г. Саратов |
|
05 мая 2012 г. |
Дело N А57-23274/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" мая 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Камериловой В.А., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Энергокомплекс" - Харзова Ольга Андреевна протокол N 28-09/11 от 28.09.2011
от общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" - Харзова Ольга Андреевна по доверенности б/н от 01.09.2011
от МУП "Балаково-водоканал" - Бурчева Ольга Николаевна по доверенности б/н от 01.12.2011, Хаметов Рустам Батрханович по доверенности б/н от 17.11.2011,
от администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Зеренинова Елена Александровна по доверенности N 012-43/6 от 10.01.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Балаково-водоканал" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.02.2012 г.. по делу N А57-23274/2011
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145),
к Открытому акционерному обществу "Энергокомплекс" (ОГРН 1046403905679 ИНН
6439901901), Саратовская область, г. Балаково,
обществу с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств",
Саратовская область, г. Балаково,
третье лица: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области,
Саратовская область, г. Балаково,
МУП "Балаково-водоканал", Саратовская область, г. Балаково,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, город Саратов,
Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
Нижнее-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных
ресурсов, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Открытому акционерному обществу "Энергокомплекс", третье лица: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, МУП "Балаково-водоканал", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
1. Признать отсутствующим право собственности на пруд отстойный -озеро Моховое, сбросный канал: канал 1 участок, канал 2 участок, канал па пойме за ОАО "Энергокомплекс".
2. Признать отсутствующим право собственности на пруд отстойный -озеро Моховое, сбросный канал: канал 1 участок, канал 2 участок, канал на пойме за ООО "Комплекс вспомогательных производств".
3. Прекратить регистрацию права собственности 000 "Комплекс вспомогательных производств" на пруд отстойный - озеро Моховое, сбросный канал: канал 1 участок, канал 2 участок, канал на пойме, а также на сооружение Выпуск очистных стоков в озеро Моховое с литером ССП.
4. Признать право собственности Российской Федерации на пруд отстойный - озеро Моховое, сбросный канал: канал 1 участок, канал 2 участок, канал на пойме, расположенного в границах земель Красноярского муниципального образования Саратовской области.
Определением суда привлечено к участию в деле в качестве соответчика общество с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств".
Определением суда привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Нижнее-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Решением арбитражного суда от 03.02.2012 г.. в иске отказано.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, выслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, ОАО "Балаковские волокна" было признано банкротом и ликвидировано на основании определения суда Саратовской области от 24.07.2001 (дело N 360/98-4Б-12).
Исковые требования мотивированы тем, что в установленном законом порядке объекты не выбывали из федеральной собственности - собственник объектов, в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, не принимал решение о передаче их в собственность. При указанных обстоятельствах спорные объекты является исключительно федеральной собственностью, и государственная регистрация права собственности на них является неправомерной, поскольку регистрация указанных прав на объекты осуществлена в отсутствие каких-либо правовых оснований. Истец полагает, что имеются правовые основания для признания недействительным зарегистрированного права собственности на спорные объекты и восстановления нарушенного права собственности Российской Федерации посредством признания права собственности Российской Федерации на указанные выше объекты, а право собственности ответчиков - ОАО "Энергокомплекс" и ООО "Комплекс вспомогательных производств" - отсутствующим.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях истца, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 30201 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" определены перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации, и объектов, относящихся к муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
ОАО "Балаковские волокна" является правопреемником Производственного объединения "Химволокно".
Решениями арбитражного суда Саратовской области делу N 11607/2000-4 от 25.12.2000, N 11609/2000-4 от 25.12.2000 и N 11620/2000-4 от 27.12.2000 установлен факт принадлежности на праве собственности ОАО "Балаковские волокна" спорных объектов.
Решением арбитражного управляющего от 17.05.1999 N 186 было создано открытое акционерное общество "Энергокомплекс Балаковское химволокно", что подтверждается представленным в материалы дела Постановлением Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.05.1999 N 1595, решением конкурсного управляющего, актом - приема передачи имущества. Открытое акционерное общество "Энергокомплекс Балаковское химволокно" переименовано в открытое акционерное общество "Комплекс инженерно-технического обеспечения Балаковское химволокно", что подтверждается представленным в материалы дела Постановлением Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 19.09.2000 N3639.
На основании протокола N 27-03/2 от 27 марта 2002 года открытое акционерное общество "Комплекс инженерно-технического обеспечения Балаковское химволокно" переименовано в открытое акционерное общество "Балаковское химволокно", что подтверждается предоставленной в материалы дела выпиской из устава ОАО "Балаковское химволокно".
ОАО "Энергокомплекс" создано путем выделения из ОАО "Балаковское химволокно" спорное имущество было передано по разделительному балансу ОАО "Энергокомплекс". ОАО "Энергокомплекс" зарегистрировало право собственности на спорные объекты недвижимости в установленном законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах свидетельством о регистрации права собственности.
