Екатеринбург |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А07-12318/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Мындря Д.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан (далее - управление Росимущества) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А07-12318/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного унитарного предприятия "Бирское опытно-производственное хозяйство" (далее - предприятие "Бирское ОПХ") - Газизова А.Р., адвокат (удостоверение от 21.11.2006 N 1328, доверенность от 11.01.2012).
Предприятие "Бирское ОПХ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению Росимущества о признании незаконным бездействия в виде неисполнения обязанности, предусмотренной п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, по рассмотрению обращения предприятия "Бирское ОПХ" от 11.05.2011 и об обязании управления Росимущества заключить с предприятием "Бирское ОПХ" договор аренды земельных участков, расположенных под объектами недвижимости предприятия "Бирское ОПХ", в том числе в отношении земельных участков, находящихся в селе Старобурново Бирского района Республики Башкортостан, указанных заявлении.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2011 (судья Айбасов Р.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 (судьи Соколова И.Ю., Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П.) решение суда отменено. Заявление предприятия "Бирское ОПХ" удовлетворено. Бездействие управления Росимущества по рассмотрению обращений предприятия "Бирское ОПХ" о предоставлении в аренду земельных участков признано незаконным ввиду несоответствия ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. На управление Росимущества возложена обязанность рассмотреть заявление предприятия "Бирское ОПХ" о предоставлении указанных земельных участков в аренду в двухнедельный срок с даты принятия судебного акта с направлением соответствующего решения заявителю. С управления Росимущества в пользу предприятия "Бирское ОПХ" в пользу предприятия "Бирское ОПХ" взыскано 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе управление Росимущества просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель считает, что обжалуемые действия управления Росимущества являются отказом уполномоченного органа в предоставлении земельных участков в аренду. Как указывает заявитель, оформление права аренды предприятия "Бирское ОПХ" на испрашиваемые земельные участки невозможно без проведения межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости, находящимися за чертой населенного пункта с. Старобурново и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на эти участки. Кроме того, заявитель ссылается на то, что предприятием "Бирское ОПХ" не представлены документы, необходимые для рассмотрения заявления о заключении договора аренды земельных участков. Заявитель полагает неправомерным возложение на него расходов предприятия "Бирское ОПХ" на уплату государственной пошлины по обращению с заявлением и апелляционной жалобы, так как органы государственной власти освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Бирское ОПХ" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2010 по делу N А07-8745/2010 по иску предприятия "Бирское ОПХ" к управлению Росимущества за признано право хозяйственного ведения названого предприятия на следующие объекты недвижимости:
гараж для тракторов (литера В) площадью 801,2 кв. м, ремонтная мастерская (литера А) площадью 432 кв. м, гараж тракторный (литера Б) площадью 387,9 кв. м, гараж на 25 мест (литера Д) площадью 880,6 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2;
стоянку для СХМ (литера Б) площадью 732,7 кв. м, склад ГСМ (литера А) площадью 71,5 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Мира, д. 2, корпус А;
административное здание (литера А) площадью 307,6 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Мира, д. 8;
зерносклад (литера А) площадью 1429 кв. м, автовесы 30 Т (литера Ж) площадью 21,8 кв. м, зерносклад кирпичный (литера В) площадью 1025, 3 кв. м, склад первичного семеноводства (литера Б) площадью 415 кв. м, зернохранилище (литера Д) площадью 551,4 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Советская, д. 1, корпус А;
котельная фермы (литера И) площадью 233,2 кв. м, блок кормовой зоны (литера Ж) площадью 796,7 кв. м, коровник на 300 голов (литера Д) площадью 2991,7 кв. м, молочный блок (литера В) площадью 924 кв. м, телятник с родовым отделением (литера А) площадью 1351,5 кв. м, коровник на 200 голов (литера Б) площадью 1357,9 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 14;
коровник кирпичный (литера В) площадью 1194,2 кв. м, коровник на 237 голов (литера Б) площадью 710,2 кв. м, телятник с блоком (литера А) площадью 2426,4 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 17;
фуражный склад (литера А) площадью 276 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново, ул. Заречная, д. 5 корпус А;
столовая площадью 3120 кв. м, баня площадью 88 кв. м, склад для запчастей, площадью 360 кв. м, пилорама, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, с. Старобурново.
На указанные объекты за предприятием "Бирское ОПХ" зарегистрировано право хозяйственного ведения, в подтверждение чего представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества N 01/190/2011-296 от 29.04.2011.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимого имущества были расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6, из которого сформирован 21 земельный участок с разрешенным использованием - размещение и эксплуатация объектов недвижимости. Сведения об образованных земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения внесены в государственный кадастр недвижимости 05.08.2010.
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:13:040701:88, 02:13:040701:323, 02:13:040701:189 сформированы для размещения и эксплуатации бани, столовой и административного здания из земель населенных пунктов.
Предприятие "Бирское ОПХ" 10.05.2011 обратилось в управление Росимущества с заявлением о предоставлении в аренду 24 поименованных в рассматриваемом заявлении земельных участков, расположенных под объектами недвижимого имущества, которые принадлежат предприятию "Бирское ОПХ" на праве хозяйственного ведения. К заявлению предприятием "Бирское ОПХ" приложены необходимые документы, в том числе решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2009 по делу N А07-15518/2008 о признании предприятия "Бирское ОПХ" несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, кадастровые паспорта 24 земельных участков, а также учредительные документы предприятия.
