г. Самара |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А65-21814/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2012 года по делу N А65-21814/2011 (судья Абульханова Г.Ф.), по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
МУП "Водоканал", Республика Татарстан, г. Казань,
МКУ Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
МКУ Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
Главное управление МЧС России по Республике Татарстан (Управление гражданской защиты г. Казани), Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным предписания Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - Министерство, ответчик) N 27/1/27.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.02.2012 Исполнительному комитету отказано в удовлетворении заявленных требований.
Исполнительный комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного судебного акта, просит отменить решение суда от 15.02.2012, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГУ МЧС России по РТ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 15.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, согласно годовому плану проведения плановых проверок на 2011 год, на основании распоряжения (приказа) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РТ от 12.04.2011 N 27 в период с 18.04.2011 по 17.05.2011 ответчиком проведена плановая проверка Исполнительного комитета.
В ходе проверки ответчиком выявлены нарушения требований пожарной безопасности (населённые пункты Константиновка, Петровский, Старое Победилово, Кульсеитово, Щербаково, Чебакса, Крутушка, Залесный, Залесный 2, микрорайон Азино в нарушение статей 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ) не входят в нормативный радиус прибытия подразделений пожарной охраны; населенные пункты Победилово, Вишневка, Плодопитомник, Голубое озеро, Щербаково в нарушение СНиП 2.04.02-84* раздел 2 не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением; в населенных пунктах пос. Аракчино, Займище, Куземетьево, Ягодная слобода существующее противопожарное водоснабжение не соответствует требованиям пожарной безопасности (СНиП 2.04.02-84* раздел 2)).
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 18.04.2011 N 27, вынесено постановление от 17.06.2011 N 3 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей
На основании материалов проверки ответчиком вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 27/1/27, которым Исполнительному комитету предписано устранить выявленные нарушения в срок до 30.04.2012.
Не согласившись с вынесенным ответчиком предписанием, Исполнительный комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая Исполнительному комитету в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов закреплены в статье 19 Закона N 69-ФЗ.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов; осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности; установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности; содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности; обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечения к предупреждению и тушению пожаров; содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны; организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с Законом N 123-ФЗ статья 63 Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Устава Муниципального образования города Казани (утвержден решением представительного органа Муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5) (с изменениями от 08.06.2006, 16.08.2007, 26.06.2008, 29.04.2009, 10.03.2010, 08.10.2010, 06.12.2010, 24.10.2011) к полномочиям Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани в сфере экологии и охраны окружающей среды относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; организация муниципальной пожарной охраны.
В соответствии со статьей 76 Закона N 123-Фз установлены следующие требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах: дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут; подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо; порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. (пункт 1 оспариваемого предписания).
Согласно СНиП 2.04,02-84* раздел 2 пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп (пункты 2,3 оспариваемого предписания).
Судом первой инстанции правомерно указано, что заявителем, как лицом, ответственным за соблюдение вышеуказанных норм права, в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению вышеназванных требований пожарной безопасности, подтверждающие отсутствие выявленных ответчиком нарушений в области пожарной безопасности, а также свидетельствующие о выполнении предусмотренных нормами законодательства о пожарной безопасности мероприятий и действий, обеспечивающих пожарную безопасность в населенных пунктах муниципального образования.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, устанавливает требования обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами РФ, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности оспариваемого предписания ответчика.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2011 по делу N А65-14828/2011 Исполнительному комитету отказано в удовлетворении требований об отмене постановления УНД ГУ МЧС России по РТ от 17.06.2011 N3 о привлечении заявителя к административной ответственности за вышеуказанные выявленные ответчиком нарушения, постановление от 17.06.2011 N3 изменено, заявителю назначено административное наказание в виде предупреждения.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта законности и обоснованности оспариваемого предписания ответчика, судом первой инстанции правомерно отказано Исполнительному комитету в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2012 года по делу N А65-21814/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, устанавливает требования обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами РФ, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
...
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
...
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины."
Номер дела в первой инстанции: А65-21814/2011
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Ответчик: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Главное управление МЧС России по РТ г. Казани, МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани", Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г. Казани", МУП "Водлканал", МУП "Водоканал"