Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 августа 2007 г. N КА-А40/7513-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2007 г.
ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК, Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 25.12.06 N 142 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год, которым ОАО "МОЭСК" на основании п. 2 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации было отказано в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также отказано в уменьшении налоговой обязанности по платежам в бюджет по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2005 год в сумме 357393739 руб. и, соответственно, доначислен (восстановлен) излишне уменьшенный по указанной декларации налог на прибыль (в Федеральный бюджет - 96794138 руб.; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 260599601 руб.).
ОАО "МОЭСК" было также предложено внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.07 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.07 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит об отмене постановления суда, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением закона.
Выслушав представителей Общества, поддержавших доводы жалобы, представителей Инспекции, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебном акте и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 1 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, связанным с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг) и подлежащим учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся, в том числе, и суммы начисленной амортизации.
ОАО "МОЭСК" в 2005 году, согласно Приказу об учетной политике, применялся линейный метод начисления амортизации по амортизируемому имуществу. При таком методе сумма амортизационных отчислений, в соответствии с п. 4 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной в отношении данного объекта.
В целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации, первоначальной стоимостью основного средства признается сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Иные способы оценки принимаемой в целях налогообложения стоимости основных средств, налоговым законодательством не предусмотрены, за исключением безвозмездно полученных основных средств.
При получении основных средств безвозмездно оценка доходов (первоначальной стоимости) осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок определения стоимости амортизируемого имущества.
Под амортизацией в налоговом учете понимается процесс отнесения на расходы стоимости основных средств, сформированной с учетом затрат на их приобретение (в случае, если основное средство получено безвозмездно, как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации), сооружение, изготовление, доставку и доведения до состояния в котором оно может быть использовано.
Данное понятие следует из ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, порядок определения стоимости амортизируемого имущества, установленный данной статьей до и после вступления в силу с 01.01.2005 года положений Федерального закона N 58-ФЗ оставался неизменным для любого субъекта налоговых правоотношений независимо от формы и способов его создания и принятия на баланс амортизируемого имущества (за исключением безвозмездной передачи).
При этом безвозмездно переданным имущество в результате реорганизации не является, так как помимо прав по разделительному балансу переходит также и соответствующая часть обязанностей.
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) - в ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения - статья была дополнена п. 2.1.
Согласно п. 2.1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации расходами вновь созданных реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.
Суд апелляционной инстанции правомерно применил эту норму закона, согласившись с позицией налогового органа об отсутствии у заявителя оснований для перерасчета стоимости амортизируемого имущества по данным разделительного баланса.
Являются ошибочными доводы заявителя о том, что положения Федерального закона N 58-ФЗ на него не распространяются, так как, по его мнению, до вступления в силу Федерального закона N 58-ФЗ глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не содержала нормы, устанавливающей порядок определения стоимости имущества, переданного при реорганизации; правоотношения по реорганизации возникли в 2004 году, тогда как Федеральный закон N 58-ФЗ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 - следовательно, данный закон не подлежит применению; положения Федерального закона N 58-ФЗ о порядке вступления в силу положений с 01.01.2005 года прямо противоречат ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации; правовая позиция Заявителя не противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль (ст.ст. 285, 313, 315 Налогового кодекса Российской Федерации); у Заявителя отсутствовала обязанность определить стоимость передаваемого имущества с целью ведения налогового учета - Общество вправе определить такую стоимость на основании данных разделительного баланса.
Судом установлено, что заявитель был создан 01.04.05 (день его государственной регистрации).
Положения Федерального закона N 58-ФЗ вступили в силу с 01.01.05 и подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации:
- акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
- акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
- Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Анализ п. 2.1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что новые налоги и сборы им не устанавливаются, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов также - не устанавливаются.
В соответствии со ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Поскольку положения Федерального закона N 58-ФЗ не были признаны в установленном законом порядке не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации - они подлежат обязательному применению.
С учетом того, что Федеральный закон N 58-ФЗ был опубликован 14.06.2005 в "Российской газете" N 125, его положения вступили в силу с 14.07.2005.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона N 58-ФЗ, изменения, внесенные в ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.
В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Согласно ст. 315 Налогового кодекса Российской Федерации расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
В представленной для проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 2005 год истец произвел перерасчет стоимости амортизируемого имущества, ранее исчисленного исходя из данных налогового учета передающей стороны.
Правильно применив нормы налогового законодательства, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о законности решения Инспекции.
Ссылка заявителя на гражданское законодательство и Методические указания N 44н, устанавливающие правила бухгалтерского учета, неправомерна, так как порядок учета стоимости имущества в целях налогообложения установлен ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных обстоятельств сумма налога, уплаченная по данным налогового учета за период 2005 года в размере 357393739 руб., не является излишне уплаченной.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены постановления, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.07 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2007 г. N КА-А40/7513-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании