Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 сентября 2007 г. N КА-А40/8792-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2007 г.
ЗАО "Транспортная компания "Лукойл-Транс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов:
- решения Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве (далее - инспекция N 48) от 31.08.2006 г. N 110/14 в части доначисления НДС за декабрь 2004 года в размере 11316557,42 руб., начисления пеней по НДС за декабрь 2004 г. в размере 2401079,04 руб., начисления налоговых санкций по НДС за декабрь 2004 года в сумме 2263311,48 руб.;
- решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция по крупнейшим налогоплательщикам N 6) от 30.10.2006 г. N 6268 о зачете в части суммы 7316154,37 руб.;
- требования инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.09.2006 г. N 457 об уплате налога в части требования об уплате недоимки по НДС за декабрь 2004 г. в размере 11316557,42 руб. и пеней по НДС за декабрь 2004 г. в сумме 2401079,04 руб.;
- требования инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.09.2006 г. N 156 об уплате налоговой санкции по НДС за декабрь 2004 г. в сумме 2263311,48 руб.;
- решений инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 30.10.2006 г. NN 6269 и 497 о зачете в части сумм 4000403,05 руб. и 2401079,04 руб.
Также общество просит обязать инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам N 6 возвратить сумму в 11316557,42 руб., излишне взысканную в погашение недоимки;
2401079,04 руб., излишне взысканную в счет оплаты пеней по НДС за декабрь 2004 г.;
Уплатить проценты в размере 384381,97 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2007 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05 2007 г., заявленные требования общества удовлетворены.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационными жалобами инспекции N 48 и инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам N 6, в которых ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов жалоб, просит решение и постановление судов оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, поскольку их доводы не основаны на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены судебных актов.
Инспекцией N 48 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2003 года, по результатам которой вынесено решение от 31.08.2006 г. N 110/14 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В период проведения выездной налоговой проверки общество 10.05.2006 г. переведено на налоговый учет в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6.
Материалами дела установлено, что общество приобретало объекты основных средств соответственно интересам и задачам производственной деятельности общества, были вовлечены в процессы оказания и реализации услуг (выполнения и реализации работ), составляющих в соответствии с налоговым законодательством базу для налогообложения по НДС.
По вопросу неисполнения обществом обязанности по восстановлению и уплате в федеральный бюджет сумм НДС, ранее включенных в состав налоговых вычетов общества по НДС по фактам приобретения и ввода в эксплуатацию объектов основных средств производственного назначения, которые совершались в период с января 2000 года по декабрь 2004 года, судебными инспекциями установлено, что в декабре 2004 года действовавшее налоговое законодательство не предусматривало обязанности налогоплательщика восстанавливать сумму НДС, ранее принятую к вычету, в случае передачи имущества в уставный капитал хозяйственных обществ (товариществ).
Инспекции же основывают свои выводы на редакции ст. 170 НК РФ, вступившую в действие 01.01.2006 года.
В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2004 году) в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Пункт 2 ст. 170 НК РФ не затрагивал операции по взносу основных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ.
Положения Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447, содержавшие требование о восстановлении сумм НДС в отношении основных средств, внесенных в уставные капиталы хозяйственных обществ, были исключены из них Приказом МНС России от 11.03.2004 г. N БГ-3-03/190@.
В связи с чем, в декабре 2004 г. действующее налоговое законодательство не предусматривало обязанности налогоплательщика восстанавливать сумму налога на добавленную стоимость, ранее принятую к вычету, в случае передачи имущества в уставный капитал хозяйственных обществ (товариществ).
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2004 г. N 4052/04, в определении от 02.07.2004 г. N 4052/04 указано, что Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность налогоплательщика восстанавливать в налоговой декларации суммы налога на добавленную стоимость и уплачивать их в бюджет в отношении имущества, ранее приобретенного налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и впоследствии переданного в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ либо переданного правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации налогоплательщика.
Таким образом, суды правомерно указали на то, что имущество обществом приобреталось и использовалось для производственной деятельности, и совершалось вне какой-либо связи и намерением произвести посредством его оплату взноса в уставный капитал дочернего общества.
Поэтому суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции N 48, а также вынесенные инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на основании указанного решения требования об уплате налога в сумме 11356557,42 руб., пеней - 2401079,04 руб., об уплате налоговых санкций в сумме 2263311,48 руб., не соответствуют требованиям ст.ст. 5, 106, 108, 122, 170 НК РФ, а также ст. 69 НК РФ.
Соответственно, и решения инспекции по крупнейшим налогоплательщикам правомерно признаны недействительными.
Судами обеих инстанций были всесторонне исследованы документы, представленные в материалы дела, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы инспекций в кассационных жалобах были исследованы судами в полном объеме и не опровергают выводы судебных инстанций, а направлены на их переоценку.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы, от 26.02.2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 г. по делу N А40-75010/06-129-475 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной налоговой службы N 48 по г. Москве и Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной налоговой службы N 48 по г. Москве и Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 госпошлину в доход бюджета одну тысячу рублей за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2007 г. N КА-А40/8792-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании