г. Москва |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А41-42648/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Быкова В.П., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомедовой Э.Д.,
при участии в заседании:
от заявителя - Государственного унитарного предприятия Можайской воспитательной колонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (ИНН: 5028002448, ОГРН: 1025003473714): Мамедовой С.Н., представителя (доверенность от 26.04.2012 г.); Сердюченко И.Н., представителя (доверенность от 26.04.2012 г.),
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области (ОГРН: 1095075000041): Стрелковой А.А., представителя (доверенность N 04-08/0017 от 11.01.2012 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2012 года по делу NА41-42648/11, принятое судьей О.Э. Хазовым, по заявлению Государственного унитарного предприятия Можайской воспитательной колонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области о признании недействительным решения от 01 ноября 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Можайской воспитательной колонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ГУП МВК УИН МЮ РФ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 21 по Московской области) от 01 ноября 2011 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (том 1, л.д.2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены (том 1, л.д. 51-52).
Не согласившись с принятым судебным актом, МРИ ФНС России N 21 по Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления (том 1, л.д. 56-60).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель МРИ ФНС России N 21 по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители ГУП МВК УИН МЮ РФ возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 618-р от 18 июня 2010 года принято решение о ликвидации ГУП МВК УИН МЮ РФ (том 1, л.д. 13-15).
На основании решения о ликвидации МРИ ФНС России N 21 по Московской области 28 сентября 2010 года внесла запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о принятии решения о ликвидации ГУП МВК УИН МЮ РФ, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, что подтверждается свидетельствами серии 50 N 012062830 и серии 50 N 012062829 (том 1, л.д. 9-10).
Сообщения о ликвидации ГУП МВК УИН МЮ РФ было опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 40 (297) от 20.10.2010 года с указанием порядка и сроков (2 месяца) предъявления требований кредиторов (том 1, л.д. 4).
В установленный законом срок требования кредиторов, в том числе налогового органа, в связи с ликвидацией ГУП МВК заявлены не были.
Ввиду отсутствия кредиторских требований, ТУ Росимущества по Московской области и ФСИН России был утверждён промежуточный ликвидационный баланс, о чем было уведомлена МРИ ФНС России N 21 по Московской области и внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса (Свидетельство сер. 50 N 012819134).
25 октября 2011 года ГУП МВК УИН МЮ РФ подало в МРИ ФНС России N 21 по Московской области заявление для государственной регистрации ликвидации унитарного предприятия (вх. N 1538 от 25.10.2011 г.).
По результатам рассмотрения представленных заявителем в МРИ ФНС России N 21 по Московской области документов, вынесено решение от 01.11.2011 г. об отказе государственному унитарному предприятию в государственной регистрации (том 1, л.д. 7).
Отказывая в государственной регистрации, налоговый орган сделал вывод о том, что заявителем не соблюдён установленный действующим законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами не завершены надлежащим образом, имеется задолженность перед бюджетом.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал решение инспекции недействительным, исходя из того, что налоговому органу заявителем представлены все необходимые документы.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции обоснованным.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, не установленных настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Таким образом, иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации, помимо перечисленных выше, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено, а приведенный в статье 23 данного Федерального закона перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В случае представления в регистрирующий орган всех необходимых документов, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности ликвидируемого юридического лица.
Как следует из материалов дела, к заявлению были приложены следующие документы: заявление по форме N Р16001, документ об уплате государственной пошлины, ликвидационный баланс, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФ РФ, копия сообщения в Вестнике государственной регистрации (том 1, л.д. 23).
Между тем, в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности, а обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (статья 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Таким образом, при разрешении вопроса о законности отказа в государственной регистрации юридического лица, оценке подлежит только наличие либо отсутствие документов, явившихся основанием для внесения изменений в учредительные документы юридического лица, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Имеющаяся в материалах дела расписка инспекции в получении документов подтверждает, что предприятием для регистрации изменений, вносимых в устав общества, были представлены все необходимые документы, согласно перечню, установленному статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган незаконно отказал в государственной регистрации ликвидации ГУП МВК УИН МЮ РФ.
Также суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том расчеты заявителя с кредиторами не завершены надлежащим образом.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе ликвидационный баланс.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Как было указано выше, сообщение о ликвидации ГУП МВК УИН МЮ РФ было опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 40 (297) от 20.10.2010 года с указанием порядка и сроков (2 месяца) предъявления требований кредиторов. В силу положений статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации двухмесячный срок для обращения, указанный в этом сообщении, начинает течь на следующий день после календарной даты, которым определено его начало.
Кроме того, ГУП МВК УИН МЮ РФ письмом N 51ТО/57-351 от 16.02.2011 г. уведомило налоговый орган о ликвидации предприятия и предложило предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты отправки уведомления.
Между тем, налоговым органом в установленном законом порядке требования не предъявлялись, выездная налоговая проверка с целью уточнения задолженности предприятия не проводилась.
Также необходимо отметить, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора (п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2012 года по делу N А41-42648/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Мальцев |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок ликвидации юридического лица определен в статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Как было указано выше, сообщение о ликвидации ГУП МВК УИН МЮ РФ было опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 40 (297) от 20.10.2010 года с указанием порядка и сроков (2 месяца) предъявления требований кредиторов. В силу положений статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации двухмесячный срок для обращения, указанный в этом сообщении, начинает течь на следующий день после календарной даты, которым определено его начало.
Кроме того, ГУП МВК УИН МЮ РФ письмом N 51ТО/57-351 от 16.02.2011 г. уведомило налоговый орган о ликвидации предприятия и предложило предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты отправки уведомления.
Между тем, налоговым органом в установленном законом порядке требования не предъявлялись, выездная налоговая проверка с целью уточнения задолженности предприятия не проводилась.
Также необходимо отметить, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора (п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А41-42648/2011
Истец: ГУП "Можайская воспитательная колония" ГУИН МЮ РФ, ГУП Можайской воспитательной колонии
Ответчик: МРИ ФНС России N 21 по Московской области
Третье лицо: МРИ ФНС N 21 по Московской области