21 ноября 2011 года ОАО "Энергокомплекс" заключило договор N 21 -11/11 купли-продажи производственного комплекса N5, в состав которого входят спорные объекты с ООО "Комплекс вспомогательных производств". Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ООО "Комплекс вспомогательных производств", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации серия 64-АГ N 349724 от 02.12.2011.
Оценивая заявленные требования истца и отклоняя довод заявителя о том, что не может быть приватизировано озеро Моховое как отстойные пруды ввиду того, что озеро Моховое является естественным водным объектом, суд первой инстанции указал на его необоснованность, при этом, правомерно руководствовался следующим.
В обоснование приведенного довода истцом представлено письмо Нижне-Волжского бассейнового управления от 23.03.2011 N 493.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что сооружение (отстойные пруды) с литерами CXCVII, CXCVIII, построено хозяйственным способом и подтверждается Техническим заключением по результатам анализа проектной документации на комплекс прудов отстойников с отводом стоков в р. Волгу Балаковского промузла, составленным Проектно-изыскательским институтом ЗАО "Приволжводпроект". Согласно указанному заключению... "Озеро Моховое утратило свое значение как озеро, после окончания строительства комбината (1959 год) и в, настоящее время, является одним из элементов системы очистных сооружений (сооружения (отстойные пруды), литер CXCVII и CXCVIII.
При этом выводы технического заключения не противоречат имеющейся в материалах дела проектной документации, согласно которой очистные сооружения проектировались с последующей доочисткой стоков в озере Моховом, используемом как биологический пруд-аэратор для очистки производственных сточных вод комбината (л.д.132, л.д.146, л.д.154 том 1). Объем пруда-аэротара равен 2712700 куб.м. (л.д.139 том 1) и в указанном сооружении кроме механического отстаивания сточной жидкости происходят дальнейшие процессы удаления в атмосферу сероуглерода и сероводорода, насыщение стоков кислородом и окисление растворенных органических веществ.
Ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
При этом водный режим - это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. Кроме того, в соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты подразделяются на подземные и поверхностные объекты.
Согласно статье 31 Водного кодекса Российской Федерации и пункту 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г.. N 282, все сведения о водных объектах учитываются в государственном водном реестре, который находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы).
Для отнесения объекта к водному объекту необходимо наличие следующих условий: постоянное (временное) сосредоточение вод; наличие форм и признаков водного режима; наличие статуса поверхностного (подземного) водного объекта; учет в государственном водном реестре.
В материалах дела отсутствует информация о включении водного объекта - озеро Моховое в Государственный водный реестр. Как и отсутствуют сведения о сохранении статуса водного объекта после введения в эксплуатацию очистных сооружений комбината.
Отсутствие водных объектов, включенных в реестр в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, на используемом ответчиком земельном участке подтверждает и копия Постановления Главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 14.05.2001 N 1556, согласно которому земельный участок, предоставленный в пользование ОАО "Балаковские волокна", относится к землям промышленности, не включающим в себя земли водного фонда.
Право собственные на земельные участки, занимаемые отстойными-прудами литер CXCVII и CXCVIII зарегистрировано за Балаковским муниципальным образованием Саратовской области, что подтверждается представленными в материалы дела выписками и ЕГРП от 23.04.2012 года.
Не нашел своего подтверждения и довод Нижне-Волжского бассейнового водного управления о том, что озеро Моховое является естественным природным водным объектом, находящимся в федеральной собственности и значится на всех имеющихся картографических материалах как озеро Моховое.
На картах государственной топографической съемки озеро Моховое не значится, а значатся сооружения - водоотстойник (в 1971 году) и отстойник (в 1993 году).
Из представленных в материалы дела проектных и технических документов сооружения "пруды отстойные" запроектированы как "пруд - аэратор" с целью доочистки сточных вод, поступающих из системы канализации производственного объединения "Химволокно".
В настоящее время сооружения "пруды отстойные" используются как для водоотведения промышленных стоков так и для водоотведения городских сточных вод.
Согласно ГОСТу 25150-82 "КАНАЛИЗАЦИЯ. Термины и определения" отстойник сточных вод - сооружения для осаждения в сточных водах взвешенных веществ, преаэратор - сооружение предварительной аэрации сточных вод для повышения эффекта их отстаивания.
Сооружения "пруды отстойные" литер CXCVII, CXCVIII и сбросной канал имеют выход к месту сброса в строго определенном месте (р.Волга) и представляют собой канализационную сеть и сооружение доочистки сточных вод.
С учетом изложенного и исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств вывод суда первой инстанции о том, что сооружения "пруды отстойные" литер CXCVII, CXCVIII являются искусственными сооружениями и входят в комплекс очистных сооружений, по мнению коллегии судей, является правомерным.
