г. Самара |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А55-18926/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сусловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2012 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу истца - Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 января 2012 года, принятое по делу N А55-18926/2011, судья Разумов Ю.М.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара,
к закрытому акционерному обществу "Автотехобслуживание" (ОГРН 1026301160687), г.Самара,
о взыскании долга 8 359 317 руб. 48 коп. и пени 30 260 492 руб. 14 коп.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Кордюшов А.С., представитель по доверенности от 01.03.2012 г.,
от ответчика - Кочетков И.Н., представитель по доверенности от 09.07.2010 г.,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Автотехобслуживание" о взыскании долга 8 359 317 руб. 48 коп. и пени 30 260 492 руб. 14 коп.
Исковое требование обосновано наличием у ответчика задолженности по оплате арендных платежей за период с 01.01.2007 г. по 14.06.2011 г. и начислением пени за просрочку платежей за период с 01.02.2007 г. по 14.06.2011 г.
ЗАО "Автотехобслуживание" с исковыми требованиями истца не согласилось.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 января 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Автотехобслуживание" против ее удовлетворения возражает, указав, что применение Министерством в расчете арендной платы постановления Самарской городской думы от 24.11.2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" противоречит условиям заключенного ответчиком договора аренды.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерство имущественных отношений Самарской области Кордюшов А.С. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель ответчика Кочетков И.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, усматриваются следующие фактические обстоятельства спора:
30.10.1997 г. между Комитетом по землеустройству и земельным ресурсам г. Самары (арендодатель) и АООТ "Автотехобслуживание" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 28896, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый номер "83" площадью 3900,0 кв.м., расположенный по адресу: ул.Партизанская, ул. Лунная в Железнодорожном районе, автостоянка N 6.
В соответствии с условиями договора (п. 2.1) арендатор обязался оплачивать арендную плату за пользование земельным участком в размере налог х 1; 650 х 2 х 1,5 х 2 х 1 х 3900 = 15 210 000 руб. в год. При этом размер платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с постановлениями органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшение арендной платы или полного освобождения от нее) с письменным извещением арендатора.
Арендная плата должны вноситься арендатором ежеквартально в установленные пунктом 2.1 договора сроки.
В случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает неустойку в размере 0,3% от суммы неуплаты за каждый день просрочки (п. 2.2 договора).
Соглашением от 30.11.2004 г. права и обязанности арендодателя по указанному договору были переданы Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Самарской области Комитету по управлению имуществом города Самары.
В связи с изменением законодательства с 01.07.2006 г. Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара. С указанного времени полномочия по распоряжению указанными выше земельными участками для целей, не связанных со строительством возложены на истца.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно и полностью вносить арендную плату.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды, однако в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
Исходя из содержания пункта 2.1 договора, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при заключении договора аренды N 28896 от 30.10.1997 г. стороны согласовали формулу расчета арендной платы: А = S х Ам х К94 х К95 х К96 х К97, где:
А - размер арендной платы (в год);
S - площадь земельного участка (3900,0 кв.м.);
Ам - ставка земельного налога за 1 кв.м. - 650 руб./кв.м. (постановление Администрации города Самары от 01.03.1994 г. N 324);
К94 - коэффициент 1994 года - 1 (постановление Администрации города Самары от 01.03.1994 г. N 324);
К95 - коэффициент 1995 года - 2 (Федеральный закон РФ от 31.03.1995 г. "О федеральном бюджете на 1995 год");
К96 - коэффициент 1996 года - 1,5 (постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 378);
К97 - коэффициент 1997 года - 2 (Федеральный закон РФ от 26.02.1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 год".
Исходя из условий договора и указанной формулы, размер годовой арендной платы составляет 15 210 руб., указанная арендная плата оплачивалась ответчиком в спорном периоде, что истцом не оспаривается.
Заявляя исковые требования, Министерство имущественных отношений Самарской области настаивало на применении в спорном периоде следующих формул определения размера арендной платы:
За период с 21.03.2008 г. по 31.12.2008 г.
Ап =S х Скад х Ка х Кпр х Кв х Ки, где
Ап - размер арендной платы за год;
S - площадь земельного участка (3900,00 кв.м.);
Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по вилам использования земель (постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254) - 6942,59 руб.;
Ка - коэффициент категории арендатора (приложение N 1 к методике определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74) - 1,0;
Кпр - коэффициент престижности (приложение N 2 к методике определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74) - 0,43;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка (приложение N 3 к методике определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74) - 0,032;
Ки - коэффициент инфляции (2006 г. - 1; 2007 г. - 1,08; 2008 г. - 1,07 - установлены постановлением Самарской Губернской Думы от 25.09.2007 г. N 226).
