и реализация пиццы, а не в ином месте, руководствуясь вышеуказанными нормами права и позицией Федеральной антимонопольной службы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данная информация не является рекламой, служит целям индивидуализации торгового объекта и реализации права организации на коммерческое обозначение (независимо от манеры исполнения указанного обозначения). В данном случае информация не предназначена для привлечения внимания неопределенного круга лиц к хозяйствующему субъекту и его товарам, идеям и начинаниям, а лишь информирует о местонахождении хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по продаже пиццы и направлена на возможность обнаружения кафе-пиццерий.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно признал выводы антимонопольного органа, признавшего рассматриваемую информацию рекламной, не соответствующими требованиям Закона о рекламе.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными доводы антимонопольного органа о том, что словосочетание "пицца МАФИЯ" содержит непристойное слово ввиду четко выраженного буквального смысла слова "мафия" и образов, возникающих при использовании данного слова.
Позиция антимонопольного органа о том, что используемое в рассматриваемой информации слово "мафия" является непристойным не подтверждена надлежащими доказательствами, оценка данному понятию дана исключительно исходя из теоретических данных об исторических сведениях и сведениях в области криминалистики.
Судом первой инстанции для исследования вопроса о наличии в словосочетании "пицца Мафия" бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, что является одним из запретов, предъявляемых к требованиям о рекламе, содержащихся в ч.6 ст.5 Законе о рекламе, назначена лингвистическая экспертиза, проведение которой поручено кандидату философских наук, доценту кафедры лингвистики Ижевского государственного технического университета Некипеловой И.М.
По результатам проведения лингвистической экспертизы вынесено заключение от 20.01.2012. Согласно выводам эксперта в результате проведения многоаспектного лингвотекстуального анализа образования "пицца МАФИЯ" следует констатировать лингвистический факт отсутствия в искомом обозначении бранных слов, непристойных и оскорбительных образов (т.2 л.д. 36).
Вывод эксперта сделан на основе данных лингвистических и прочих словарей, мнения ученых в предметной области, употребление в текстах разных стилей и языковой компетенции.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по установленным правилам, суд апелляционной инстанции считает недоказанным факт нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Поскольку Управлением не доказаны основания для вынесения оспариваемых решения и предписания, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал акты антимонопольного органа недействительными.
Таким образом оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной инстанции не имеется жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года по делу N А71-10996/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции ВАС Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 20.10.2011 N 7517/11 для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а согласно статье 10 названного Закона изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
...
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно признал выводы антимонопольного органа, признавшего рассматриваемую информацию рекламной, не соответствующими требованиям Закона о рекламе.
...
Судом первой инстанции для исследования вопроса о наличии в словосочетании "пицца Мафия" бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, что является одним из запретов, предъявляемых к требованиям о рекламе, содержащихся в ч.6 ст.5 Законе о рекламе, назначена лингвистическая экспертиза, проведение которой поручено кандидату философских наук, доценту кафедры лингвистики Ижевского государственного технического университета Некипеловой И.М.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства по установленным правилам, суд апелляционной инстанции считает недоказанным факт нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе."
Номер дела в первой инстанции: А71-10996/2011
Истец: ООО "Первый ресторатор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, Ижевская городская общественная организация "Совет женщин г. Ижевска", ИП Назимов Фируз Абдуллович, Низамов Ф. А., Радченко Дмитрий Викторович, Управление по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5931/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15691/12
13.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15691/12
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5931/12
28.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3159/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10996/11