Вместе с тем, обжалуемое решение суда мотивировано также и тем, что спорные объекты недвижимости являлись частью очистных сооружений производственного объединения, возводились по плану капитального строительства Производственного объединения "Химволокно" для его технологических нужд за счет выделенных ему бюджетных средств на специально отведенном для этого предприятия земельном участке, и после ввода в эксплуатацию эти сооружения были зачислены на его баланс.
Территория, на которой построены указанные очистные сооружения, была закреплена за Балаковским комбинатом искусственного волокна, переименованном в Производственное объединения "Химволокно", которое в свою очередь было реорганизовано в ОАО "Балаковские волокна".
Спорные объекты, находящиеся на территории ОАО "Балаковские волокна", входили в состав его имущества и правомерно включены в план его приватизации.
При этом судом первой инстанции отклонен довод истца, что у ответчиков нет оснований возникновения права собственности на спорные объекты, так как опровергается материалами дела и нормативными актами, действующими в период выкупа спорных объектов.
Изложенное, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о том, что спорное имущество до приватизации входило в состав имущества предприятия, являлось федеральной собственностью и не относилось к объектам инженерной инфраструктуры города, приватизация этих объектов является законной.
Оценивая приведенные выше выводы суда первой инстанции, коллегия судей, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, что сооружения "пруды отстойные" относятся к очистным сооружениям, в свою очередь находит вывод суда о том, что право собственности на спорное сооружение возникло у ОАО "Балаковские волокна" в результате приватизации не основанном на имеющихся в материалах дела доказательствах.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абз. 4 п. 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
В силу абз. 8 п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" объекты, указанные в данном пункте (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).
Пунктом 4 Указа установлено, что объекты, расположенные в границах территории приватизируемого предприятия, но выполняющие функции обслуживания региона, находятся в ведении приватизируемого предприятия и являются общей совместной собственностью приватизируемого предприятия и соответствующего Совета народных депутатов.
Согласно п. 6 разд. I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
Пунктом 5 разд. I данного Положения установлено также, что величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с названным Положением, определяется по состоянию на 01.07.1992.
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия (абз. 1 п. 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа).
Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (абз. 2 п. 10 данного Положения).
В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющих прийти к выводу о наличии в составе имущества приватизируемого Балаковского производственного объединения "Химволокно" спорных очистных сооружений.
Вместе с тем из материалов дела также не следует и то, что спорные объекты входили в перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности.
Укрупненный перечень объектов не подлежащих приватизации содержится в разделе 8 Плана приватизации Балаковского производственного объединения "Химволокно".
В материалы настоящего дела истцом пообъектный перечень не представлен.
Однако как следует из имеющихся в материалах дела решений Арбитражного суда Саратовской области по делам 11620/2000, 11607/2000, 11609/2000 в декабре 2000 года Комитетом по управлению имуществом Саратовской области был представлен перечень имущества, находящегося в государственной собственности (объекты социальной инфраструктуры, жилые помещения, строения коммунально-бытового назначения и т.д., не подлежащие приватизации), в котором отсутствуют спорные объекты недвижимого имущества.
В указанных решениях также отражено, что по сообщению Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 3437 от 27.11.2000 года перечень основных средств Приложение N 1 к плану приватизации отсутствует, спора о праве собственности в отношении имущества принадлежащего заявителю нет.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 названного Постановления).
Материалы дела не содержат доказательств, что спорные объекты оставались в ведении приватизируемого предприятия с целью дальнейшей передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Кроме того как уже было сказано Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 было установлено, что объекты, расположенные в границах территории приватизируемого предприятия, но выполняющие функции обслуживания региона, находятся в ведении приватизируемого предприятия и являются общей совместной собственностью приватизируемого предприятия и соответствующего Совета народных депутатов.
При этом как следует из имеющейся в деле проектной документации спорные сооружения предназначались в том числе и для нужд города. Использование спорных сооружений в том числе и для отведения стоков города не оспаривается и сторонами.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности истцом заявленных требований и об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.02.2012 г.. по делу N А57-23274/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
...
Материалы дела не содержат доказательств, что спорные объекты оставались в ведении приватизируемого предприятия с целью дальнейшей передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Кроме того как уже было сказано Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 было установлено, что объекты, расположенные в границах территории приватизируемого предприятия, но выполняющие функции обслуживания региона, находятся в ведении приватизируемого предприятия и являются общей совместной собственностью приватизируемого предприятия и соответствующего Совета народных депутатов."
Номер дела в первой инстанции: А57-23274/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
Ответчик: ОАО "Энергокомплекс"
Третье лицо: Администрация Балаковского муниципального района, МУП "Балаково-Водоканал", Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов, ООО "Комплекс вспомогательных производств", Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского МР Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6815/12
05.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2173/12
16.03.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2637/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-23274/11