Исходя из данных условий, истец определил размер арендной платы в месяц:
6942,59 х 3900 х 0,032 х 0,43 х 1 х 1 х 1,08 х 1,07:12=35 878 руб. 22 коп.
В спорном периоде (с 21.03.2008 г. по 31.12.2008 г.) размер арендной платы истцом определен (35878,22 : 31 х 11) + (35878,22 х 9) = 335 829 руб. 33 коп.
За период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.04.2009 г. N 227).
Ап = А2 + (А1 - А2) х 0,25, где
Ап - размер арендной платы в год;
А1 - размер арендной платы за использование земельного участка, определяемый в соответствии с Порядком определения размера арендной платы (постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308);
А2 - размер арендной платы за использование земельного участка, определяемый в соответствии с Порядком определения размера арендной платы (постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 по состоянию на 01.12.2008 г.).
При этом А1 рассчитывается по формуле - А1 =S х Скад х Ка х Кпр х Кв х Ки, где
А1 - размер арендной платы;
S - площадь земельного участка (3900,00 кв.м.);
Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по вилам использования земель (постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473) - 5932,52 руб.;
Ка - коэффициент категории арендатора (таблица N 1 методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308) - 1,0;
Кпр - коэффициент приближенности (таблица N 3 методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308) - 0,43;
Кв - коэффициент вида использования земельного участка (таблица N 2 методики определения размера арендной платы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308) - 0,032;
Ки - коэффициент инфляции 2009 г. - 1,085 (установлен постановлением Самарской Губернской Думы от 22.10.2008 г. N 800).
Исходя из данных условий, истец определил размер арендной платы за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. - 5932,52 х 3900 х 0,032 х 0,43 х 1 х 1,081 = 345 423 руб. 60 коп.
За период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.04.2009 г. N 227) размер арендной платы исчислен истцом по той же формуле и в прежнем размере 345 423 руб. 60 коп.
За период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.04.2009 г. N 227) размер арендной платы истцом исчислен по формуле Ап = А2 + (А1 - А2) х 0,35 в размере 390 343 руб. 69 коп.
Таким образом, при расчете наличия и размера задолженности ответчика по уплате арендных платежей истцом фактически изменена согласованная договором методика определения размера арендной платы, применены ранее не согласованные повышающие коэффициенты, кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем договор аренды, заключенный в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в этот договор в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса.
Однако в настоящем деле увеличение размера арендной платы, предъявленной к оплате, обусловлено не повышением базовых ставок, а изменением министерством методики ее определения в одностороннем порядке, а именно введением дополнительных коэффициентов (Ка, Кпр, Кв, Ки).
Между тем, поскольку при заключении договора аренды от 30.10.1997 г. стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле, такой порядок формирования платы должен был сохраняться и при смене арендодателя. Данная методика после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 2.1 договора аренды от 30.10.1997 г. условие о том, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер арендной платы за пользование землей, подлежала толкованию с учетом согласования сторонами договора определенного порядка формирования платы.
Системное толкование условий договора аренды от 30.10.1997 г. указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете, и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством упразднения старых или введения новых расчетных коэффициентов.
Поскольку положения договора аренды от 30.10.1997 г. не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие уполномоченными органами государственной власти нормативных актов, изменяющих правовые нормы, регулирующие размер арендной платы само по себе не может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора.
Поскольку изменение методики определения арендной платы было произведено министерством в нарушение условий договора от 30.10.1997 г., что повлекло существенное увеличение ее размера, это нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 г. N 1709/11.
В апелляционной жалобе истец, без каких-либо обоснований своей правовой позиции настаивает на своем праве в одностороннем порядке изменять методику исчисления арендной платы в случае изменения нормативных актов, регулирующих размер арендной платы.
Доводы истца, как противоречащие действующему законодательству, толкованию правовых норм, изложенному в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 г. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 января 2012 года, принятое по делу N А55-18926/2011, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - Министерства имущественных отношений Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем договор аренды, заключенный в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в этот договор в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса.
Однако в настоящем деле увеличение размера арендной платы, предъявленной к оплате, обусловлено не повышением базовых ставок, а изменением министерством методики ее определения в одностороннем порядке, а именно введением дополнительных коэффициентов (Ка, Кпр, Кв, Ки).
Между тем, поскольку при заключении договора аренды от 30.10.1997 г. стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле, такой порядок формирования платы должен был сохраняться и при смене арендодателя. Данная методика после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Поскольку изменение методики определения арендной платы было произведено министерством в нарушение условий договора от 30.10.1997 г., что повлекло существенное увеличение ее размера, это нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 г. N 1709/11."
Номер дела в первой инстанции: А55-18926/2011
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: ЗАО "Автотехобслуживание"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18926/11
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6844/12
04.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2744/12
23.01.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18926/11