г. Чита |
|
5 мая 2012 г. |
А10-4277/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2012 года
по делу N А10-4277/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича (ИНН 032300759514, ОГРН 305032318800010, адрес: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 62 А) к Комитету по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г.Улан-Удэ (адрес места нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Калинина, 17, ИНН 0323027456, ОГРН 1020300983567)
о признании незаконным и необоснованным отказа во включении павильона-закусочной, расположенного по адресу г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б" в схему размещения нестационарных торговых объектов,
третье лицо - Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (адрес места нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25, ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340),
принятое судьей О.С. Найдановым,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица: не было;
установил:
Заявитель, Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич, обратился с заявлением к Комитету по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным и необоснованным отказа во включении павильона-закусочной, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решением суда первой инстанции от 13 февраля 2012 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд приходит к выводу о том, что оснований для принятия доводов заявителя о нарушении ответчиком пункта 6 статьи 10 Федерального закона N 381 и Постановления Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 6 не имеется.
Более того, арбитражный суд установил, что действия Комитета по промышленности, выразившиеся в письме от 11 октября 2011 года, носят информационный и разъяснительный характер, именно такое их назначение вытекает из содержания письма.
Отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов павильона-закусочной по адресу: пр. Строителей, 54 б, письмо Комитета по промышленности от 11 октября 2011 года N 987/1 не содержит. В силу этого, указанное письмо Комитета от 11 октября 2011 года не порождает для ИП Табдаева Ж.С. никаких правовых последствий, поэтому не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200048573510.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что невключение павильона-закусочной по адресу: пр. Строителей, 54 б, в схему размещения нестационарных торговых объектов не нарушает прав заявителя, поскольку такое включение свидетельствует о законности данной деятельности предпринимателя, как того требует Федеральный закон N 381-ФЗ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200048573527.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200048573534.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.03.2012.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела 14.09.2011 (т. 1, л.д. 7) предприниматель обратился повторно в Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ с заявлением, которым просил включить принадлежащий заявителю на праве собственности нестационарный торговый объект (магазин-закусочная), расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Строителей 54 б, в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с Федеральным закон N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Письмом от 11.10.2011 N 987/1 (т. 1, л.д. 6), Комитет уведомил предпринимателя о рассмотрении его обращения о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов павильона-закусочной по адресу г. Улан-Удэ, ул. Строителей 54 б, и сообщает, что по информации, предоставленной Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, договор аренды земельного участка по указанному адресу заключался с индивидуальным предпринимателем Скоблик Л.С. По решению Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12.05.2011, арендатор Скоблик Л.С., обязана освободить и передать Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ по акту приема-передачи земельный участок, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Строителей 54б.
В настоящее время данное решение находится на исполнительном производстве у судебных приставов. (Аналогичный ответ был дан 08.09.2011 (т. 1, л.д. 8).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно материалам дела, предприниматель по договору от 29.12.2007 приобрел долю закусочной расположенной по адресу г. Улан-Удэ, ул. Строителей 54 б (т. 1, л.д. 13).
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года по делу N А10-1802/2011, вступившим в силу в соответствии с постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.02.2012, признан незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ о предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", площадью 100 кв. м. с кадастровым номером 03:24:032801:0021, выраженный в письме от 11.05.2011 N 00230342, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как было установлено судом апелляционной инстанции по указанному делу, на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:0021 расположен временный объект (закусочная), конструкция из легких строений, принадлежащая заявителю.
Таким образом, как следует из материалов дела, и не оспаривается Комитетом и третьим лицом, предприниматель имеет на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032801:0021, находящемся в муниципальной собственности по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 54 "б", площадью 100 кв. м., объект нестационарной торговли -временный объект (закусочную) из легких конструкций.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность), а целями настоящего Федерального закона являются: 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно статье 2 для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия и в частности, нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании положений статьи 4 названного закона, государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: 1) установления требований к ее организации и осуществлению; 2) антимонопольного регулирования в этой области; 3) информационного обеспечения в этой области; 4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1).
Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Статьей 8 названного закона определены права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении.
Статьей 10 названного закона, установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7).
Согласно Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия утвержденному Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 6, порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия разработан в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях:
- установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в Республике Бурятия;
- создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения;
- формирования здоровой конкурентной среды.
