г. Челябинск |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А07-12318/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Суспициной Л.А., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Бирское опытно-производственное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 по делу N А07-12318/2011 (судья Айбасов Р.М.).
В заседании приняли участие представители:
Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство - Газизова А.Р. (доверенность от 11.01.2012 N 2);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - Янгирова А.А. (доверенность от 30.12.2011 N 335-д).
Федеральное государственное унитарное предприятие Бирское опытно-производственное хозяйство (далее по тексту решения также заявитель, ФГУП "Бирское ОПХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее также - ответчик, ТУ ФАУГИ) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в части неисполнения обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, по рассмотрению обращения ФГУП "Бирское ОПХ" от 11.05.2011; об обязании ТУ ФАУГИ заключить с ФГУП "Бирское ОПХ" договор аренды земельных участков, расположенных под объектами недвижимости ФГУП "Бирское ОПХ", в том числе в отношении следующих земельных участков:
1) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, 24, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:189;
2) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2а, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:52;
3) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 5, корп. А, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:38;
4) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:45;
5) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1, корп. А, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:54;
6) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:40;
7) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1а, лит. Ж, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:57;
8) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:50;
9) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:47;
10) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1, корп. А, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:53;
11) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1а, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:55;
12) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. Ж, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:43;
13) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:41;
14) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. Д, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:42;
15) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 4, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:323;
16) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:48;
17) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:39;
18) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:46;
19) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:49;
20) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. Д, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:51;
21) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1а, лит. Д, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:56;
22) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. И, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:44;
23) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 8, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:88;
24) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2А, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:336.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 (резолютивная часть оглашена 25.10.2011) в удовлетворении заявленных требований было отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ФГУП "Бирское ОПХ" (далее также - податель апелляционной жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на наличие исключительного права на приобретение права аренды земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, принадлежащими предприятию на праве хозяйственного ведения. Полагает необоснованной оценку в качестве отказа в предоставлении земельного участка письма ответчика от 18.07.2011, в котором указано на необходимость устранения замечаний, указанных в акте проверки от 15.03.2011. Полагает, что направление названного письма с нарушением месячного срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, а также отсутствие фактического результата в виде предоставления земельного участка в аренду, свидетельствует о наличии неправомерного бездействия ответчика и нарушении прав государственного предприятия.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2010 по делу N А07-8745/2010 по иску Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, за истцом признано право собственности на следующие объекты недвижимости:
- Гараж для тракторов (литера В), площадью 801,2 кв. м, ремонтная мастерская (литера А), площадью 432 кв. м, гараж тракторный (литера Б), площадью 387,9 кв. м, Гараж на 25 мест (литера Д), площадью 880,6 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Мира, 2;
- Стоянку для СХМ (литера Б), площадью 732,7 кв. м, Склад ГСМ (литера А), площадью 71,5 кв. м, расположенную по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Мира, 2, корпус А;
- Административное здание (литера А), площадью 307,6 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Мира, 8;
- Зерносклад (литера А), площадью 1 429 кв. м, автовесы 30 Т (литера Ж), площадью 21,8 кв. м, зерносклад кирпичный (литера В), площадью 1 025, 3 кв. м, склад первичного семеноводства (литера Б), площадью 415 кв. м, Зернохранилище (литера Д), площадью 551,4 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Советская, 1, корпус А;
- Котельная фермы (литера И), площадью 233,2 кв. м, блок кормовой зоны (литера Ж), площадью 796,7 кв.метров, коровник на 300 голов (литера Д), площадью 2 991,7 кв. м, Молочный блок (литера В), площадью 924 кв.метров, Телятник с родовым отделением (литера А), площадью 1 351,5 кв. м, коровник на 200 голов (литера Б), площадью 1 357,9 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Заречная, 14;
- Коровник кирпичный (литера В), площадью 1 194,2 кв. м, коровник на 237 голов (литера Б), площадью 710,2 кв. м, телятник с блоком (литера А), площадью 2426,4 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Заречная, 17;
- Фуражный склад (литера А), площадью 276 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново, ул. Заречная, 5 корпус А;
- Столовая, площадью 120 кв. м, баня, площадью 88 кв. м, склад для запчастей, площадью 360 кв. м, пилорама, площадью кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с.Старобурново.
На вышеуказанные объекты за ФГУП "Бирское ОПХ" было зарегистрировано право хозяйственного ведения, в подтверждение чего представлена Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества N 01/190/2011-296 от 29.04.2011 (л. д. 15-20, т. 1).
Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что указанные объекты недвижимого имущества были расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6, из которого сформирован 21 земельный участок, с разрешенным использованием - размещение и эксплуатации перечисленных выше объектов. Сведения об образованных земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения внесены в государственный кадастр недвижимости 05.08.2010 (л. д. 21-83, т. 1). Земельные участки с кадастровыми номерами 02:13:040701:88, 02:13:040701:323, 02:13:040701:189 сформированы из земель населенных пунктов для размещения и эксплуатации бани, столовой и административного здания (л. д. 84-89, т. 1).
