г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А56-62298/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: А.С. Крыловой
при участии:
от истца (заявителя): представителей Л.Л. Бойцова (доверенность от 10.11.2011 N 8), Ф.Л. Ноздря (доверенность от 10.11.2011 N 6)
от ответчика (должника): представителей Е.Ю. Машкиной (доверенность от 10.01.2012), Р.С. Петуховой (доверенность от 27.01.2012 N 1-23/2012-38)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4311/2012) ООО "ВАКРУС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2012 по делу N А56-62298/2011 (судья Е.Н. Александрова), принятое
по иску (заявлению) ООО "ВАКРУС"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2011 N 0413/Д
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВАКРУС" (место нахождения: Ленинградская область, Кингисеппский район, г. Ивангород, ул. Пасторова, д.50, ОГРН 1024701426837) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д.4) (далее - Комитет) от 08.11.2011 N 0413/Д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.02.2012 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить указанное решение суда и удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание договор аренды помещений и оборудования, заключенный Обществом с ООО "АИН" (арендодатель), согласно которому все обязанности по соблюдению природоохранных мероприятий лежат на арендодателе, а также договор на вывоз отходов, заключенный ООО "АИН" с МБУ "Служба заказчика", и акты выполненных работ по вывозу мусора и отходов производства. Кроме того, Общество также указало, что относится к субъектам малого предпринимательства, то есть для него не требуется разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, отходы производства, образующиеся в результате производственной деятельности Общества, на открытых площадках не хранятся, хранятся в закрытых тракторных прицепах до полного их заполнения, затем перегружаются в автомашину МБУ "Служба заказчика" и вывозятся на свалку.
В судебном заседании представители Общества доводы жалобы поддержали, представители Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Комитетом на основании распоряжения от 16.09.2011 N 1-17-0221/Р проведена рейдовая проверка территории муниципального образования "Ивангородское городское поселение" г. Ивангорода Кингисеппского района Ленинградской области в целях осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на территории поселения.
В ходе осмотра земельного участка в г. Ивангороде, прилегающего к территории льноджутовой фабрики, со стороны парка "Барона Штиглица", обнаружено место сжигания отходов со следами гари и тления. Состав отходов: пыль джутовая светло-коричневого цвета. Общая площадь участка, где зафиксированы следы сжигания отходов, составляет около 6 соток. Участок является открытой площадкой, не имеет ограждения, граничит с лесным массивом. Открытая площадка не имеет твердого покрытия, присутствует травяной покров, несгоревшие отходы джутовой пыли сброшены на почву с растительным покровом. В момент осмотра к участку подъехал трактор (рег. номер 1684 ХА 47) с крытым прицепом, который осуществил выгрузку отходов джутовой пыли объемом около 2 куб.м. Присутствовавшая при осмотре директор ООО "ВАКРУС" Н.В. Гайсюк пояснила, что указанный трактор принадлежит Обществу, в прицепе, из которого произведена выгрузка джутовой пыли на осматриваемый участок, в ходе обработки утеплителя, производимого Обществом, собирается джутовая пыль.
Выявленные Комитетом нарушения Обществом обязательных требований по обращению с отходами производства и потребления отражены в Акте осмотра от 20.09.2011, Акте рейдовой проверки от 21.09.2011 N 1-17-0221/Р (т.1 л.д. 12-18, 227-229).
По факту несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления определением Комитета от 26.09.2011 N 0413/Д возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ (т.1 л.д.19-21).
Административным органом в отношении Общества составлен протокол от 26.10.2011 об административном правонарушении N 0413/Д, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (т.1 л.д.36-38), постановлением Комитета от 08.11.2011 N 0413/Д Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т.1 л.д.8-11).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Комитета в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела (Актом осмотра территории от 20.09.2011, фотоматериалами к нему, актом рейдовой проверки от 21.09.2011, возражениями Общества от 07.11.2011 на протокол об административном правонарушении, заявлениями и объяснительной тракториста ООО "ВАКРУС" Казакова А.Е., приказом ООО "ВАКРУС" от 20.09.2011 N 7, протоколом об административном правонарушении от 26.10.2011 N 0413/Д), что Общество допустило нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, осуществив их сброс на почву и сжигание без специализированного оборудования.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод, изложенный в обжалуемом судебном акте, о недоказанности Комитетом довода о необходимости оборудования дополнительно площадки для хранения джутовой пыли, отвечающей условиям, предусмотренным пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80. Согласно требованиям указанных Правил и норм хранение отходов допускается в том числе в вагонах, цистернах, вагонетках и прочих передвижных средствах. Административным органом не представлено доказательств того, что хранение джутовой пыли по ее физико-химическим характеристикам не допускается в тракторном прицепе, как это предусмотрено Обществом.
Между тем, в остальной части выводы Комитета о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения суд апелляционной инстанции считает подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку Общества на наличие договора аренды помещения, заключенного Обществом с ООО "АИН" и договора ООО "АИН" на вывоз отходов, заключенного с МБУ "Служба заказчика", поскольку материалами дела подтверждается, что именно ООО "ВАКРУС" допустило нарушения требований природоохранного законодательства, осуществив сброс отходов на почву и их сжигание без специализированного оборудования.
Довод Общества о том, что ООО "ВАКРУС" как субъект малого предпринимательства не обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, по мнению апелляционного суда, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона об отходах субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
В данном случае материалами дела подтверждается, что Общество не составило паспорта на отходы производства и не представило в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении этих отходов.
Представленный суду апелляционной инстанции договор N 25 от 25.08.2011, заключенный Обществом с ООО "НИРИТ", предметом которого является разработка и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, не свидетельствует об отсутствии вины Общества во вменяемом нарушении, поскольку доказательства фактического исполнения данного договора суду не представлены.
Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив соблюдение Комитетом процедуры привлечения к административной ответственности, не установил существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
В материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие о заинтересованности понятых Е.А. Никитиной и Р.А. Галимова, присутствовавших при составлении акта и протокола осмотра, в исходе данного дела. Акт осмотра составлен в присутствии законного представителя Общества - директора ООО "ВАКРУС" Н.В. Гайсюк, замечаний по составлению акта осмотра у нее не имелось. Протокол осмотра составлен в присутствии представителя Общества, действовавшего на основании доверенности, также без замечаний к порядку его оформления.
Поскольку выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ВАКРУС" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 февраля 2012 года по делу N А56-62298/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВАКРУС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод, изложенный в обжалуемом судебном акте, о недоказанности Комитетом довода о необходимости оборудования дополнительно площадки для хранения джутовой пыли, отвечающей условиям, предусмотренным пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80. Согласно требованиям указанных Правил и норм хранение отходов допускается в том числе в вагонах, цистернах, вагонетках и прочих передвижных средствах. Административным органом не представлено доказательств того, что хранение джутовой пыли по ее физико-химическим характеристикам не допускается в тракторном прицепе, как это предусмотрено Обществом.
...
Представленный суду апелляционной инстанции договор N 25 от 25.08.2011, заключенный Обществом с ООО "НИРИТ", предметом которого является разработка и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, не свидетельствует об отсутствии вины Общества во вменяемом нарушении, поскольку доказательства фактического исполнения данного договора суду не представлены.
Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
...
В соответствии с частью 1 статьи 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо."
Номер дела в первой инстанции: А56-62298/2011
Истец: ООО "ВАКРУС"
Ответчик: Комитет гос. контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области