В соответствии с пунктом 3.10 Порядка, утвержденные органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения не позднее десяти дней после их утверждения подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также не позднее указанного срока представляются в Республиканскую службу по потребительскому рынку и лицензированию на бумажном и электронном носителях для размещения на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 3.5 Порядка указано, что в схеме размещения нестационарных торговых объектов должны содержаться следующие сведения:
- наименование и тип торгового объекта;
- местонахождение торгового объекта;
- специализация (ассортимент реализуемых товаров);
- размер торговой площади объекта;
- срок функционирования объекта.
Из указанного следует, что для достижения провозглашённых Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" целей, реализации прав и соблюдения обязанностей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, установленных статьей 8 названного закона, информированности потребителей о наличии нестационарного торгового объекта, а также информирования Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию, и для размещения на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 3.5 Порядка, нестационарные торговые объекты, которые эксплуатировались до утверждения указанной схемы, сведения о нестационарной торговой точке заявителя должны быть включены в такую схему, поскольку в противном случае невключение таких объектов в названную схему свидетельствует о пересмотре мест размещения нестационарных торговых объектов, что не допускается названным законом и нарушает права заявителя.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что письмо Комитета от 11.10.2011 фактически игнорирует законное требование заявителя о включении его объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, что свидетельствует об отказе в удовлетворении просьбы заявителя, нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
Как считает суд апелляционной инстанции, письмом Комитета от 11.10.2011 нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку лицо, чей объект, невключенный в указанную схему, не подпадает под правовое регулирование данным законом, в связи с чем не вправе реализовать права и иные преимущества, установленные данным законом для лиц, чьи объекты включены в названную схему. Так, публичное размещение данной схемы доводит до сведения потребителей информацию о таких объектах, тем самым формируя отношение к таким объектам, как объектам подконтрольным государственным уполномоченным органам и допущенных к легальной деятельности.
То обстоятельство, что Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на момент предоставления информации Комитету по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ не исполнил решение арбитражного суда по делу N А10-1802/2011, не может свидетельствовать об отсутствии обязанности последнего включить объект предпринимателя в названную схему размещения нестационарных торговых объектов.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что указанный отказ не только нарушает права и законные интересы заявителя, но и не соответствует Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, которые суд считал установленными, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Взыскать с Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ в пользу индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргал Сергеевича судебные расходы в размере 300 рублей, уплаченных квитанцией от 08.11.2011 N 45 (т. 1, л.д. 5) и квитанцией от 02.03.2012.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2012 по делу N NА10-4277/2011 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ, изложенный в письме от 11.10.2011 N 987/1, о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов павильона-закусочной по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей, 54б, как несоответствующий Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Обязать Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргал Сергеевича.
Взыскать с Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ в пользу индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргал Сергеевича судебные расходы в размере 300 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.5 Порядка указано, что в схеме размещения нестационарных торговых объектов должны содержаться следующие сведения:
- наименование и тип торгового объекта;
- местонахождение торгового объекта;
- специализация (ассортимент реализуемых товаров);
- размер торговой площади объекта;
- срок функционирования объекта.
Из указанного следует, что для достижения провозглашённых Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" целей, реализации прав и соблюдения обязанностей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, установленных статьей 8 названного закона, информированности потребителей о наличии нестационарного торгового объекта, а также информирования Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию, и для размещения на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 3.5 Порядка, нестационарные торговые объекты, которые эксплуатировались до утверждения указанной схемы, сведения о нестационарной торговой точке заявителя должны быть включены в такую схему, поскольку в противном случае невключение таких объектов в названную схему свидетельствует о пересмотре мест размещения нестационарных торговых объектов, что не допускается названным законом и нарушает права заявителя.
...
То обстоятельство, что Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на момент предоставления информации Комитету по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ не исполнил решение арбитражного суда по делу N А10-1802/2011, не может свидетельствовать об отсутствии обязанности последнего включить объект предпринимателя в названную схему размещения нестационарных торговых объектов.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что указанный отказ не только нарушает права и законные интересы заявителя, но и не соответствует Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
...
Признать незаконным отказ Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ, изложенный в письме от 11.10.2011 N 987/1, о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов павильона-закусочной по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей, 54б, как несоответствующий Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов"."
Номер дела в первой инстанции: А10-4277/2011
Истец: Табдаев Жаргал Сергеевич
Ответчик: Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17315/12
12.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17315/12
06.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4871/12
29.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3422/12
29.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3425/12
05.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1144/12
13.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4277/11