По результатам рассмотрения заявления предприятия "Бирское ОПХ" письмом от 18.07.2011 N 08149 управление Росимущества сообщило заявителю о том, что для оформления права пользования земельными участками необходимости устранить замечания, указанные в акте проверки от 15.03.2011.
Из акта проверки от 15.03.2011, утвержденного руководителем управления, следует, что в целях устранения нарушений земельного законодательства и обеспечения мер по защите интересов Российской Федерации конкурсному управляющему предприятия "Бирское ОПХ" предписано организовать проведение кадастровых и межевых работ с целью постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами, расположенными за чертой населенного пункта Старобурново, организовать мероприятия по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися на балансе предприятия "Бирское ОПХ" как в пределах, так и за пределами населенного пункта Старобурново, после чего представить необходимый комплект документов для оформления договора аренды.
Предприятия "Бирское ОПХ", ссылаясь на то, что бездействие управления Росимущества является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что сообщением от 18.07.2011 управление Росимущества отказало предприятию "Бирское ОПХ" в предоставлении земельных участков в аренду и с учетом предмета заявленных требований оснований для оценки законности данного решения не имеется.
Суд апелляционной инстанции, посчитав выводы суда первой инстанции необоснованными, решение суда отменил, заявленные требования удовлетворил.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, на дату обращения был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. С 30.09.2011 перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления уполномоченные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положения ст. 16, 17, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод, что распоряжение испрашиваемыми земельными участками, на которых расположено недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, относится к полномочиям управления Росимущества.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание разъяснение, содержащееся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Руководствуясь приведенными выше нормами, на основании исследования представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции признал, что письмо управления Росимущества от 18.07.2010 N 08149 не может быть расценено как отказ уполномоченного органа в предоставлении земельных участков в аренду. Как посчитал апелляционный суд, содержание данного сообщения позволяет сделать вывод о том, что по существу заявление о предоставлении земельных участков в аренду уполномоченным органом не рассмотрено.
Суд апелляционной инстанции дал оценку указаниям уполномоченного органа, изложенным в спорном сообщении, как не относящимся к основаниям для отказа в предоставлении земельных участков.
Апелляционным судом установлено, что изложенное в акте проверки предписание конкурному управляющему предприятии "Бирское ОПХ" по организации проведения кадастровых и межевых работ с целью постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами, расположенными за чертой населенного пункта Старобурново, не связано с правом названного предприятия на приобретение права аренды земельных участков, сформированных в пределах населенного пункта, для эксплуатации принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения объектов.
Поскольку в действующем законодательстве положения об одновременном оформлении прав на все вновь образованные при разделе земельные участки отсутствуют, суд апелляционной инстанции правомерно признал такое требование возложением на заявителя дополнительных обязанностей, не основанных на законе.
Аналогичную оценку получило указание управления Росимущества на необходимость провести мероприятия по регистрации права собственности Российской Федерации на все земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися на балансе предприятия "Бирское ОПХ" как в пределах, так и за пределами населенного пункта Старобурново.
Учитывая, что по истечении 30 дней со дня получения заявка предприятия "Бирское ОПХ" о предоставлении земельных участков в аренду уполномоченным органом рассмотрена не была, ответа в установленный законом срок заявителю не направлено, следует согласиться с выводом апелляционного суда о том, что формальные требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа по существу заявления уполномоченным органом не соблюдены. Нарушение прав заявителя выразилось в отсутствии рассмотрения его заявления от 10.05.2011 и непринятии решения о предоставлении земельного участка в аренду либо об отказе в предоставлении земельного участка, что создает правовую неопределенность в реализации права заявителя на аренду земельных участков, занятых принадлежащими предприятию на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости.
С учетом изложенного требования предприятия "Бирское ОПХ" о признании незаконным бездействия управления Росимущества судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены.
Поскольку в рассматриваемом случае, уполномоченным органом не было произведено рассмотрение заявления предприятия по существу, суд апелляционной инстанции возложил на управление Росимущества обязанность по рассмотрению заявления предприятия "Бирское ОПХ" о предоставлении земельных участков в аренду.
Довод заявителя о том, что обжалуемое сообщение управления Росимущества следует расценивать как отказ предприятию "Бирское ОПХ" в предоставлении земельных участков в аренду, поскольку предприятием не представлены документы, необходимые для принятия соответствующего решения, подлежат отклонению. Названное сообщение не содержит ссылок на отсутствие документов, предусмотренных соответствующим Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное возложение на орган государственной власти расходов, понесенных выигравшей стороной, на уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, подлежит отклонению. Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны. Положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы от несения судебных расходов по уплате государственной пошлины, взыскиваемых в порядке, предусмотренном ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не освобождены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А07-12318/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции принято во внимание разъяснение, содержащееся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное возложение на орган государственной власти расходов, понесенных выигравшей стороной, на уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, подлежит отклонению. Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны. Положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы от несения судебных расходов по уплате государственной пошлины, взыскиваемых в порядке, предусмотренном ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не освобождены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2012 г. N Ф09-5830/12 по делу N А07-12318/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-692/13
20.12.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12318/11
22.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9184/12
20.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5830/2012
31.07.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12318/11
02.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3100/12