г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А42-3802/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Блинов Е.И. - доверенность от 26.12.2011
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4687/2012) федерального казенного учреждения "Войсковая часть 62834" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.01.2012 по делу N А42-3802/2011 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области
к федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 62834"
о взыскании 3795473 руб. 71 коп.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области (ОГРН 1045100180388; место нахождения: г. Мурманск, Кольский пр., д. 24) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением (с учетом уточнения требований) к федеральному государственному учреждению "Войсковая часть 62834" о взыскании 3795473 руб. 71 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 и 2011 годы.
Определением суда от 13.12.2011 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика на федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 62834" (ОГРН 1095108000492; место нахождения: Мурманская область, г. Оленегорск-2) (далее - ФКУ "Войсковая часть 62834", Учреждение, ответчик).
Решением суда от 31.01.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФКУ "Войсковая часть 62834", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда от 31.01.2012 отменить и прекратить производство по делу. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что ФКУ "Войсковая часть 62834" является бюджетным учреждением и не имеет прибыли, из средств которой в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 следует осуществлять платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и вредное воздействие. Податель жалобы ссылается на то, что ответчиком в полном объеме перечислены деньги, выделенные по статье расходов 6849 код 209 для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, и возможность перечисления денежных средств в большем объеме у Учреждения отсутствует. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что с Учреждения взыскан размер платы, соответствующей плате за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, однако не доказано, что Учреждение осуществляет загрязнение в сверхлимитных размерах.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Мурманской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 31.01.2012 без изменения.
От ФКУ "Войсковая часть 62834" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей Учреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ФКУ "Войсковая часть 62834".
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 31.01.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы ФКУ "Войсковая часть 62834" в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
В соответствии с пунктом 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка).
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка).
При этом согласно пункту 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно представленным ФКУ "Войсковая часть 62834" (оказывающим в процессе своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду) в Управление Росприроднадзора по Мурманской области расчетам (том 2 л.д.16-51, том 3 л.д.11-31) размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил:
за I квартал 2010 года- 847881руб. 29 коп.,
за II квартал 2010 года- 501956 руб. 39 коп.,
за III квартал 2010 года- 545854 руб. 53 коп.,
за IV квартал 2010 года- 694572 руб. 04 коп.,
за I квартал 2011 года - 695649 руб. 24 коп.,
за II квартал 2011 года - 512863 руб. 29 коп.,
за III квартал 2011 года - 455927 руб. 25 коп.,
за IV квартал 2011 года - 484926 руб. 74 коп.
Всего размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2011 годы составил 4739630 руб. 77 коп. Поскольку ФКУ "Войсковая часть 62834" не были разработаны и утверждены уполномоченным органом нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду на 2010 и 2011 годы (иное ответчиком не доказано), вся плата за негативное воздействие на окружающую среду правомерно рассчитана как сверхлимитная (пункт 6 Порядка).
Представленные ответчиком расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду проверены Управлением Росприроднадзора по Мурманской области и признаны правильными. Иной расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком в материалы дела не представлен.
Ответчиком произведено частичное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2011 годы в размере 944157 руб. 06 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 141 от 15.11.2010, N 275 от 08.12.2010, N 291 от 09.12.2010, N 311 от 14.04.2011, N 748 от 15.07.2011, N 71 от 06.10.2011, N 370 от 16.12.2011 (том 2 л.д.55-58, том 3 л.д.8-10).
Таким образом, сумма задолженности, с учетом частичной оплаты, составила 3795473 руб. 71 коп. Доказательства внесения Учреждением платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме суду апелляционной инстанции не представлены.
Ссылка ответчика на пункт 7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632) правомерно отклонена судом первой инстанции.
Пунктом 7 Порядка установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Вместе с тем, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, указанный Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или наличие статуса бюджетного учреждения у природопользователя, на что обоснованно указал суд первой инстанции. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также не предусматривает освобождение природопользователя от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием у него прибыли, либо в связи с недостаточным бюджетным финансированием.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Управления Росприроднадзора по Мурманской области и взыскал с ФКУ "Войсковая часть 62834" плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2011 годы в размере 3795473 руб. 71 коп.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела апелляционным судом не установлено, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31 января 2012 года по делу N А42-3802/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Войсковая часть 62834" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом
...
Пунктом 7 Порядка установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Вместе с тем, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, указанный Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или наличие статуса бюджетного учреждения у природопользователя, на что обоснованно указал суд первой инстанции. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также не предусматривает освобождение природопользователя от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием у него прибыли, либо в связи с недостаточным бюджетным финансированием."
Номер дела в первой инстанции: А42-3802/2011
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области
Ответчик: ФГУ "Войсковая часть 62834", Федеральное казенное учреждение "войсковая часть 62834", ФКУ "Войсковая часть 62834"
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4687/12