Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 августа 2007 г. N КА-А40/8438-07-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2007 г.
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция) от 17.05.2005 г. N 57-15/"Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в сумме 1944672 руб. за январь 2005 г.; обязании инспекции возвратить из федерального бюджета НДС за январь 2005 г. в сумме 1944672 руб.; с процентами в размере 327488,17 руб. за нарушение срока возврата налога.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2006 г. признано недействительным решение МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 17.05.2005 г. N 57-15/50 в части отказа ОАО "Владивостокский морской торговый порт" в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 43889602 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2006г. решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.10.2006 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления фактических обстоятельств и проверки расчета налоговых вычетов.
Решением суда от 07.02.2007 г. заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения от 17.05.2005 г. N 57-15/50 "Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1944 672 руб. за январь 2005 года, обязании инспекции возвратить из федерального бюджета НДС в сумме 1944672 руб., взыскании с Инспекции процентов в размере 327488, 17 рублей за нарушение срока возврата налога.
Дополнительным решением суда от 12.03.2007 г. признано недействительным решение от 17.05.2005 г. N 57-15/50 "Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в части признания необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 43657639,34 рублей. В удовлетворении требования о признании недействительным указанного решения в части признания необоснованным применения заявителем налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 231962, 66 рублей отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения, дополнительного решения в части отказа в удовлетворении его требований о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров в сумме 231962,66 руб. и принятии нового судебного акта.
По мнению заявителя, при рассмотрении дела судами необоснованно сделан вывод о неправомерном применении обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории. Кроме того, заявитель считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно не приняли его доводы о заявлении обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, рассчитанных удельным весом с учетом сальдо, сложившегося на начало отчетного налогового периода.
В отзыве на жалобу, представленном в судебное заседание, инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Совещаясь на месте, суд определил: приобщить отзыв на жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представитель общества уточнил, что обществом обжалуется и постановление апелляционного суда, которым оставлены без изменения решение и дополнительное решение.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими частичной отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за январь 2005 года Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6 17.05.2005 г. вынесено решение N 57-15/50, которым признано необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 43889602,00 руб. за январь 2005 г., в том числе 231962, 66 руб. по операциям перевозки товаров, помещенных по таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также было отказано в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 1944 672,00 руб. за январь 2005 г.
В обоснование отказа в применении налоговой ставки 0 процентов в отношении суммы 231962, 66 руб. положен вывод налогового органа о том, что к услугам, связанным с сопровождением товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории услугам норма подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая право на применение ставки 0 процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, не применяется, эти услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
Суды первой и апелляционной инстанций признали этот вывод обоснованным. Однако он не соответствует нормам налогового и таможенного законодательства.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия судебных актов, обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. В силу абзаца второго подпункта 2 положения этого пункта распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и на иные подобные работы (услуги).
При этом в соответствии со статьей 58 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, действовавшего в Российской Федерации на момент вступления в силу указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации, переработка товаров на таможенной территории представляла собой таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в таможенном режиме экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, на момент принятия нормы, изложенной в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, она распространялась на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывезенных за пределы Российской Федерации, поскольку данные товары подлежали вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В настоящее время в силу прямого указания, содержащегося в пункте 1 статьи 173 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года, в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенныйрежим переработки на таможенной территории, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. В соответствии с пунктом 1 статьи 177 Таможенного кодекса Российской Федерации срок переработки товаров не должен превышать двух лет.
В силу пункта 1 статьи 185 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы. При этом вывоз продуктов переработки возможен только в режиме переработки на таможенной территории.
С учетом изложенного, а также того, что норма, содержащаяся в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятие "экспортируемые" должно толковаться вне связи с таможенным режимом экспорта. Использованное в данной норме понятие "товары, экспортируемые за пределы территории Российской Федерации" означает товары, вывозимые за пределы территории Российской Федерации.
Обоснованность такого толкования этой нормы подтверждается изменением, внесенным в абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, в соответствии с которым положение названного подпункта распространяется на работы (услуги) по перевозке или транспортировке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, в силу абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и вывезенных за пределы территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Правомерность применения налоговой ставки 0 процентов подтверждается представлением обществом в инспекцию в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации всех необходимых документов, в том числе грузовых таможенных деклараций, свидетельствующих о том, что товар был вывезен. Данный факт установлен судами и налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, применение обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при осуществлении им операций по транспортировке товаров, которые в соответствии с действующим таможенным законодательством были помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории и вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в этом же таможенном режиме, а не в таможенном режиме экспорта, является правомерным.
При таких обстоятельствах судебные акты в части отказа в удовлетворении требования общества о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям, связанным с услугами по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим переработки, на сумму 231962,66 руб. подлежат отмене в связи с неправильным истолкованием судами норм материального права.
Доводы жалобы общества о незаконности решения налогового органа в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость подлежат отклонению, поскольку, как было установлено в ходе судебного разбирательства, заявителем не представлены доказательства обоснованности налоговых вычетов. Кроме того, в просительной части кассационной жалобы содержится просьба об отмене обжалуемых судебных актов только в части применения налоговой ставки 0 процентов в отношении суммы 231962,66 руб.
На основании ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ", госпошлина в размере 1000 руб. за подачу кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 07.02.2007 г. и дополнительное решение от 12.03.2007 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-50134/05-129-416 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2007 г. N 09АП-6222/2007-АК отменить в части отказа в признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 17.05.2005 г. N 57-15/50 о признании необоснованным применения налоговой ставки 0 процентов в отношении суммы 231962,66 руб.
В этой части требования ОАО "Владивостокский морской торговый порт" удовлетворить.
Признать решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 17.05.2005 г. N 57-15/50 недействительным в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 231962,66 руб.
В остальной части решения и постановление оставить без изменения.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 госпошлину в пользу ОАО "Владивостокский морской торговый порт" в размере 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2007 г. N КА-А40/8438-07-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании