г. Челябинск |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А76-18807/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Толкунова В.М., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старковой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2012 года по делу N А76-18807/2011 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" - Шуганов В. Ю. (доверенность от 30.12.2011 N 72)
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" (далее - заявитель, общество, ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска (далее - фонд, УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска) о признании недействительным извещения (решения) от 08.07.2011 N 13/2355-П об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 0 руб. 93 коп., пени в сумме 7 356 руб. 35 коп.
Определением суда от 29.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по крупнейшим налогоплательщикам (далее - третье лицо, Межрегиональная инспекция, налоговый орган).
Решением суда первой инстанции от 02.03.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд указал, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 гг. является ФНС России, а потому у УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска отсутствовали полномочия по возврату излишне перечисленных сумм.
Межрегиональная инспекция до начала судебного заседания направила отзыв, в котором указала, что поскольку переплата по страховым взносам и пени, заявленная ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" к возврату, образовалась в 2010 году в результате уплаты задолженности за 2009 год, следовательно, страховые взносы являются излишне уплаченными за период 2009 год, а потому решение о возврате переплаты должно приниматься УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание уполномоченные представители Межрегиональной инспекции и УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" отклонил доводы апелляционной жалобы фонда, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 ноября 2010 года заявителем в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области были представлены уточненные декларации за 1 полугодие, 9 месяцев и 12 месяцев 2009 г.
Задолженность по страховым взносам и пени, начисленным в результате отражения в карточке расчетов с бюджетом уточенных деклараций, оплачена обществом платежными поручениями 09.11.2010.
Переплата по пени в сумме 166 025 руб. 87 коп. по страховой части трудовой пенсии, и переплата в сумме 13 632 руб. 76 коп. по накопительной части трудовой пенсии возникла у заявителя из-за разницы в сумме пени, оплаченной 09.11.2010, и пени, начисленной за уточняемый период (1 полугодие, 9 месяцев и 12 месяцев 2009 г..).
Переплата по страховым взносам в размере 0 руб. 75 коп. в страховой части трудовой пенсии и 0 руб. 18 коп. в накопительной части трудовой пенсии образовалась после уплаты ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" 27.04.2010 задолженности по страховым взносам за 2009 г.
Следовательно, переплата по страховым взносам в сумме 0 руб. 93 коп. и пени в сумме 7 356 руб. 35 коп., образовалась у заявителя в 2010 году после уплаты задолженности за 2009 год.
ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" 07 июля 2011 года обратилось в УПФР в Тракторозаводском районе города Челябинска с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (л.д. 7).
В результате рассмотрения заявления было выявлено, что излишняя уплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование была произведена плательщиком страховых взносов в 2010 году по кодам бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба РФ (код главного администратора доходов 182).
Фондом в адрес общества было направлено извещение от 08.07.2011 N 13/2355-П об отказе в возврате сумм страховых взносов 0 руб. 93 коп., пени 7356 руб. 35 коп. по причине того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" возврату подлежат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года (л.д.8).
Считая, что вынесенное фондом извещение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что действующее с 01.01.2010 законодательство возлагает обязанность по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно, на органы Пенсионного фонда РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (п. п. 11, 12 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу пункта 14 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Частью 15 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок Минфина России от 05.09.2008 N 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (далее - Заявка на возврат).
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н), Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 N150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ N 331р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования", органы пенсионного фонда наделены полномочиями по администрированию только по страховым взносам, уплаченным по КБК с главой 392 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд России совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы.
Согласно данному документу, ФНС России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из анализа изложенных норм следует, что полномочия по принятию решения о возврате предоставлены территориальным органам Пенсионного фонда РФ, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда РФ - соответствующие налоговые органы.
Учитывая, что сумма страховых взносов 0 руб. 93 коп. и пени в сумме 7356 руб. 35 коп., образовалась у заявителя в 2010 году после уплаты задолженности за 2009 год, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае решение о возврате переплаты по страховым взносам подлежит принятию УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведённым выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2012 года по делу N А76-18807/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данному документу, ФНС России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику."
Номер дела в первой инстанции: А76-18807/2011
Истец: ООО "Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК", ООО "ЧТЗ - Уралтрак"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском р-не г. Челябинска, ГУ УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска
Третье лицо: Межрегиональная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N8
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3489/12