10.05.2011 ФГУП "Бирское ОПХ" обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением о предоставлении в аренду 24 поименованных в настоящем заявлении земельных участков, расположенных под объектами недвижимого имущества, которые принадлежат ФГУП "Бирское ОПХ" на праве хозяйственного ведения (л. д. 14, т. 1). Одновременно с направлением заявления ФГУП "Бирское ОПХ", в адрес ответчика был направлен пакет документов включающий, в числе прочего: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2009, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, кадастровые паспорта 24 земельных участков, а также учредительные документы предприятия.
По результатам рассмотрения заявления ФГУП "Бирское ОПХ" письмом от 18.07.2011 N 08149 ТУ ФАУГИ сообщило заявителю о необходимости устранения замечаний, указанных в акте проверки от 15.03.2011, для оформления права пользования земельными участками (л. д. 33, т. 2).
Из акта проверки от 15.03.2011, утвержденного руководителем ТУ ФАУГИ усматривается, что в целях устранения нарушений земельного законодательства и обеспечения мер по защите интересов Российской Федерации конкурсному управляющему предписано организовать проведение кадастровых и межевых работ с целью постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами, расположенными за чертой населенного пункта Старобурново, организовать мероприятия по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися на балансе ФГУП "Бирское ОПХ" как в пределах, так и за пределами населенного пункта Старобурново, после чего представить необходимый комплект документов для оформления договора аренды (л. д. 15-17, т. 2).
Ссылаясь на неправомерность бездействия ТУ ФАУГИ, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал, что сообщение ТУ ФАУГИ от 18.07.2011 является отказом в предоставлении земельных участков в аренду заявителю, что исключает возможность удовлетворения требований о признании незаконным бездействия государственного органа. Исходя из предмета заявленных требований, суд признал не подлежащим рассмотрению в рамках настоящего спора соответствие закону отказа в предоставлении земельных участков в аренду.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Заявителем оспорено бездействие заинтересованных лиц в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия "бездействие".
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно пунктам 1, 5.3, 5.37.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом; наделено полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществлению юридических действий по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Агентство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Поскольку на испрашиваемых земельных участках расположено недвижимое имущество, которое находится в федеральной собственности и хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия, Управление Росимущества уполномочено принимать решения о предоставлении данных земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, на дату обращения был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. С 30.09.2011 перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
По смыслу приведенных норм уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Из материалов дела следует, что заявление государственного унитарного предприятия о предоставлении в аренду 24 земельных участков в установленный срок по существу рассмотрено не было, что свидетельствует о бездействии ТУ ФАУГИ.
Вывод суда первой инстанции о том, что письмо от 18.07.2010 N 08149 надлежит расценивать как отказ уполномоченного органа в предоставлении земельных участков в аренду, является необоснованным.
Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность уполномоченного органа рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка и принять законное решение. Исходя из положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ТУ ФАУГИ было обязано рассмотреть заявление предприятия и принять решение о предоставлении земельного участка в месячный срок.
Выявление оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка также влечет обязанность по направлению письменного сообщения по существу поставленных в обращении вопросов в тридцатидневный срок (подпункт 4 пункта 1 статьи 10, статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Содержание сообщения ТУ ФАУГИ от 18.07.2011 не позволяет сделать вывод о рассмотрении по существу заявления о предоставлении земельных участков в аренду, поскольку основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельных участков заявителю в письме не указаны. Из письма также не усматривается недостаточность для рассмотрения заявления представленных предприятием документов.
Указание на необходимость устранения замечаний, отраженных в акте проверки от 15.03.2011 не относится ни к основаниям отказа в предоставлении земельных участков, ни к требованиям о предоставлении дополнительных документов.
Изложенное в акте проверки предписание конкурному управляющему по организации проведения кадастровых и межевых работ с целью постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами, расположенными за чертой населенного пункта Старобурново, не связаны с правом предприятия на приобретение права аренды земельных участков, сформированных в пределах населенного пункта, для эксплуатации принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения объектов. В отсутствие положений об одновременном оформлении прав на все вновь образованные при разделе земельные участки, такое требование является возложением на заявителя дополнительных обязанностей, не основанных на законе.
Организация мероприятий по регистрации права собственности Российской Федерации на все земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися на балансе ФГУП "Бирское ОПХ" как в пределах, так и за пределами населенного пункта Старобурново, также не относится к обязанностям конкурсного управляющего. Принимая во внимание наличие правовых оснований возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и правоподтверждающий характер государственной регистрации, отсутствие государственной регистрации не может служить препятствием для принятия решения о предоставлении земельных участков.
Учитывая, что по истечении 30 дней со дня получения заявки предприятия о предоставлении земельных участков в аренду, указанная заявка уполномоченным органом рассмотрена не была, ответа в установленный законом срок обществу не направлено, суд апелляционной инстанции полагает, что формальные требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа по существу заявления не были соблюдены. Названное свидетельствует о нарушении прав заявителя, выразившихся в отсутствии рассмотрения его заявления от 10.05.2011, и, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду либо об отказе в предоставлении земельного участка. Данное бездействие противоречит нормам статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 5, 9, 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает правовую неопределенность в реализации права заявителя на аренду земельных участков, занятых принадлежащими предприятию на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости. Поскольку факт нарушения оспариваемыми действиями законных интересов заявителя следует из обстоятельств дела, а доказательств направления в адрес заявителя соответствующего решения на момент рассмотрения спора в суде и принятия решения не представлено, требования заявителя о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления, отклонено судом первой инстанции необоснованно.
При рассмотрении настоящего спора судом должен быть разрешен вопрос о восстановлении права, нарушенного незаконными действиями. Требования предприятия об обязании ТУ ФАУГИ заключить договоры аренды в отношении 24 земельных участков не является самостоятельным предметом разбирательства, а является способом восстановления нарушенного права. Невозможность применения, в рассматриваемом случае, названного заявителем способа восстановления нарушенного права, суд апелляционной инстанции усматривает в следующем:
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставлении. В пункте 6 статьи 36 Кодекса также предусмотрено принятие в месячный срок с даты поступления заявления решения о предоставлении земельного участка и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка подготовка проекта договора аренды земельного участка с направлением его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку в рассматриваемом случае, уполномоченным органом не было произведено рассмотрение заявления предприятия по существу, надлежащим способом восстановления его прав следует признать возложение на ТУ ФАУГИ обязанности по рассмотрению заявления ФГУП "Бирское ОПХ" о предоставлении земельных участков в аренду в двухнедельный срок с даты принятия настоящего постановления.
Выбор такого способа обусловлен отсутствием в числе документов, представленных предприятием для рассмотрения заявление о заключении договора аренды земельных участков, как и в материалах настоящего дела, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении приобретаемых земельных участков, кадастрового паспорта с описанием частей земельного участка, занятых объектами недвижимости и сообщения о перечне всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием их кадастровых инвентарных номеров и адресных ориентиров, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктами 5, 6 Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, а с 30.09.2011 пунктами 5, 8 Приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
Распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины на рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанции производится в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная ФГУП "Бирское ОПХ" платежным поручение от 20.06.2011 N 2 при обращении с заявлением государственная пошлина, подлежит возврату из федерального бюджета (подпункт 3 части 1 статьи 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 по делу N А07-12318/2011 отменить.
Заявление Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство удовлетворить.
Признать незаконным, ввиду несоответствия статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан по рассмотрению обращения Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство от 10.05.2011 о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
1) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, 24, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:189;
2) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2а, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:52;
3) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 5, корп. А, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:38;
4) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:45;
5) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1, корп. А, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:54;
6) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:40;
7) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1а, лит. Ж, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:57;
8) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:50;
9) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:47;
10) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1, корп. А, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:53;
11) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1а, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:55;
12) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. Ж, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:43;
13) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. В, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:41;
14) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. Д, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:42;
15) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 4, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:323;
16) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:48;
17) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:39;
18) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:46;
19) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. Б, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:49;
20) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, лит. Д, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:51;
21) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1а, лит. Д, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:56
22) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14, лит. И, имеющего кадастровый номер 02:13:040502:44;
23) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 8, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:88;
24) Республика Башкортостан, Бирский район, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2А, лит. А, имеющего кадастровый номер 02:13:040701:336.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан рассмотреть заявление Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство о предоставлении указанных земельных участков в аренду в двухнедельный срок с даты принятия настоящего постановления, с направлением соответствующего решения заявителю.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в пользу Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанции.
Возвратить Федеральному государственному унитарного предприятию Бирское опытно-производственное хозяйство из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставлении. В пункте 6 статьи 36 Кодекса также предусмотрено принятие в месячный срок с даты поступления заявления решения о предоставлении земельного участка и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка подготовка проекта договора аренды земельного участка с направлением его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
Выбор такого способа обусловлен отсутствием в числе документов, представленных предприятием для рассмотрения заявление о заключении договора аренды земельных участков, как и в материалах настоящего дела, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении приобретаемых земельных участков, кадастрового паспорта с описанием частей земельного участка, занятых объектами недвижимости и сообщения о перечне всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием их кадастровых инвентарных номеров и адресных ориентиров, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктами 5, 6 Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, а с 30.09.2011 пунктами 5, 8 Приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
...
Признать незаконным, ввиду несоответствия статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан по рассмотрению обращения Федерального государственного унитарного предприятия Бирское опытно-производственное хозяйство от 10.05.2011 о предоставлении в аренду следующих земельных участков:"
Номер дела в первой инстанции: А07-12318/2011
Истец: ФГУП "Бирское ОПХ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан
Третье лицо: ФГУП "Бирское опытно-производственное хозяйство"
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12318/11
22.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9184/12
20.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5830/2012
31.07.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12318/11
02.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3100/12